Смекни!
smekni.com

"Рабский вопрос" в идеологии эллинизма (стр. 2 из 2)

До сего времени мы говорили об образе рабов в эллинистической литературе и искусстве, а также об отношении к рабам стоической философии. Однако этим не ограничились новые веяния эпохи. Кое-что проступает теперь и в самом эллинистическом обществе. Если поэтами, выдающимися художниками и философами в Греции классического периода обычно были свободные граждане полисов, то теперь картина несколько меняется. В среду философов проникают рабы. В числе учеников Эпикура были рабы, из них выделялся Мис [Diog. Laert., X, 2 (3),5 (10)]. Философ Бион Борисфенит в молодости также был рабом (Diоg. Lаегt., IV, 7, 1). Эти явления не ограничиваются эллинистическим Востоком, они свойственны и Италии III–II вв. до н.э., где испытавшие рабскую долю Ливий Андроник и Теренций открывают длинную серию рабов – художников, философов и ученых, принадлежавших римской знати.

В период эллинизма более доступными для рабов становятся и общественные культы. Еще в предшествовавший период рабы допускались к элевсинским мистериям16; теперь когда мястериальные культы получили более широкое распространение, возросло и число приобщавшихс а к ним рабов17.

Таким образом литература, театр, искусство и философия эллинистического периода в гораздо большей мере, чем прежде, привлекали внимание господ к их рабам и должны были вызывать хотя бы некоторое сочувствие к их доле.

Однако все это не было ни главной, ни даже существенной чертой идеологии эллинистического общества. Совершенно иным направлением отличаются помпезное придворное искусство и литература или не лишенная гедонистического налета садово-парковая скульптура, портретные статуи, а равно и изображения богов. К тому же и художники, изображая рабов, не всегда стремились вызвать к ним сочувствие, нередки карикатурные фигурки рабов, которые должны были вызвать насмешку и презрение рабовладельца. Что же касается основных задач, поставленных эллинистической философией, и официальных культов эллинистической [с.17] религии,то и они не были устремлены на защиту слабых и угнетенных. Все же, несмотря на все это, в идеологии III–II вв. до н.э. со всей отчетливостью выступила новая проблема, не тревожившая умы греческого общества предшествовавших веков, и этой проблемой стал «рабский вопрос». В связи с этим как ни малы были пробивавшиеся ростки нового, они не могли не привлечь внимания тех, кто особенно был заинтересован в смягчении своей участи. Так, допуск рабов к мистериальным культам наравне с рабовладельцами должен был способствовать некоторому подъему их самосознания, тем более, что значительную часть их составляли не рожденные в неволе, а порабощенные свободные, общий характер представлений которых вряд ли существенным образом отличался от воззрений широких кругов эллинистического общества. Так, можно считать установленной18 связь рабов с культами многих богов, особенно круга Деметры, Диониса, Асклепия, Сераписа. С другой стороны, такие специально рабские божества19, как {rvw e|men{w – Дримак (Athen. Deipn., VI, 266с) на Хиосе, вряд ли играли существенную роль в религиозных представлениях рабов.

Наконец, та незначительная часть рабов, которой стала доступна эллинистическая морализирующая философия, должна была с особенной остротой ощущать бесправие своих собратьев. Вероятно, в этой среде рабов-философов и других представителей рабской интеллигенции роились отрывочные мысли-попытки создать свою теорию общества еще задолго до того, как великие рабские восстания II–I вв. до н.э. открыли перед ними реальную возможность пытаться осуществить построение такого общества на практике.

Такими представляются самые общие черты «рабского вопроса» в идеологии эллинизма.

Список литературы

1. Так, во «Всадниках» под видом рабов выведены: Демосфен, Никий и Клеон (С.И. Соболевский. Аристофан и его время. М., 1957, стр. 99).

2. Г.Ф. Церетели. Новые комедии Менандра. Юрьев, 1914, стр. 55–58.

3. Е. Рfuhl. Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd. III. Munchen, 1923, S. 165, Fig. 468.

4. Г.Ф. Церетели. Указ. соч., стр. 52 сл.

5. Неrоnd. V, 10 sq., 24 sq., 31 sq., 62 sq.

6. И.И. Толстой. Повесть Харитона как особый литературный жанр поздней античности. См.: Харитон. Повесть о любви Херея и Каллирои. М.– Л., 1954, стр. 168 сл.

7. Th. Schreiber. Die hellenistischen Reliefbilder. Leipzig, 1894; М. Ростовцев. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. СПб., 1908, стр. 20 сл., табл. VI и VII; G. Guillini. I mosaici di Palestrina. Roma, 1956, p. 40, tav. XVI.

8. Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. Эллинистическо-римская культура. СПб., 1914, стр. 118, рис. 57; А. Кostеr. Die griechischen Terrakotten. Berlin, 1926, S. 89 f., Taf. 100, 102; В.Д.Блаватский. Греческая скульптура. М.–Л., 1939, стр. 169 и 174, рис. 149.

9. В.Д.Блаватский. Указ. соч., стр. 170, 175, рис. 150.

10. М. Соllignоn. Geschichte der griechischen Plastik, Bd. II. Strassburg, 1898, S. 544 f., Fig. 259; В. Д. Блаватский. Указ. соч., стр. 173, 183, рис. 157.

11. Е. Zеllеr. Die Philosophie der Griechen, Bd. II, 1. Leipzig, 1875, S. 278 f; Bd. III, I, Leipzig, 1909, S. 306 f.

12. Philо. De mundi ofic., § 3; Сiс. De leg., I, 7, 23.

13. Philо. De septen. et test. dieb. (no: Arnim. Stoicorum veterum fragmenta, vol. III. Lipsiae et Berolini, 1923, p. 86, № 352).

14. Philо. Quod omnis probus liber (Arnim. Op. cit., p. 87, № 357).

15. Е. Zеllеr. Op. cit., S. 308 f.

16. H. И. Новосадский. Елевсинские мистерии. СПб., 1887, стр. 86.

17. Ф.Ф. Зелинский. Религия эллинизма. Пг., 1922, стр. 25 сл., 53; А.Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. M.– Л., 1950, стр. 326 сл.

18. F. Bomer. Untersuchungen uber die Religion der Sklaven in Griechenland und Rom, Bd. III. Mainz, 1961, II, S. 235 f.

19. E. Rohde. Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen, Bd. II. Tubingen, 1910, S. 335, Anm. 3.