Смекни!
smekni.com

Образ царя в средневековой Руси (стр. 4 из 5)

[10]Цит. по: Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. С. 170 - 171. Подобное отношение к фигуре Грозного было провозглашено также в постановлении ЦК от 4.09.1946 г. «О кинофильме Большая жизнь. В данном документе, исходящем от высшего руководства страны, главным недостатком в работе кинорежиссеров было объявлено недостаточное знакомство с освещаемым материалом т. е. с его официальной трактовкой. Так, отмечалось, что режиссер фильма Иван Грозный С. Эйзенштейн во второй серии обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, - слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета» (См.: Большевик. 1946. 16. С. 52).

[11]Как во многом справедливо заметил С. Ф. Платонов (Иван Грозный // Платонов С. Ф. Иван Грозный. Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М., 1998. С. 29.) «книгу профессора Виппера можно назвать не только апологией Грозного, но его апофеозом. Выведенный из рамок национальной истории на всемирную арену, Грозный показался и на ней весьма крупным деятелем».

[12]Виппер В. Ю. Иван Грозный. М., 1998. С. 202.

[13]Там же. С. 113.

[14]Как полагает В. Ю. Виппер (Иван Грозный. С. 156 - 165.) опричнина была логическим продолжением реформы 1550 г. - так, если в 1550 г. земли получила лишь тысяча служилых вокруг Москвы, то с 1564 г. земли начинает получать большее количество служилого люда и не только под Москвой.

[15]Так, автору объяснение многочисленных монастырских объездов Ивана IV богомольными устремлениями грешника на троне кажется неудовлетворительным. Согласно точке зрения И. И. Полосина, не стремление к искуплению грехов гнало Грозного в подчас самые удаленные монастыри, а забота об обороноспособности страны. Неудивительно поэтому, что маршруты монастырских объездов, совершаемых венценосным богомольцем, всякий раз совпадали с ростом напряженности на той или иной (крымской, литовской ) окраине. Подробнее см. Полосин И. И. Социально-политическая история России XVI - начала XVII в. М., 1963. С. 73 - 111.

[16]Так, автору объяснение многочисленных монастырских объездов Ивана IV богомольными устремлениями грешника на троне кажется неудовлетворительным. Согласно точке зрения И. И. Полосина, не стремление к искуплению грехов гнало Грозного в подчас самые удаленные монастыри, а забота об обороноспособности страны. Неудивительно поэтому, что маршруты монастырских объездов, совершаемых венценосным богомольцем, всякий раз совпадали с ростом напряженности на той или иной (крымской, литовской ) окраине. Подробнее см. Полосин И. И. Социально-политическая история России XVI - начала XVII в. М., 1963. С. 73 - 111.

[17]Бахрушин С.В. Иван Грозный в свете новейших исследований // Науч. труды. Т. 2. М.,1954. С. 361.

[18]Пономарев В. И. Проблема опричнины в русской историографии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 1946. С. 506, 508 - 509.

[19]См. Дубровский С. М. Против идеализации деятельности Ивана IV // Вопросы истории. 1954. 8. С. 121 - 129.

[20]Подробнее см. Курмачева М. Д. Об оценке деятельности Ивана Грозного // ВИ. 1956. 9. С. 195-203.

[21]Например, подобный упрек адресовали С. В. Бахрушину издатели его научных трудов (А. А. Зимин, Н. В. Устюгов, Л. В. Черепнин и В. И. Шунков). См.: Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 2. М., 1954. С. 353.

[22]См. Павлов П.Н. Решающая роль вооружённой борьбырусского народа в 1472-1580 гг. в окончательном освобождении Руси от татарского ига// Учёные записки Красноярского государственного педагогического института. Т. IV. вып. 1. Красноярск, 1955.

[23]Переоценка взглядов на роль московского самодержца нашла свое отражение в третьем издании Большой советской энциклопедии. Так, в нем статья В. И. Буганова (Т. 10. М., 1972. С. 6-7) посвященная Ивану Грозному почти в три раза меньше уделяет внимания первому русскому царю, чья деятельность оценивается в весьма сдержанном тоне, в отличии от статьи И. А. Короткого, А. М. Сахарова и И. И. Смирнова, во втором издании (Т. 17. М., 1952. С. 266-269).

[24]Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. С. 20.

[25]См. Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV - XV веках. М., 1960.

[26]Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. Следует уточнить, что основные работы С.Б. Веселовским по политической истории Руси XVI в. были написаны в 1930 - 40-е г. Однако ситуация тех лет мало благоприятствовала появлению работ, детально рассматривающих вопрос и избавленных от во многом априорных обвинений в адрес московской аристократии. В силу этого вхождение основных работ С. Б. Веселовского в отечественную медиевистику состоялось лишь в 1960-е г.

[27]Зимин А. А. Княжеская знать и формирование состава Боярской думы во второй половине XV - первой трети XVI в. // ИЗ. Т. 103. М., 1979. С. 195-240.; Он же. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М.,1988.; Кобрин В. Б. Состав Опричного двора Ивана Грозного // АЕ за 1959. М.,1960. С. 16-91.; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России XVI в.: историко-генеалогическое исследование. М., 1986.

[28]См.: Каштанов С. М. Социально-политическая история России конца XV - первой половины XVI в. М., 1967; Он же. Финансовая политика периода опричнины // Россия на путях централизации. М., 1982; Он же. Финансы средневековой Руси. М., 1988; Он же. Церковная юрисдикция в конце XIV - начале XVв. // Церковь, общество и государство феодальной России. М., 1990.

[29]Согласно точке зрения автора расширение тарханных прав церкви в период опричнины (так, самые массовые пожалования церкви приходятся на годы самого резкого противостоянии Грозного и знати, группировавшейся вокруг Владимира Старицкого) было вызвано попыткой, правда неудачной, привлечения ее на свою сторону в политической борьбе 1560 - 70-х г. Подробнее см.: Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси; Он же. Социально политическая история России и др.

[30]См. Смирнов И. И. Очерки социально-политической истории Русского государства 30 - 50-х годов XVI века. М.; Л., 1958.; Каштанов С. М. Социально политическая история России и др.

[31]Юрганов А. Л. Политическая борьба в годы правления Елены Глинской (1533 - 1538 гг.). АКД. М., 1987.; Павлов А. П. Правящие слои московского общества; Он же. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584 - 1605гг.). СПб., 1992.

[32]Лихачев Д. С. К вопросу о теории русского государства в конце XV и в XVI в. // Исторический журнал. 1944. 7 - 8.; Он же. Национальное самосознание Древней Руси. М.; Л., 1945.; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М., 1947.; Лурье Я. С. Первые идеологи московского самодержавия // Ученые записки ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Т. 78. Л., 1948.; Он же. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. М., 1960.; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М., 1960.; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958; Он же. Античные мотивы в русской публицистике конца XVв. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972; Гольдберг А. Л. У истоков московских историко-политических идей XVв. // ТОДРЛ. Т. 34. Л., 1969.; Он же. Историко-политические идеи русской книжности XVI - XVII вв. АДД. Л., 1978; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли (первая треть XVI в.). Л., 1970.; Хорошкевич А. Н. История государственности в публицистике времен централизации // Общество и государство феодальной России. М., 1975; Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

[33]Как полагает А. С. Хорошев (Политическая история русской канонизации (XI - XVI вв.). М.,1986. С. 173.), даже такой, казалось бы, сугубо церковный акт, как канонизация, государство использовало в своих интересах, определяя общерусское почитание святых не «внешними признаками» (дар чудотворений, нетленность мощей), а политическими характеристиками т. е. лояльностью и степенью поддержки политики великокняжеской власти кандидатов на членство в пантеоне святых.

[34]См. Каштанов С. М. Об идеалистической трактовке некоторых вопросов истории русской политической мысли в зарубежной историографии // Византийский временник. Т. 11. М., 1956; Лурье Я. С. Вопрос об идеологических движениях конца XV - начала XVI в. в научной литературе // ТОДРЛ. Т. 15. М.; Л., 1958; Он же. К изучению классового характера древнерусской литературы // ТОДРЛ. Т. 20. М; Л., 1964.

[35]Будовниц И.У. Русская публицистика. С. 182, 187.

[36]Будовниц И.У. Русская публицистика. С. 182, 187.

[37]Подробнее см. Зимин А. А. Максим Грек и Василий III в 1525 г.// Византийский временник. Т. 32. М., 1971. С. 75 - 76; Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. С. 106, 148 - 149 и др.; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли; Она же. Максим Грек и идея сословной монархии // Общество и государство феодальной России. М., 1975. и др.

[38]Подробнее см.: Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России (изыскания о земской реформе Ивана Грозного). Л., 1969.; Черепенин Л. В. К вопросу о складывании сословно-представительской монархии в России XVIв. // Культурные связи народов Восточной Европы. М., 1976; Он же. Земские соборы Русского государства XVI - XVII вв. М., 1978.