Смекни!
smekni.com

Красный террор. Расстрел царской семьи (стр. 4 из 5)

Авторитет правительства слабел, поскольку никто больше не мог координировать действий гражданских и военных учреждений. Царь, находившийся в своей ставке в Могилеве, не понимал всей серьезности ситуации. К нестабильности обстановки внутри страны он добавлял еще и бесконечные кадровые замены в руководстве, которые происходили с такой быстротой, что депутаты Думы открыто шутили о "министерской чехарде ". Обсуждались планы дворцового переворота. В эти планы был посвящен ряд генералов. Императора почти открыто обвиняли в государственной измене якобы из-за стремления к сепаратному миру. Подобные рассуждения основывались, прежде всего, на том, что царица была немкой. В такой ситуации всеобщего и глубочайшего недовольства делегаты Думы, к которым присоединились и генералы , стали настаивать на отречении царя от престола.

2 марта 1917 года был последним днем царствия династии Романовых. Примечательно, что Николай II без борьбы отрекся от престола, поскольку, как сказано в его Манифесте от 2 марта 1917 года, "…почли Мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение… " Существует точка зрения (3), что отречение царя от престола явилось последствием генерального путча против царя. Николаю не следовало ставить свое решение в зависимость от каких-либо мнений (генералов). Если своим отречением царь хотел избавить страну от кровавых раздоров, то он, к сожалению, ничего не достиг, поскольку после его отказа от трона события в стране приобрели еще более кровавый характер: в России развязываются смятение, хаос и раздор. Вначале император принял решение отречься в пользу своего сына Алексея, но поскольку Алексей страдал тяжелым заболеванием, то Николай , прежде чем принять это решение, вызвал к себе профессора С.П.Федорова, наблюдавшего за здоровьем сына, и попросил у него откровенного ответа на вопрос о том, каковы виды на здоровье у Алексея в будущем. На это врач откровенно заявил, что у него есть сомнения относительно того, что Алексей проживет больше 16 лет. В ответ Николай сказал, что хотел бы жить около Алексея, воспитывать его, и никаких других мыслей и желаний у него нет. Федоров возразил, что навряд ли новая власть разрешит малолетнему царю остаться вместе с отцом. " В таком случае- ответил Николай- я отрекусь в пользу Михаила ". В ночь отречения Николай уехал в Могилев к месту потерянной военной службы. С дороги он отправил телеграмму своему брату Михаилу: " События последних дней вынудили меня решиться бесповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если огорчил тебя и что не успел предупредить. Останусь навсегда верным и преданным братом. Горячо молю бога помочь тебе и твоей Родине.

Но Михаил не слишком долго колебался с принятием своего решения по поводу престола: он также отказался от трона. Историки утверждают, что у Михаила было достаточно мужества, но ему не хватило темперамента, чтобы возглавить битву за трон. У Николая борьба за трон заняла 8 дней, Михаил "управился " с этим делом в одну пятницу, от 10 утрa до 6-и вечера.

Не стоит и говорить, каковым было психологическое состояние Николая в эти дни: оторванный от жены, от центров его власти, заброшенный за 800 верст в провинциальный Могилев. Напрашивается аналогия с загнанным зверем, которого преследуют и добивают. Даже если не интересоваться Николаем как императором, то все равно по-человечески его жаль, как жалеют слепого человека, которого при переходе через улицу задавил автомобиль. Свергнутый царь виделся современникам как человек, "вконец потерявший себя, с потухшим взором, с пожелтевшим изборожденным старческими морщинами лицом, раздавленный событиями, безвольно переступающий, подобно лунатику, душевно отрекшийся от всего и уже поэтому заранее обреченный на мученичество. " (3).

Уже на второй день после отречения царя Петроградский Совет постановил принять меры к аресту четы Романовых. Временное правительство вначале никак не отреагировало на призыв Совета о совместных шагах по этому поводу, но 7 марта, однако, оно приняло постановление: " Признать отреченных императора Николая II и его супругу лишенными свободы и доставить отрекшегося императора в Царское село ". Это решение было выполнено четырьмя правительственными комиссарами: А.Бубликовым, С.Грибуниным, И.Калининым, В.Вершининым. Через несколько минут после того, как Николай вошел в ворота Александровского дворца, за его спиной звякнул засов. Теперь он заключенный до конца жизни. (Одновременно в Гатчине был взят под арест Михаил. Формально он был объявлен "поднадзорным революции ".)

Едва низложенный царь вернулся в Царское Село, как сановники пустились наутек с той же легкостью, что и лакеи. Николай отметил в своем дневнике, что от него ушли 46 лакеев. Однако были и такие, кто добровольно согласился разделить с ним заключение. Правительственным уполномоченным по надзору за арестованными стал 36-летний министр юстиции А.Ф.Керенский, который старался в меру своих сил уберечь бывшую царскую чету от возможных неприятностей, связанных с пребыванием вблизи "бурлящего " Петербурга. Из соображений безопасности Временное правительство разрешило царской семье выехать в Англию, с правительством которой уже была достигнута предварительная договоренность, вплоть до того, что для Николая английским правительством выделялся один из британских кораблей, курсировавших в Северном море (было решено переправлять царя через Мурманск). Но Временное правительство было уже не достаточно сильным, чтобы противостоять воле Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Как только о подготовке к отъезду стало известно в Петроградском совете, так возникли осложнения, связанные с протестом совета. Одновременно по Петрограду поползли слухи о заговоре монархистов, готовящих нападение на Александровский дворец с целью освободить и вывести царскую семью. В этих обстоятельствах Петроградским Советом было принято решение о недопущении вывоза царской семьи. Органам власти был дан приказ: в случае бегства Романовых найти и задержать их во что бы то ни стало с применением любых средств. В подходящий момент водворить бывшего царя в Трубецкой бастион Петропавловской крепости.

Тем временем политическая обстановка в стране все более накалялась. В связи с этим правительством было принято очередное решение о перебазировании Романовых в другой, "более безопасный " для них район. Ясно, почему именно Тобольск привлек внимание Керенского. Он достаточно удален от центра, что не позволяло думать, что там возможны будут какие-либо эксцессы. Городок тихий. Рабочих мало. К тому же и в городе, и в его окрестностях многочисленное духовенство, настроенное промонархически. Таким образом, Романовы, выйдя из положения арестантов Александровского дворца, стали заключенными в масштабе всей России. С Николаем разделили изгнание: генерал-адъютант И.Л.Татищев, обергофмаршал В.А. Долгоруков, два врача – лейб-медик Е.С.Боткин и врач наследника В.Н.Деревенько (всего 40 человек).

22 апреля 1918 года в Тобольск приехал комиссар Яковлев с 150 всадниками. У него был приказ перевезти Романовых в Москву. Утром 26 апреля Николай с царицей сели в тарантас и тронулись в путь. Сначала до Тюмени, потом узников посадили в специальный поезд. Под Омском поезд был остановлен, и Яковлев получил очередной приказ из Москвы от Свердлова передать узников в руки Уральского Совета в Екатеринбурге. С вокзала Романовых направили в дом купца Ипатьева. Этому дому было суждено стать последней тюрьмой Николая. За забором и на улице дежурила внешняя охрана из красногвардейцев, в доме всегда находилось несколько человек с револьверами. Под конвоем 1 раз в день Романовых выводили на прогулку. Царь переносил это время унижений с большим спокойствием и выдержкой, которые придавали ему неоспоримое достоинство, но которые и в лучшие, как мы помним, времена порой мешали ему действовать рационально и решительно.

Первоначально, когда Романовых привезли на Урал, тогдашним руководством страны намечалось проведение открытого суда над бывшим царем и , возможно, его супругой (по крайней мере, так свидетельствуют некоторые источники (3)).Президиум ВЦИК решил вынести проект организации процесса на утверждение 5 Всероссийского съезда Советов, но поскольку военная обстановка быстро ухудшалась, Президиум ВЦИК отказался от намерения ждать съезда о решении вопроса о суде и приступить к немедленной организации процесса, с тем, чтобы он состоялся еще до конца июля.12 июля 1918 года Уральский Совет получил разрешение из Москвы на самостоятельное решение судьбы низложенной царской династии. В этот же день состоялось чрезвычайное заседание Исполкома Совета в Екатеринбурге, на котором было вынесено постановление о расстреле. Исполнение этого решения было поручено коменданту Дома особого назначения Я.Юровскому и его заместителю Г.Никулину.