Смекни!
smekni.com

СССР во второй половине 20-х гг. (стр. 6 из 8)

Несостоятельными были опасения, связанные с ростом капиталистических элементов в городе: их процент был незначителен, и они занимали самую низшую ступень социальной лестницы вместе с "бывшими", к которым относились дворяне, чиновники старого режима, священники, монахи, жандармы, прислуга и др.

В конце 20-х годов стал формироваться слой управленцев, называемых номенклатурой. К ней принадлежали коммунисты, занимавшие посты в органах партийного, советского и государственного аппарата. К номенклатуре принадлежали и выходцы из рабочего класса.

Сращивание партийных и государственных структур. После взятия власти большевики проводили активную работу по вовлечению трудящихся масс в государственную работу. На партийную принадлежность людей, их взгляды и прошлое не обращалось особого внимания, специалистами всегда находилась работа.

Но постепенно начинает звучать мотив о неготовности трудящихся к государственной деятельности, о ненадежности специалистов с дореволюционным образованием. Репрессии против эксплуататорских классов оборачивались крупными операциями, от которых страдали широкие слои населения, в том числе рабочие и крестьяне. В этих условиях политическая власть, как государственный атрибут, все больше сосредоточивалась в структурах большевистской партии. Партийные органы начали наполняться властными полномочиями и контролировать функционирование государственной системы. В решении государственных дел возрастала роль таких высших руководящих органов партии, как Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК. Вначале между ними предполагалось определенное разделение функций. Со временем Политбюро и Секретариат приобрели огромные функции, позволявшие им кроме внутрипартийных дел вмешиваться в любые сферы государственной жизни. Работа Политбюро стала отождествляться с высшим учреждением в стране. Вопросы хозяйственного, советского строительства, должностные назначения заняли в его повестках дня преобладающую часть. Политбюро как политический орган, контролируемый только большевистской партией, соединял для нее все рычаги властного управления страной. В дальнейшем без его предварительного просмотра ни один высший государственный орган СССР не смог самостоятельно принимать даже текущие распоряжения. Исключительно к компетенции ЦК относилось рассмотрение спорных вопросов, возникающих между ведомствами, кадровые назначения. После смерти В.И.Ленина Секретариат ЦК начинает перехватывать у Политбюро инициативу, превращаясь из организационно-технического органа партии в политический. Большевизм требовал полного подчинения человеческой личности партийной политики. Мнение большинства было важнее реальной жизни.

Введение номенклатуры означало формирование в СССР новой правящей элиты. Партия стала политическим фильтром, через который пропускалась часть населения, из которой затем выделялся номенклатурный командный слой. В эти годы сложился союз партийных кадров с государственным чиновничеством и на этой основе сложилась партийно-государственная бюрократия.

Превращению партии в государственную структуру способствовали изменения внутри самой партии. В конце 20-х гг. она становится массовой (к 1927 г. в ней состояло 1 млн. 200 тыс. человек). Принятые в партию были людьми малограмотными, от них требовалось полное подчинение партийной дисциплине. Слой старой большевистской гвардии становился все тоньше. На вершине пирамиды партийно-государственного управления стоял И.В. Сталин. Важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственную структуру и утверждения административно-командной системы управления в стране стал XVII съезд ВКП (б). Резолюции, принятые съездом, позволяли партии заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали полную свободу высшему партийному руководству. Врастание партии в хозяйственную систему и государственную сферу стало особенностью советской политической системы.

Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов.

В начале 30-х гг. партийное руководство страны превратили профсоюзы в придаток партийно-государственного аппарата. Их главными задачами стали выполнение планов, организация социалистического соревнования, контроль за трудовой дисциплиной.

Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.

Внешняя политика после Октября. После прихода к власти большевики объявили о разрыве с прежними дипломатическими традициями царского правительства. В "Декрете о мире" говорилось об отмене тайной дипломатии. На страницах газет началось публикация документов, которые до этого были строго засекречены. Иностранные державы отказывались признать Советскую республику и приняли самое активное участие в гражданской войне в России на стороне защитников старого режима.

С одной стороны, Москва была заинтересована в налаживании с капиталистическими странами взаимовыгодного сотрудничества, а с другой - провозглашала приверженность принципу пролетарского интернационализма. Победа Октября рассматривалась большевиками как первый шаг к мировой революции, и Советскую республику они рассматривали как зародыш Мировой республики Советов. В 1919 г. в Москве был создан III Коммунистический интернационал - Коминтерн. Через его структуры Москва поддерживала коммунистическое и национально-освободительные движения в других странах.

В середины 20-х гг. большевики отказались от идеи мировой революции и провозгласили курс на "строительство социализма в одной стране", ориентируясь на мирное сосуществование государств с различным общественным строем.

Советский Союз стал укреплять свои позиции на международной арене, так как западные страны также были заинтересованы в восстановлении нормальных отношений с Советской Россией. Длительное отсутствие России в системе международных экономических связей отрицательно сказывались на мировой экономике, так как Россия обладала неисчерпаемыми природными богатствами, и ее внутренний рынок был очень емким.

"Полоса признаний". Советское правительство всячески старалось прорвать "санитарный кордон" вокруг своего государства. В конце 1920 - начале 1921 гг. были подписаны мирные договора с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, что свидетельствовало о выходе России из международной изоляции. В 1921 г. были нормализованы отношения с южными соседями - Турцией, Ираном, Афганистаном, подписан мирный договор с Монголией.

Но крупные державы все же воздерживались от установления дипломатических отношений с Советской Россией. В соответствии с нормами международного права они требовали выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации иностранной собственности в России.

В 1922 в Генуе была созвана международная конференция с целью обсуждения этих вопросов (Генуэзская конференция). Россию представляли крупнейшие советские дипломаты - нарком по иностранным делам Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин, В.В. Воровский.

На конференции Г.В. Чичерин заявил, что Советское правительство согласно признать часть прежнего правительства при условиях:

возмещения ущерба от интервенции и экономической блокады;

политического признания Советского государства;

отсрочки выплаты довоенных долгов на 30 лет, если европейские правительства представят Советской России новые займы.

Западные державы отвергли советские предложения. Но российской делегации удалось в ходе конференции в предместье Генуи Раппало подписать советско-германский договор об отказе от взаимных претензий и установлении дипломатических отношений. Германия стала первой великой державой, признавшей Советскую Россию. Вскоре примеру Германии последовали и другие страны. В 1924 г. началась полоса фактического признания Советского государства. Советскую Россию признали Англия, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Китай. К середине 20-х гг. СССР поддерживал отношения более чем с 20 странами мира, не признанный только США (до 1933 г.).

Коммунистический интернационал. Кроме официальной существовал и неофициальная линия внешней политики Советского Союза. Через структуры Коминтерна советское государство вмешивалось во внутренние дела зарубежных стран, что приводило к международным осложнениям.

В конце 20-х гг. руководство СССР делает вывод о том, что "Европа явным образом вступает в полосу нового революционного подъема". Коминтерн под советским давлением стал требовать от коммунистов подготовки к "решающим боям пролетариат, нанесения главного удара по социал-демократии, обвинявшаяся якобы в пособничестве фашистам. В результате этого левые силы в Европе были расколоты, что привело к трагическим последствиям развития мировых событий. Отсутствие единства левых сил, острое недовольство народных масс в условиях мирового экономического кризиса привели к тому, что в 1933 г. парламентским путем к власти в Германии пришла национал-социалистическая партия во главе с А. Гитлером. В стране установилась фашистская диктатура. В центре Европы возник очаг войны.

В 1935 г. Коминтерн выступил за образование широких антифашистских фронтов с участием социал-демократии. Вследствие этого подрывная деятельность в европейских странах заметно ослабла. Происходило постепенное затухание деятельности Коммунистического Интернационала. Идея мировой революции, ради которой он создавался, была давно уже подвергнута критике вместе с "троцкизмом" и почти позабыта. Решение о роспуске Коминтерна было принято в Москве весной 1943 г. С роспуском Коминтерна лозунг мировой революции почти бесследно исчез из идеологии Советского государства.