Смекни!
smekni.com

Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа (стр. 3 из 3)

Прелагаю вам две цитаты. Первая - "РКП никогда не ошибается, РКП всегда права, РКП всегда предвидит правильно ход событий, РКП обладает в максимальной мере талантом, умом и характером. В промежутках между партийными съездами этими качествами обладает ЦК РКП, а в промежутках между заседаниями пленумов они принадлежат Политбюро ЦК." (Ю.Ларин, из Приложения к "Правде", 1921 г.) Вторая - "Церковь свята. Это свойство церкви, можно сказать, самоочевидно... Жизнь церкви есть некая высшая деятельность, к которой мы приобщаемся, а через то и освящаемся. ... Святость есть самое существо церковности - можно сказать, что иного ее свойства не существует." (С.Булгаков."Православие. Очерки учения православной церкви", т. 2.) Доверие к власти как носителю абсолютной истины возникает из ее сакральной природы. Но - власть была истинна как целое, отдельные ее представители могли ошибаться.

Источник нравственности, пребывающий над нравственностью. Советская власть была наднравственным судом. Мы помним, как Хрущев отодвинул выплату по облигациям. Этот акт был ограблением народа. Но это не подлежало нравственной оценке, ибо предпринималось в высших интересах.

Единство и неделимость власти - один из коренных признаков сакральной власти вообще. Разделившаяся в самой себе власть - не сакральна. В этом смысле советская модель очень интересно интерпретируется. Вся ее внутренняя расчлененность (партийные и правительственные структуры) была условна. Это были две ипостаси одного целого. Разделение власти, позиционный конфликт были невозможны. Позиционный конфликт переводит ситуацию сакральной власти в ситуацию власти как социального института. X съезд партии породил эту модель.

Вечность власти. Понятно, что власть была вечна в будущем, но она была вечна и по отношению к прошлому. Все что происходило до 1917 г., до советского периода - преддверие истории. В учебниках основное место отводилось советскому периоду. Нами 1917 год воспринимался как акт творения истории. До этого были только предтечи, апостолы. В этом смысле советская власть была вечна. С нее начиналась история и длилась вечно.

Надличностность, то есть иноприродность власти.

Вспомним язык, на котором власть общалась и говорила.

Поздравления, вручение наград - яркая иллюстрация ее надличностности. Носитель власти не есть обычный человек.

И язык его, и стиль его и форма явления себя народу должны быть другими. Он надличностен. Горбачев, прийдя к власти, стал отрабатывать совсем другую модель.

Сакральная власть может существовать в двух моделях - имманентной и трансцендентной. Троцкий, Радек -они отрабатывали скорее имманентную модель. Они были трибунами, они обращались к чувствам. А победила сталинская модель - надличностная, трансцендентная, которая говорит краткими формулами, являет себя очень недолго на экране. В этом плане трансцендентное прочтение власти более отвечало традиционным массовым ожиданиям и их представлениям о подлинной сакральной власти.

Сложился ритуал бесстрастного вещания и бесстрастного внимания, который разряжался в нужные моменты массовыми аффектами ("аплодисменты, продолжительные аплодисменты, ... переходящие в овации, все встают" и т.д.).

Власть всесильна. Лозунг "реки потекут вспять" означал, что нет законов природы, которые были бы сильнее, чем власть. Власть сама задает законы природы. В 1938 г. - на заседании ученого совета Института красной профессуры был отменен закон стоимости для социализма.

Экологическая наука - была неприемлема для традиционного сознания, так как лимитировала принимаемые властью хозяйственные решения.

Необъемлема человеческим рассудком, закрыта для умствования. Этот атрибут связан с апофатической установкой, трактующей власть как трансцендентную сущность. Вспомним реакцию отторжения у масс на интеллигентские разговоры. Не надо рассуждать, к власти можно только приобщаться - во время митингов, шествий.

Приобщение носит характер трансцендентный, мистический.

Подведем итоги. Я не исчерпал все существующие культурные смыслы и положенности по отношению к власти.

Описан тотемический уровень власти, где она является тотемом, выражающим собой весь космос - и природный и культурный. Следующий уровень приходит вместе с осевой эпохой. Библия уже дает нам двойственные представления о власти. Власть - это и сакральная сущность, и соблазн, это и добро, и зло. Из этой двойственности власти вытекает инверсия, описанная прекрасно А.Ахиезером.

Сама модель традиционной власти не исчерпывается тем, о чем я сегодня говорил. Мной описана советская модель, как она была представлена в советском массовом сознании.

Помимо этого уровня были другие. Но возврат к тотемическому уровню иллюстрирует очень интересное явление советского периода - попятное движение по оси стадиального развития, рецессию, возврат к доосевым, добиблейским формам культуры и сознания.

Список литературы

И.Гр.Яковенко. Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа.