Смекни!
smekni.com

История современного календаря (стр. 2 из 3)

Календарные циклы

Между тем в Новом Свете в начале I тысячелетия до нашей эры высокоразвитая индейская цивилизация сапотеков вела самостоятельную работу над созданием точного календаря. Календарь сапотеков подробно описан в серии надписей на стенах вокруг главного церемониального двора города Монте-Альбан в горах Мексики. Возможно, сапотеки отчаялись установить связь между лунным и солнечным движением, так как их система абсолютно отличается от систем Старого Света. Вместо того чтобы строить свой календарь на основании лунного года, состоящего примерно из 354 дней, они приняли для своих религиозных празднеств священный календарь из 260 дней, происхождение которого остается неясным.

Однако это позволило сапотекам, а позднее майя и ацтекам, превратить календарь в разновидность причудливой, постоянно усложняющейся игры с числами. За 52 года из 365 дней по обычному солнечному календарю проходит 73 года 260-дневного, и оба календарных цикла начинают отсчет года с одного и того же дня. 52-летний цикл (18 980 дней) стал неотъемлемой чертой древней мексиканской культуры. Когда испанцы завоевали Мексику в XVI веке, они отметили, что конец очередного 52-летнего цикла был встречен индейцами с великим унынием — из опасения, что солнце больше не взойдет, и первый рассвет нового календарного цикла стал причиной бурного празднества.

Еще более сложные числовые манипуляции проделывали индейцы майя, которые спустя 1000 лет после сапотеков работали с 360-дневным годом; он назывался тун и делился на 18 месяцев по 20 дней; 5 дней, оставшихся от 365-дневного года, считались «днями дурных знамений». Майя также имели 260-дневный календарь, аналогичный сапотекскому, который они называли тцолкин. Он представлял собой цикл из 20 поименованных дней в сочетании с числовой последовательностью от 1 до 13, т е. состоял из 20 недель по 13 дней.

Каждый день имел собственные приметы и ассоциации, так что циклический календарь — это своего рода постоянно действующий механизм предсказаний, направляющий судьбу народа майя. Позднее они объединили тцолкин с лунным календарем в цикле из 405 лунных месяцев, или 46 тцолкинов (11 960 дней). Такая календарная система еще использовалась ацтеками в 1519 году, когда испанские конквистадоры прибыли в Мексику.

В целом жители Центральной Америки верили в магическую силу календарных циклов, самым известным из которых был «длинный счет» майя. В его основе лежал тун из 360 дней; 20 тунов составляли катун (7200 дней), 20 катунов — бактун (144 000 дней), а 13 бактунов — «Великий цикл» (1 872 000 дней, или 5130 лет), в конце которого, как верили майя, и они сами, и весь мир перестанет существовать. Согласно общепринятой интерпретации, очередной «Великий цикл» закончится 24 декабря 2011 года, т.е. наступит «конец света».

Календарный цикл прослеживается и в Египте, хотя здесь он предположительно возник по воле случая, а не по заранее определенному плану. Бог Солнца всегда был самым важным в египетском пантеоне, поэтому наибольшим уважением пользовался солнечный год из 365 дней. Но так как солнечный год состоит из 365,25 дня, то каждые четыре года египетский календарь расходился бы с действительностью на один день. Спустя 730 лет положение стало бы вопиющим, поскольку зимние и летние месяцы успели бы поменяться местами.

Такой несовершенный календарь действительно существовал в Египте между III веком до нашей эры и II веком нашей эры, но есть основания полагать, что до этого египтяне, подобно другим древним народам Ближнего Востока (включая шумеров, вавилонян и евреев), производили регулярные реформы календаря, чтобы «идти в ногу со временем».

Именно это хорошо отражено в исторических документах эпохи Птолемеев в Египте (323-31 гг. до н.э.), когда страной правила династия македонских греков, происходящая от Птолемея, одного из военачальников Александра Великого.

Сам Александр попытался предложить египтянам македонский календарь, где лунные и солнечные периоды «синхронизировались» через периодическое добавление нового месяца. Но египтяне не приняли это новшество.

Во время правления Птолемея III (247-222 гг. до н. э.) связь между македонским календарем и лунными месяцами была формально упразднена, и македонская система пришла в соответствие с египетской. При том же царе (в 238 г. до н. э.) совет жрецов издал декрет, который предписывал каждые четыре года вставлять в египетский календарь дополнительный день, чтобы исключить неудобные «четверти» в солнечном году состоящем приблизительно из 365,25 дня. Эта простая идея, ставшая основанием для сегодняшнего календаря, сначала не прижилась, и только военная мощь Рима смогла вколотить ее в головы египтян, а затем навязать всему остальному миру.

Юлианский календарь

Римляне заинтересовались египетскими календарными перипетиями, поскольку испытывали сходные проблемы. При попытке исправить свой календарь в 153 году до нашей эры римляне передвинули начало года с 1 марта на 1 января, отчего порядковые названия месяцев утратили смысл. Месяцы с 7-го по 10-й стали занимать места с 10-го по 12-й, и мы по-прежнему сохраняем эту путаницу: названия сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь происходят от латинских числительных (7-10) и отражают положение месяцев в римском календаре до 153 года до нашей эры.

Хуже того, римляне на протяжении столетий боролись с лунным годом из 355 дней с помощью дополнительного месяца из 22 или 23 дней, добавляемого в феврале через каждые два года. Ответственность за регулирование годового цикла несла коллегия понтификов, на решение которой слишком часто влияли вовсе не календарные факторы, а сборщики налогов, заинтересованные продлить год, чтобы собрать побольше денег, или важные политики, получившие нежелательные должности (например, губернаторы отдаленных бедных провинций), желавшие сделать год как можно короче.

Юлий Цезарь решил положить конец этим злоупотреблениям и навсегда избавиться от проблем, связанных с римским календарем. Быстрое превращение Рима из государства, ограниченного пределами Италии, в мощную державу, господствовавшую над всем Средиземноморьем, только усугубило ситуацию: каждый покоренный народ имел свою собственную систему календарного счисления, так что единственным решением было создание и введение с помощью закона новой универсальной системы.

Поэтому во время визита в Египет в 48 году до нашей эры, отвлекаясь от взлетов и спадов своего любовного романа с царицей Клеопатрой, Цезарь провел много долгих часов в дискуссиях с египетскими учеными. Особую помощь оказал александрийский астроном Сосиген, который посоветовал вообще отказаться от лунного календаря и начать все заново, пользуясь египетским солнечным годом из 365 дней.

Цезарь и Сосиген пришли к соглашению, что дополнительный день нужно прибавлять в конце февраля каждый четвертый год: тогда календарный год не будет расходиться с солнечным. Это изобретение, позаимствованное из неудачной реформы египтян 238 года до нашей эры, существует и поныне.

Юлий Цезарь представил новый календарь римлянам 1 января 45 года до нашей эры. Чтобы ввести его в действие, он вынужден был издать декрет о том, что предыдущий год (46-й до н.э.) продлится 445 дней, чтобы восстановить соответствие между гражданским календарем и сельскохозяйственным годом. И все же, несмотря на ясность юлианского решения, римские понтифики неправильно поняли его и стали слишком часто прибавлять к февралю дополнительный день. Во время царствования императора Августа, племянника Цезаря, опять наступила неразбериха, и в 8 году до нашей эры ему пришлось издать новый указ, запрещавший на протяжении нескольких лет 29-й день в феврале, чтобы календарь пришел в норму.

В конце концов юлианский календарь начал правильно действовать по всей Европе и на территории Средиземноморья. Усилия Юлия Цезаря и Августа получили достойное вознаграждение: в их честь были переименованы римские месяцы квинтилий (июль) и секстилий (август).

Однако трудности продолжались, так как юлианский календарный год из 365,25 дня все равно оставался недостаточно точным. Настоящий солнечный год немного короче — 365,242199 дня. Эта разница в 11 минут и 14 секунд не могла создать большой проблемы при жизни одного человека, но ее было достаточно, чтобы сбить календарь с правильною ритма через несколько столетий. К XVI веку нашей эры разница выросла примерно до 10 дней, что вызвало повсеместное беспокойство. Папе римскому пришлось продолжить дело, начатое Юлием Цезарем, и провести еще одну календарную реформу. В 1582 г папа Григорий XIII специальным эдиктом постановил, что дополнительный день високосного года не нужно добавлять в последний год столетия, если порядковый номер года не делится на 400 без остатка. Таким образом, високосным должен был стать 1600-й, а не 1700 год. Формула довольно приблизительная, но в целом подходящая, так как действует с точностью до одного дня за 3300 лет.

Но по реформе Григория, как и по юлианской, перед введением нового календаря необходимо было вновь «переставить часы». По папскому распоряжению следовало пропустить 10 дней и считать 15-м число, следующее за 4 октября. Вполне понятно, что многие люди, особенно протестанты, отнеслись к этой идее без энтузиазма. Например, Британия и ее американские колонии приняли новый календарь лишь в 1752 году когда разница составляла уже 11 дней. Поэтому Джордж Вашингтон, родившийся 11 февраля 1732 года, впоследствии отмечал свой день рождения 22-го числа.

Когда вы в следующий раз сделаете запись в своем ежедневнике, подумайте об ученых и мудрецах, приложивших много усилий для того, чтобы обеспечить нас действующим календарем в течение следующих 30 000 лет.

Дни недели

С каким бы презрением многие современные ученые ни относились к астрологии, каждую пятницу, уходя вечером из лаборатории и говоря друг другу «до понедельника», они невольно следуют принципам древней астрологической системы.

Не только названия дней недели, но также их количество и последовательность восходит к астрологическим представлениям вавилонян. Примерно к 700 году до нашей эры они придумали семидневную неделю, связанную с основными планетными божествами, которой мы пользуемся и сейчас.