Смекни!
smekni.com

Теории федерализма на современном этапе (стр. 2 из 6)

Федерализм (а если взять несколько шире – полицентризм) является базовой моделью организации человеческого общества, вновь и вновь репродуцируемой им на разных этапах развития. Уходя с той или иной политико-правовой арены, федерализм снова и снова возвращается на нее, заставляя вспоминать о себе народы и государства. Федерализм – это не только модный (либо, как в нашем случае - вышедший из моды) политический лозунг, но и системная категория; это не только форма, но и содержание; это не только цель, но и ценность.[4] Именно поэтому исследования в области теории федерализма никогда не потеряют своей актуальности и требуют новых подходов, новых взглядов для осознания всех проблем и потребностей в этой сфере.

1.2 Федерализм в теории институциональных матриц

Федерация (от лат. faederatio - союз, объединение) означает соединение независимых территориальных субъектов. В научной, прежде всего юридической, литературе понятия федеративности и унитарности применяются часто лишь в отношении форм государственного устройства. В то же время все более распространяется точка зрения о том, что эти термины несут в себе более глубокое содержание и отражают внутреннюю сущность политических систем и обществ в целом, построенных по этим принципам.

Попробуем определить этот целостный комплекс закономерностей, присущих федеративным и унитарным обществам, и, соответственно, политическим устройствам, используя не описательный, а институциональный подход. Такого рода институционализм рассматривается в обществоведении России как исторически ему присущий, имеющий собственную, а не заимствованную из нео-институционализма, основу.[5]

Применение институционального подхода позволяет конкретизировать различия между этими системами и выделить два типа институтов, которые доминируют при том или ином типе политического устройства. Выполняя одни и те же общественные функции базовые институты при федеративных или унитарных политических устройствах имеют качественно различное содержание. И тот, и другой институциональный комплексы образуют органическое единство. Ни один из указанных институтов федеративного или унитарного устройства государств не может быть "изъят" из конфигурации соответствующей политической системы, все они равно значимы для ее действия, взаимосвязаны и обуславливают действие друг друга.[6]

Попыткой теоретического объяснения устойчивой специфики федерализма в странах с определенным типом исторического развития явилась созданная в конце 90-х годовтеория институциональных матриц, согласно которой общественная жизнь любой страны находится под воздействием т.н. институциональной матрицы, представляющей собой систему базовых институтов, регулирующих воспроизводство основных общественных подсистем - экономики, политики и идеологии. Носителем институтов рыночной экономики, федерализма и субсидиарности[7] является институциональная матрица Y, характерная для США и большинства стран Европы, а также противоположных черт - редистрибутивной экономики[8], унитарного политического устройства и коммунитарности[9],присущих России и большинству стран Азии - матрица X.

Покажем "Дерево" понятий теории институциональных матриц (рис.1). Оно "растет сверху вниз", поскольку отражает логику последовательного оперирования понятиями сначала общими, агрегированными, содержание которых развертывается затем в группах понятий более конкретных, частных.

Теория институциональных матриц базируется на определенном представлении об обществе, поэтому именно общество составляет вершину "дерева" понятий, его исходный пункт. Далее это представление разворачивается, т. е. конкретизируется. Свойственные Х и Y-матрицам комплексы базовых политических институтов в концентрированной форме выражают различия между двумя альтернативными типами политического устройства. Сколь угодно много ни рассматривали бы мы конкретных политических систем, в конечном счете, они характеризуются доминированием либо первого, либо второго комплекса политических отношений.

Рис. 1

И та, и другая политическая система может быть воспринята населением государства и как принудительная, действующая на основе насильственно внедряемых мер, и как справедливая, разделяемая жителями, действующая на основе "общественного договора". Условием, предпосылками такого договора является научное и практическое осмысление складывающихся в обществе политических моделей, их развитая социальная артикуляция (в виде адекватных правовых норм) и признание их гражданами и всеми социальными группами как естественной, эффективной и отвечающей их общим интересам.

Итак, какие именно базовые институты формируют институциональное ядро западных политических систем, характерных для Y-матрицы? Прежде всего, в такой политической системе территориальное устройство государства регулируется институтом федерации. В данном случае речь идет не о формально-юридическом понятии федерации, отражаемом в названиях и конституциях конкретных государств, но о федерации как "определенном виде политического института" (King, 1982, p. 19), реально пронизывающим все стороны политической жизни. Так, например, 14 июля каждого года во Франции официально уже много лет празднуется День независимости, или День федерации, хотя эта страна не относится в юридическом смысле к федеративным государствам. Но название празднику дано самой сущностью проведенных в ходе революций государственных преобразований, осознанных и народом, и руководством страны.

Институт федерации определяет правила взаимодействия частей государства между собой и государства как целого. Прежде всего, федерация означает равенство и суверенность входящих в состав государства территориальных образований. Одновременно она предполагает четкое разграничение роли и функций федерального Центра и субъектов федерации. Несмотря на наличие общих целей, в сферах, закрепленных за ними текстом основного закона государства, федеральное правительство и субъекты федерации сохраняют свой суверенитет. Распределение компетенций власти между центральным правительством и составными частями - "продукт конституционного договора между двумя уровнями управления, ни один из которых не в состоянии изменить или отменить этот договор" (Osaghae, 1990).

Система региональных отношений при федерации лишена элементов иерархического подчинения, ее субъекты не соподчинены. Федеральное правительство также не возвышается над субъектами федерации - федеральные власти и регионы сосуществуют как равноправные и параллельно действующие центры власти в пределах своих компетенций.

Душой федерации, по выражению уже цитировавшегося японского исследователя Игосы Осагхи, является "нецентрализация" (Osaghae, 1990, p. 98). Субнациональные сообщества существуют как самодостаточные политические и экономические образования, и центральное правительство не может по своему желанию децентрализовать или рецентрализовать осуществление власти.

Исторически федерации возникали, как правило, путем объединения отдельных территориальных сообществ для объединения усилий и дополнительного противостояния угрозе со стороны третьих сил. После объединения и определения функций центральной власти каждое из территориальных образований сохраняло в рамках внутреннего государственного устройства высокую степень политической и экономической самостоятельности, а не становилось лишь административной единицей.

Для западных обществ федерация - будучи таковой не по названию, но по сути - представляла собой преобладающий путь формирования государств.

В унитарно-централизованном политическом устройстве институтом, регулирующим территориальную организацию общества и определяющим взаимодействие его территориальных частей, является институт административного деления государства. Действие этого института означает, что имеет место соподчиненность территориальных единиц при верховенстве Центра и существует единое поле компетенции, или круга полномочий, подлежащих общему ведению государства в целом и его территориальных частей. Это означает также, что действуют общие принципы и единая система организации власти во всех территориальных частях страны.

При административном делении вся государственная территория исходно представляет собой единый объект управления, а выделение тех или иных территориальных единиц служит, прежде всего, задаче упорядочивания единого хозяйства. При этом образующие государство территории и поселения характеризуются иерархией статусов. Тем самым административное деление означает привилегированное районирование пространства, при котором регионы образуют иерархию и соподчинены (Каганский, 1995, с. 92-95). Иерархические вертикальные отношения доминируют над территориальными горизонтальными связями.

На Руси территориальная структура имела отчетливо выраженный иерархический характер уже с X века, так как государство в тот период представляло собой "союз волостей и пригородов под властью старшего города" (Владимирский-Буданов, 1886, с. 40). При этом город земли являлся старшей общиной, следующий уровень иерархии представляли пригороды, затем - сельские волости. Вершиной иерархии являлся центральный город русского государства - в то время это был Киев. Вышестоящий уровень налагал на нижестоящие уровни территориальной структуры подати, концентрировал у себя судебную и религиозную власть