Смекни!
smekni.com

Брак Гая Силия и Валерии Мессалины в изложении Корнелия Тацита (стр. 2 из 2)

Таким образом, смерть Мессалины и Гая Силия была не следствием их порочности и нарушения законности семейных уз императора, а произошла в результате интриг Нарцисса в борьбе за власть и влияние на принцепса. Анализ описания их брака и отношения к нему современников показывает, что он не нес в себе ничего противозаконного. Мессалина, по-видимому, дала развод Клавдию и нет никаких оснований утверждать, что она не имела права этого делать. Жречество, окружение, армия и народ выступали в роли свидетелей при этом браке и не видели в нем нарушения каких-либо юридических или нравственных норм. Другое дело, что разводное письмо Мессалины Клавдию могло не дойти до адресата и осесть в руках интригана Нарцисса, контролировавшего каждый шаг императора.

Сам Клавдий, видимо, также не остыл чувствами к Мессалине. Поэтому, не имея законной возможности воспрепятствовать ее браку с Силием, он не препятствовал интригам Нарцисса, видимо, надеясь с их помощью погубить Силия и вернуть Мессалину. Это объясняет его будто бы нерешительное и бездеятельное поведение. И ему удалось почти полностью осуществить свой план. После осуждения и убийства Силия он уже готов был послать за Мессалиной. Тогда Нарцисс, видя что задуманному им грозит гибель, так как Мессалина не замедлила бы расправиться с убийцей Гая Силия, перехватил инициативу и приказал убить Мессалину. Это было противозаконное убийство, закамуфлированное заботами об интересах государства и императора Клавдия. Видимо, для его оправдания и проводилась столь настойчиво мысль о порочности Мессалины. Других аргументов у обвинителей просто не было. Клавдий узнал о ее смерти постфактум и вынужден был смириться с тем, что отпущенник переиграл его.

Судя по изложению Тацита, инициатива в заключении брака с Мессалиной принадлежала Гаю Силию. Однако и сама Мессалина выступала не пассивной стороной. Она первой последовала своему чувству и оставила Клавдия ради Силия. Она сама инициировала развод с Клавдием. Последнее показывает, что Мессалина выступала в роли persona sui iuris и не была подчинена manus Клавдия в браке с ним. Возможно, участие верховного понтифика и старшей весталки на стороне Мессалины в истории с ее браком с Гаем Силием указывает на то, что этот брак имел характер конфарреации. Незадолго до описываемых событий в 23 г. был принят закон, по которому конфарреационный брак утрачивал manus mariti во всех сферах, за исключением религиозной.

Расхожее мнение об упадке римской нравственности, особенно в высших слоях общества, в конце республиканской – начале императорской эпохи по-видимому связано с тем, что именно в это время эволюция брачных норм в римском праве происходила особенно быстро. Общество не могло быстро примениться к переходной правовой ситуации. Одни люди использовали новые нормы для достижения своих целей. Жившие рядом с ними другими мыслили старыми категориями и вопринимали новшества с осуждением как нарушение привычной нравственности. Третьи использовали несовпадение установившегося права и общественной психологии, сохранявшей связь со старыми нормами, для интриг и достижения собственных целей. В эпоху Светония и Тацита случай брака Гая Силия с Мессалиной уже воспринимался как нечто противоправное, поскольку фигура принцепса заметно обособилась от массы граждан в правовом отношении. Общество легко воприняло официальную версию о развращенности Мессалины, а ее право на столь же легкий развод с принцепсом как со всяким другим гражданином было просто затушевано традицией.