Смекни!
smekni.com

Кидани и Сибирь (стр. 2 из 3)

Наконец, в 1119 г. вождь цзубу Бушучжи, воспользовавшись войной киданей и чжурчжэней, поднял восстание и освободился из-под власти Ляо. При чжурчжэньской династии Цзинь цзубу неоднократно совершали нападения на владения империи, но вынуждены были в конце концов подчиниться.

В китайских источниках приводятся довольно скудные сведения о социально-экономическом и политическом развитии союза цзубу, тем не менее некоторые выводы сделать можно. Территория расселения цзубу была значительной. На юге граница с Ляо проходила в северо-восточной части Гоби, а на севере владения цзубу простирались севернее р. Керулен (Лунцзюй). Здесь обнаружены городища, напоминающие по планировке киданьские. Состав союза цзубу был неоднороден, выделяется три группы: западная, северная и северо-западная. Племена, входившие в их состав, различались по уровню своего социально-экономического развития. Для большинства из них характерно разложение первобытно-общинных отношений, о чем свидетельствует выделение правящего рода, родовой верхушки. Отмеченные в китайских источниках наименования титулов и должностей позволяют прийти к выводу о серьезном политическом влиянии южного соседа — киданьской империи. Ляосское государство вынуждено было мириться с мощью племен, признавая право их вождей представлять подчас весь племенной мир степей.

Разнообразные природно-климатические условия обитания племен цзубу отразились в разнообразном перечне предметов дани. Помимо лошадей здесь значатся также верблюды, соколы, горностаи, кроты и т.д. Любопытно, что кидани несколько раз запрещали продажу этим племенам железа и меди, опасаясь что они могут усовершенствовать свои орудия труда., оружие, а также наладить выпуск фальшивой монеты (сер. XI в.). Ляосское государство вынуждено было смириться с помощью племен, признавая право их вождей представлять, подчас весь племенной мир степей. Некоторые свидетельства позволяют думать, что цзубу активно участвовали в торговле со многими племенами и народа и Восточной Азии, возможно, даже с Кореей (ЛШ, цз. З).

Таким образом, можно предположить, что складывание племенного союза цзубу, апогеем развития которого было правление Могусы, явилось одной из первых попыток северных монгольских племен создать свою государственность.

Особые отношения у киданей сложились с племенами шивэй. По вопросу о занимаемой им территории нет единодушного мнения среди исследователей. Одни расширяют зону их обитания до Якутии (В. П. Васильев), другие (Э. Бретшнейдер, Д. Позднеев, В. В. Радлов) ограничивают Прибайкальем. Называется и бассейн р. Амур (Виттфогель К. А., Фэн Цзя-шэн, Окладников А. П.). Современные исследователи (Комаи Есиаки, Е. И. Кычанов, В. С. Таскин, Л. Л. Викторова) сходятся в том, что шивэй проживали к северу от империи. Южная их часть (по Рашид ад-Дину, племена тутукулуйт, алчи, чаган, куин, терат, баркуй) были покорены киданями при создании своего государства. Район их обитания был богат медью, железом, золотом и серебром. Эти племена были подчинены киданьской администрации.

Через киданьскую империю проникали в Южную Сибирь и многие элементы дальневосточной и цунтральноазиатской культуры. Прежде всего, нужно упомянуть о буддизме, с которым киданьские племена познакомились довольно рано. Страны, где буддизм преобладал или имел значительное влияние (Китай, Корея, Бохай) , с незапамятных времен окружали киданей. Неоднократно совершая набеги на соседние территории, кидани уводили в плен большое количество жителей, среди которых было немало и буддийских монахов. Так, Храм Небесных Героев в Верховной Столице основан в 912г. после похода киданьской армии на Китай, где было захвачено в плен пятьдесят монахов. Да и сами буддисты из Китая, Уйгурии и других стран активно проповедовали свои взгляды за пределами родины. В 1067г. тангуты прислали киданьскому двору буддийскую сутру «Цзюэ-цзин» на санскрите, золотую статуэтку будды и уйгурского монаха. В одной из ляоских надписей сообщается, что один из членов императорского рода Елюй собрал большое количество буддийских сутр из разных стран.

Установление могущественной державы открыло дорогу широкому распространению буддийского вероучения. Распространившись сначала среди земледельческого населения, буддизм вскоре приобрел приверженцев и среди кочевников, преимущественно знатных. И здесь он вступил в контакт с племенными культами. В киданьской империи происходил процесс медленной ассимиляции древних форм религии, включение в буддийскую практику местных обрядов. Буддизм был связан прежде всего с теми сферами человеческой судьбы, где важны были оккультные возможности реинкарнации, окончательного спасения и вечного отдохновения. В результате наметилась тенденция и к ассимиляции буддизмом других религиозных верований. Распространение буддизма на широкие пространства Центральной Азии, дополнительный толчок которому дали кидани, продолжалось. Кроме того, ушедшие на запад от разгрома кидани понесли свою религию племенам и народам Восточного Туркестана.

После крушения киданьской империи часть племен с территории Ляо откочевала на запад. Член императорского рода Елюй Даши, по сообщению сунского чиновника Чао Цзуди (1128 г.), провозгласил на северо-западе империи себя правителем государства Бэй Ляо (Северное Ляо) с почетным титулом Тянь-юй[17]. Впервые в отечественной историографии об этом упомянул Л. Р. Кызласов[18]. Анализ письменных источников позволяет уточнить, что здесь мы имеем дело с любопытной, но более простой ситуацией. Даши с целью восстановления империи и организации борьбы с чжурчжэнями пытается создать союз племен и придать ему наступательный характер. Этот план он и излагает в своей известной речи на курултае в Бэйтине: «Сейчас, полагаясь на справедливость своего дела, я прошу вашей помощи в уничтожении нашего общего врага и восстановлении нашей империи. Я уверен, что вы почувствуете сострадание к нашим бедам. Можете ли вы смотреть без горя на разрушение храмов наших духов-правителей? Без сомнения, вы поможете вашему императору и отцу; вы не будете безразлично смотреть на несчастье наших людей»[19]. Племена дали 10 тыс. хорошо вооруженных и прекрасно обученных воинов. Даши назначил командиров, привел в порядок оружие и снаряжение, разделил отряды по 500 человек[20]. Под его знамена стали собираться и киданьские беженцы, и «лишившиеся имения голодные, истомленные, бедные и всякого сорта люди»[21]. Одновременно он пытается создать систему укрепленных районов («семь чжоу на западной границе»: Вэйу Чун-дэ, Хуй-фань, Синь, Да-линь, Цзу-хэ, До)[22]. В силу этого говорить о каком-либо реальном «государстве» Бэй Ляо не приходится. Это была всего лишь попытка сколотить военную коалицию племен и подготовиться к чжурчжэньскому нашествию. Но племена, собравшиеся на съезд, предполагали организовать лишь оборонительный союз и потому после первых же активных действии Даши (поход на округ Тайчжоу к запасу от слияния рек Нонни и Сунгари), один за другим стали отпадать от этого союза. Таким образом, киданям, предводительствуемым Елюй Даши, не оказалось места среди кочевых народов Восточной Азии и оставалось либо подчиниться чжурчжэням, либо уйти в западные районы, где они (пусть силой) могли получить земли для расселения. Среди 18 же племен, поддержавших Даши, значатся племена, жившие в самых разных частях Монголии и Сибири. Здесь Большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкал", теле (теленгуты Рашид-ад-Дина), обитавшие по берегам Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (миркиты), цз-бу (татары) тан-гу (тангу), ху-му-ссю (ху-мус), е-си (йисуты), би-гу-да, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, х-чу, уру-ди (уги, урянхаи), бу-су-а.нь, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у Рашид-ад-Дина тамгалык), цзю-эр-би. Этим списком подтверждается сообщение «Цзинь-ши», что влияние Даши распространялось практически на всю Монголию[23].

Главным опорным пунктом Даши был г. Кэдуньчэн. С таким названием было несколько городов. В какой же из этих городов направился Елюй Даши, в каком направлении — на запад (24) или на север (25)? Иначе говоря, к тангутам или монголам? Анализ источников убедительно показывает, что он намеренно шел именно в гopoд, расположенный на р. Орхон, — важный военный центр на северо-западной границе киданьской империи. Основной задачей размещенного там гарнизона был контроле над союзными племенами. Он насчитывал более 20 тыс. киданьских воинов.

Анализ китайских источников приводит к выводу, что кидани дважды пытались вторгнуться на территорию Туркестана. Прежде чем отправиться к «арабам» армия Даши для отдыха и пополнения продовольствия пыталась пробиться в горы Иншань (хр. Борохоро, входящий в систему Тянь-шаня), но не смогла сразу дойти до пастбищ из-за обильного снега и нагромождения скал. Затем она двинулась на север (26).

На первых порах кидани поселились в районе, где, как указывают мусульманские источники, проживают киргизские племена. Этот район постепенно превращался в плацдарм для дальнейшего продвижения на запад. «Земля эта заселилась: отовсюду лишившиеся имения, голодные, истомленные, бедные и всякого рода люди собирались в этот город; народонаселение увеличилось до сорока тысяч семейств» (27). Город, о котором идет речь, находился на юге Тувы. В монгольском эпосе есть сообщение, истоки которого восходят к XI в., о родоначальнике племени мангутов хане Нанчине, жившем на Орхоне: «Соседним государством Нанчина является государство кергисов», Рашид ад-Дин тоже указывает, что киргизы в это время граничили с юго-запада с найманами, жившими к югу от Алтая. У них часто происходили стычки, а в 1199r. найман Буюрук-хан бежал со своей территории от Чингис-хана в Туву, которая в это время была «одной из областей кыргызов». Вскоре кидани, по сообщению Абулгази, «считая тамошних жителей за пришельцев … начали похищать скот у них, а потому и там не могли ужиться» (28). По словам Рашид ад-Дина, войско киданей «подошло к границе киргиз: они напали на племена, которые были в те пределах, а то племя (кыргызы) также оказывало им противодействие» (29). Встретив это сопротивление, кидани в 1132 г. вернулись в Турфанское княжество. И уже отсюда вторым путем они пришли в район Имиль (Чугучак), захватив с собой огромное количество тюркских племен (40 тыс. шатров). Пришедшие с Даши племена «основали город» Имиль (30).