Смекни!
smekni.com

Основные проблемы истории народа Израиля в изгнании (стр. 3 из 5)

В 1492 году закончилось христианское завоевание Испании. Очистив ее от арабов, христиане взялись за евреев. Евреям, не принявшим христианство, было приказано оставить Испанию, чтобы они не могли пагубно воздействовать на марранов и не содействовали им в тайном исполнении еврейских обрядов. В последний момент некоторые евреи решили креститься, чтобы остаться в стране. Но подавляющее большинство евреев вместе с раввинами, возглавившими общины, предпочли навеки покинуть Испанию. Часть из них направилась на запад, в Португалию, где через несколько лет они снова оказались перед тем же выбором - крещение или изгнание. Но большая часть отправилась на восток, где поднималась и набирала силу новая Оттоманская империя, начинавшая завоевание Балканского полуострова. И снова завоеватели в своей колонизаторской политике опираются на евреев; и снова евреям предоставляются экономические и торговые льготы, позволяющие им создать на новых местах процветающие общины, в которых бережно сохраняются традиции испанского еврейства.

Евреи в Цфате

Еще до испанского изгнания, как мы говорили выше, были евреи, которые, устав от скитаний по мусульманским и христианским странам, возвращались в разрушенную и пустынную Палестину. В середине XII века в Страну Израиля приехал поэт и философ раби Йегуда Галеви; примерно в то же время туда прибыла семья Рамбама. В середине XIII века Страну Израиля посетил каббалист и комментатор Писания раби Моше бен Нахман (Рамбан), в конце XV века там поселился комментатор Мишны раби Овадия из Бертиноро (Бартенура). После изгнания евреев из Испании в Палестину начинают прибывать группы беженцев с Пиренейского полуострова. Многие из вновь прибывших евреев предпочитают селиться не в центре страны, а на севере, в Галилее, являвшейся центром еврейского населения в Палестине еще со времен восстания Бар-Кохбы, и особенно в Цфате. Ни мусульмане, ни христиане не считали Цфат своим священным городом, не предъявляли на него особенных претензий и потому не препятствовали евреям селиться в нем (в отличие от Иерусалима). Накануне завоевания Палестины Турецкой Оттоманской империей (1516 г.) еврейское население Страны Израиля значительно увеличивается.

Изгнанники из Испании быстро включаются в экономическую жизнь Оттоманской империи. Еврейские купцы налаживают постоянные торговые связи между Сирией и Египтом. Цфат становится самым многолюдным и оживленным еврейским городом в Стране Израиля, промышленным и культурным центром. Его многочисленное еврейское население составляют ремесленники (особенно ткачи), торговцы пряностями и - что особенно важно - крестьяне. Это новое явление, которое надо отметить особо: к этому времени относится первый за много сотен лет опыт организации еврейской земледельческой колонии в городе Тверии. Культурная жизнь евреев Цфата, принадлежавших к "сефардской" ветви еврейской традиции, становится настолько интенсивной, что раби Яаков Бирб пытается возобновить традицию "смихи" (посвящения в сан раввина), которая в свое время являлась прерогативой Сангедрина в эпоху его пребывания в Явне, а затем в Галилее.

Замечательным явлением расцвета еврейской культуры в Цфате стало творчество раби Йосефа Каро (1488 - 1575). Раби Йосеф Каро, посвященный в сан раввина в Цфате (это посвящение не было тогда признано в Иерусалиме), считал, что настало время создать новый всеобъемлющий свод еврейских законов и обычаев сефардского еврейства. Такой опыт не предпринимался никем после Рамбама. Книга раби Йосефа Каро вышла в свет в 1555 году под названием "Шульхан Арух" ("Накрытый Стол"). Очень скоро "Шульхан Арух" был принят евреями всех стран как главный галахический кодекс, сравнимый по степени своей авторитетности с книгой Рамбама "Мишнэ Тора", и даже с Талмудом и с Мишной. В конце XVI века польский раввин рабби Моше Иссерлес добавил к "Накрытому столу" "Скатерть"("Мапа") - комментарии и пояснения к труду Йосефа Каро в свете традиций, обычаев и законов ашкеназского еврейства.

В одно время с Йосефом Каро жил в Цфате легендарный раби Ицхак Лурия Ашкенази, прозванный "Святой Лев", величайший из еврейских каббалистов, создатель мистического учения о всемирно-космическом Избавлении, достигаемом внутренним совершенствованием личности. Каббалистическое учение, развивавшееся в Цфате, стремилось дать ответ на жгучий вопрос еврейской истории, который еще более обострился после катастрофы, постигшей еврейство Испании и еврейских погромов в Польше, - вопрос о том, когда же наконец кончится изгнание и начнется Избавление.

Можно сказать, что цфатская каббала дала толчок крупнейшему из мессианских движений, потрясавших еврейский народ в эпоху средневековья. И до того появлялись "лжемессии" - в Персии, в Сирии, в Йемене, в Италии, в Германии и в других странах. Но никогда еще мессианское движение не вызывало такого массового отклика. Центром его была Палестина, а во главе стояли Шабтай Цви из Измира, сефард, и Натан-пророк из Газы, ашкенази. Весть о приходе Мессии разнеслась во все концы еврейского мира, от Йемена до Польши, Германии и Голландии. Она попала на почву, хорошо подготовленную лурианской мистикой. Десятки тысяч евреев - сефардов и ашкеназов, рационалистов и мистиков -постились и молились, готовясь к приходу Мессии и к сверхъестественному Избавлению. Несчастья, обрушившиеся на еврейский народ - сефардов и ашкеназов - в последних поколениях, воспринимались как "родовые муки мессии", то есть как залог грядущего Избавления. Тем ужаснее было разочарование, когда "Мессия" - Шабтай Цви - оказался трусом и изменником. В 1666 году турецкий султан бросил Шабтая Цви в темницу и тот, чтобы спасти свою жизнь, согласился принять ислам. Многие из последователей Шабтая Цви отказались признать этот факт: они не могли поверить в такую насмешку Всевышнего над Своим народом и продолжали утверждать, что их "Мессия" появится снова. Так возникла секта "саббатианцев". Другие, напротив, разочаровались в мистическом Избавлении и объясняли неудачу мессианского движения тем очевидным фактом, что Страна Израиля до сих пор в руинах. Так катастрофа саббатианства косвенным образом дала толчок к алие из Восточной и Центральной Европы в Страну Израиля (1700г.). Возглавил эту алию раби Йегуда га-Хасид, который прибыл в Страну Израиля с тем, чтобы поселиться и жить там. Движение, связанное с именем Иегуды га-Хасида, уже очень напоминает первые значительные волны алии конца XIX века, связанные с сионизмом.

Другое решение проблемы евреев, оторванных от родины и преследуемых в изгнании, предложило движение хасидизма, возникшее в Восточной Европе в конце XVIII века. И еще одна концепция пути, по которому могло бы пойти развитие еврейского народа, возникла в Западной Европе, где к концу XVIII века среди еврейства Западной Европы начинается процесс эмансипации*: евреи постепенно получают равные права с остальными гражданами государств, в которых они живут. Этот путь парадоксальным образом был связан с сохранившимися саббатианскими настроениями и уводил за пределы мира еврейской традиции.

Ашкеназское еврейство

В еврейских общинах Франции и Германии были потомки евреев-беженцев, прибывших из Палестины в римскую эпоху и обосновавшихся там еще до начала династии Каролингов*, но их было немного. В основном ашкеназские евреи происходят от евреев южной Италии, которых Каролинги пригласили поселиться в Франкском королевстве в качестве купцов, которые должны были наладить внешнюю торговлю. Евреи нужны были франкским королям и как жители возникавших городов. Несмотря на противодействие католической церкви, в феодальных государствах Западной Европы евреи получили особое положение: они пользовались личной свободой, у них было собственное судопроизводство, право на самооборону и т.д.

Окружение евреев в Западной Европе очень отличалось от окружения их братьев в мусульманских государствах. В феодальной Европе было больше невежества и религиозной нетерпимости, больше непреодолимых барьеров между различными классами и сословиями в обществе. Это привело к тому, что еврейская община в Западной Европе остается более замкнутой, закрытой от внешнего мира и создает свой особый общественный и культурный мир, оторванный от окружающего ее внешнего мира.

Эта культура бережно сохраняет свои связи со Страной Израиля и с идеями, почерпнутыми в Вавилонском Талмуде и во многом отличается от культуры евреев Испании. Это проявляется и в принципах организации общественной жизни (общиной управляют харизматические лидеры - мудрецы и ученые, знатоки Торы, а не аристократы-"нагиды"*, как в Испании), и в области духовного творчества. Ашкеназские поэты, в отличие от сефардских, пишут не философские сочинения, научные исследования и утонченную любовную лирику, а комментарии к Священному Писанию и пиютим* - религиозные гимны). Вследствие хороших условий жизни и благодаря традиционному уважению к институту семьи еврейское население Франции и Германии быстро увеличивается.