Смекни!
smekni.com

Из истории изучения сельского хозяйства Сибири в начале 1920-х гг. (стр. 2 из 2)

При этом, как утверждал Новомбергский, с повышением роли животноводства зерновое хозяйство не только не придет в упадок, но и получит дополнительные стимулы развития. Несмотря на сокращение посевных площадей, валовые сборы зерна должны повыситься, потому что скот доставит обильное удобрение[13].

По мысли автора, вопрос о выдвижении животноводства на приоритетное место в системе крестьянского хозяйства назрел и для Европейской России, и для Сибири. В последней же он выявился в более острой форме. Дело в том, что в Европейской России сложились крупные городские центры, дающие сельскому населению неземледельческий заработок. Там развиты фабрично-заводское производство и местная кустарная промышленность в широком масштабе. В случае неурожаев для срочного передвижения хлебных грузов в Европейской России имеется густая сеть железных дорог и водного транспорта[14].

В Сибири же фабрично-заводские производства почти отсутствовали, кустарные промыслы были ничтожны, городские центры мало населены и редки, пути сообщения недостаточны для экстренного передвижения продовольственных запасов. Сибирский климат суровее европейского и капризнее, поэтому неурожаи случались здесь чаще.

В предполагаемой таким образом трансформации сельского хозяйства автор определенное внимание отводил возникшим к тому времени общественным формам производства: совхозам и колхозам. Они и должны были показать пример в переориентации аграрного производства с зернового хозяйства на животноводство.

При этом, однако, автор рассматривал совхозы и коммуны прежде всего как «культурно-агрономические центры». Надо полагать, что мысль Новомбергского ограничить роль «социалистического сектора» только агрикультурным воздействием противоречила идеологическим установкам советской власти. В последующем, когда новая экономическая политика была свернута, подобная позиция расценивалась как неверие в возможности социалистического переустройства.

Особый анализ в «Хозяйственном расслоении сельского населения в Сибири» получило сибирское маслоделие. В его развитии автор видел будущее сибирского сельскохозяйственного производства. Особое значение, по мысли автора, имело то, что, в отличие от зерновых хлебов, сбыт сибирского масла мог производиться и в восточном, и в западном направлениях. Даже на Дальнем Востоке и по Тихоокеанскому побережью для него был обеспечен рынок[15].

Таким образом, согласно выводам Новомбергского, приоритетными направлениями развития сибирского сельского хозяйства должны были стать молочное скотоводство и мясошерстное овцеводство.

По мысли автора, рациональное хозяйствование в Сибири предполагает, чтобы зерновое производство ориентировалось на местное потребление без вывоза на отдаленные рынки. Как говорилось в записке, аграрная политика, проведенная последовательно под таким девизом, уничтожила бы давление сибирского хлеба на хлебный рынок Европейской России, а внутри Сибири создала бы то валютное сырье, которое можно будет вывозить за границу без ущерба для здоровья и материального благосостояния крестьянства[16].

«Россия разорена, Сибирь лишь потрясена. Чтобы экономическая встряска не превратилась в трудно-поправимый хозяйственный развал, нужно торопиться вывести крестьянское хозяйство на другую дорогу», — убеждал автор «Хозяйственного расслоения сельского населения в Сибири»[17].

Новомбергский подчеркивал, что условия советской власти позволят реализовать планомерность экономики. «Коммунистический строй — непримиримый враг хозяйственного анархизма. Он исключает свободный разгул хозяйственных расчетов», — писал он по этому поводу[18].

Понятно, что реализация предложений Н. Я. Новомбергского вряд ли была возможна в условиях военного коммунизма. Можно сказать, что содержавшийся в рассматриваемой работе анализ состояния сельского хозяйства Сибири и перспектив его развития предполагал изменение аграрной политики.

В дальнейшем, в процессе работы в Краевой плановой комиссии Н. Я. Новомбергский, разрабатывая направления хозяйственного развития, также основывался на изучении естественно-исторических условий, объективно сложившихся в Сибири.

Его разработки нашли воплощение как в материалах по подготовке, так и в самом генеральном плане «Сельское хозяйство Сибирского края». Этот план являл собой пример долгосрочного планирования, задавая перспективы развития аграрного сектора Сибири на 15 лет, 1926–1941 гг.[19] Основные положения генерального плана затем отразились в первых вариантах пятилеток.

Научное наследие Н. Я. Новомбергского, как и многих других ученых, стоявших на позициях взвешенного подхода к хозяйственным преобразованиям, позволяет не только реабилитировать их как экономистов-плановиков, но и более объективно оценить экономическую политику, восторжествовавшую на рубеже 1920-х — 1930-х гг.

Список литературы

Носова Н. П. Управлять или командовать. Государство и крестьянство советской России (1917–1929 гг.). М., 1993. С. 94.

Декреты Советской власти. М., 1986. Т. 12. С. 80.

Там же. С. 95.

ГАНО. Ф. 1685, оп. 1, д. 10, л. 1.

Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 3. Стб. 776.

ГАНО. Ф. 1685, оп. 1, д. 10, л. 116.

ГАНО. Ф. 1685, оп. 1, д. 10, л. 116об.

Там же, л. 32об.

Там же.

Там же.

ГАНО. Ф. 1685, оп. 1, д. 10, л. 99.

Там же.

Там же.

Там же, л. 100.

ГАНО. Ф. 1685, оп. 1, д. 10, л. 91.

Там же, л. 107об.

Там же, л. 100об.

Там же, л. 107.

Сельское хозяйство Сибирского края. Новосибирск, 1926. Вып. 1. Материалы по характеристике сибирского сельского хозяйства; Вып. 2. Перспективный план.