Смекни!
smekni.com

Майя (стр. 4 из 6)

По сообщениям хронистов и по изображениям в кодексах и на монументах, а также по археологическим находкам, можно до некоторой степени восстановить ритуал, через который проявлялись религиозные верования майя. Известно, что больше всего майя были озабочены добыванием пищи и продлением жизни. Они считали, что в этом им могут помочь различные обряды, индивидуальные или коллективные. К их числу относились посты и воздержания; молитвы; приношения, возлагаемые перед изображениями божеств и состоявшие из цветов, плодов, пищи растительного или животного происхождения, живых или только что принесенных в жертву животных; возжигание душистой смолы-копала; жертвенные кровопускания, когда человек извлекал из своего тела капли крови, главным образом из ушей и языка; человеческие жертвоприношения.

Церемонии религиозного характера сопровождали все важнейшие моменты коллективной и индивидуальной жизни. Например, одни обряды сопровождали земледельческие работы, другие были связаны с жизненным циклом человека.

В похоронных обрядах отмечаются различия в отношении к телу умершего в зависимости от социальной категории данного лица: кремация правителей и важных лиц, пепел которых хранился в глиняных урнах или деревянных статуях; простая яма под хижиной или рядом с ней- для простых людей. Археологи определили, что в зависимости от социального положения усопшего захоронение могло быть простой ямой, вырытой в земле, ямой, обложенной изнутри камнями и закрытой сверху плитой, камерой с каменными стенами и сводчатым потолком. Захоронение могло находится под полом хижины, внутри платформы религиозной или гражданской постройки, в кургане, насыпанном с похоронными целями; некоторые гробницы украшались настенной живописью. Оно могло быть индивидуальным или коллективным, в последнем случае легко опознаются останки, соответствующие главному лицу, и останки сопровождавших его людей, принесенных в жертву для служения ему на том свете. Количество и качество предметов, положенных как приношения, также варьировались.

Во время религиозного праздника Нового года изображение бога - покровителя ушедшего года заменялось изображением покровителя начинающегося года. Каждый месяц устраивались праздники в честь богов - покровителей некоторых профессий(лекари, жрецы, охотники, рыбаки, пчеловоды, воины и т.д.). Конец некоторых больших периодов отмечался особенно пышно.

Очевидно, что религия у древних майя играла огромную роль. Она регулировала не только все стороны социальной жизни, но и личную жизнь любого человека, члена этого общества. Жречество, осуществлявшее это всестороннее регулирование, использовало свою неограниченную власть над простым народом и держало его в повиновении.

4.2 ИСКУССТВО МАЙЯ.

Искусство майя не может быть отделено от искусства Мезоамерики. Оно не родилось и не развивалось изолированно от внешнего мира. Майяское искусство - это часть мезоамериканской культуры, и как таковое оно выражает общие концепции, существовавшие в той же или иной форме у других народов.

Но искусство майя имеет свои характерные черты и легко отличимо от искусства остальных народов Мезоамерики.

Архитектура.

Основные принципы архитектуры майя проистекают из принципов устройства жилища крестьянина, которое существенно не изменилось за тысячи лет. Хижина возводится на низкой платформе, предохраняющей ее от затопления в сезон дождей; несколько ступеней ведут от поверхности земли к полу хижины. Пол может быть просто из утоптанной земли или покрыт штуком. Хижина обычно прямоугольна, но на Юкатане может быть эллипсовидной; она имеет одну дверь на переднем фасаде, у нее нет окон и отверстия в потолке. Стены - из столбов и веток, скрепленных лианами; они обмазаны глиной и часто побелены известью изнутри и снаружи. Крепкий каркас из стропил, жердей и слег и держит крышу из пальмовых листьев. Внутри помещения темно и тесно, но так как хижина сделана из естественных материалов, то вентилируется она достаточно хорошо. Крыша из пальмовых листьев или из травы хорошо пропускает воздух, но задерживает влагу.

Первые постройки майя, возведенные с ритуальными целями или как жилища жрецов и вождей, представляли собой простые хижины разных размеров, стоящие на платформах различной высоты и облицованные камнем и штуком. В поздний доклассический период они превратились в ступенчатые пирамиды в результате наложения одна на другую нескольких платформ. Пирамида “Е-VII” из Вашактуна, несмотря на богатое украшение из алебастровых масок, несла на себе храм, который был простой хижиной.

Позже, когда строители майя научились делать стены из камня, но еще не знали свода, они продолжали использовать пальмовые кровли, как это удалось установить при исследовании постройки “К-5” в Пьедрас-Неграс.

Пальмовая крыша была заменена каменной только с изобретением свода, который получил название ложной арки, или майяского свода. Подобные своды были известны некоторым народам Старого Света на несколько тысячелетий раньше(микенцам), другим - несколькими веками позже(кхмерам), чем майя. Майяский свод возводился посредством сближения стен, начиная с определенной высоты, при этом ряды камней накладывались один на другой так, чтобы каждый выступал над предыдущим, до тех пор пока в верхней части не оставалось небольшое отверстие, которое накрывалось плитой. Длительное время майя строили своды с помощью накладываемых одна на другую плит. Они надежно вмуровывались в стену, из которой выступала лишь их часть. Но со временем майя стали использовать более короткие плиты, затем слегка обработанные каменные блоки и в конце концов - достаточно небольшие тесанные камни.

Свод, построенный таким образом, походил изнутри на кровлю хижины. В поперечном разрезе он имел форму треугольника или трапеции. Но фантазия архитекторов майя привела их к изобретению таких вариантов кровли, как криволинейный свод, который в некоторых случаях почти приближается к романскому, свод в форме бутыли и др.

Майяский свод, неизвестный другим мезоамериканским народам, был, без сомнения, наиболее подходящим архитектурным решением, т.к. он прочнее, чем плоская земляная кровли на балках, к тому же дерево не может сохранятся долгое время во влажном тропическом климате и не выдерживает разрушительной деятельности термитов. Кроме того, большая высота внутреннего пространства и толщина кровле обеспечивали помещению достаточную прохладу.

Недостаток майяского свода состоял в том, что он позволял перекрывать только узкие пространства и не годился для больших помещений. Однако такие своды были возведены в могильном склепе “Храма Надписей” в Паленке и в поперечных коридорах, разделяющих центральное здание “Дворца правителя” и боковые пристройки в Ушмале.

Скульптура.

Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и другие твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость. В крупных скульптурах использовались главным образом известняк и иногда дерево. Их орудия изготовлялись из твердых пород камня; при их помощи резали, ваяли, сверлили; полирование достигалось посредством каменной пыли, песка и воды. Многие, если не все, скульптуры раскрашивались в различные цвета.

Скульптура могла украшать детали зданий(панели, притолоки, плиты, косяки, колонны, лестницы), могла быть элементом, функционально связанным с постройкой(алтари, святилища, троны), или являться частью таких архитектурных комплексов, как площади, платформы, храмы.

Скульптура, как и искусство в целом, должна была воплощать темы, способствующие упрочению существующей системы: жизнь божеств, создавших эту систему и следивших за ее правильным функционированием, и власть тех, кто считался представителями этих божеств на земле.

Боги - абстрактные существа изображались символически: в виде человека, животного, растения, а также геометрически, иероглифически или путем сочетания элементов разных форм. Одной из наиболее частых форм изображения была маска, в которой сливались черты человека и животного. Маски делали из камня, или чаще из штука. Они были частью орнаментации храмов и размещались в тех местах, где были наиболее заметны: на гребнях, фризах, углах фасадов, над входами. Но они встречаются и на алтарях, на основаниях стел, на надписях, а также украшают одежду и атрибуты изображенных лиц.

Если на монументе изображался лишь один человек, то обычно черты его лица были идеализированы и он всегда был пышно одет. Если же сцене участвовали несколько персонажей, то правитель располагался выше других; часто он стоял или восседал на ком-либо из подданных или пленников, а его поза демонстрировала превосходство.

Занимаясь восславлением правящего класса в целом, древние скульпторы обычно не стремились к индивидуализации правящих лиц. Что же касается простых людей, рабов и пленников, то скудость и простота их одежды, а также поза, приданная им скульптором, указывает на их низкое происхождение.

Живопись.

Живопись с ее богатством цветовой гаммы и возможностью изображать сцены с многочисленными участниками еще более, чем скульптура, позволяет нам увидеть жизнь народа майя. Она запечатлела сцены из жизни майя как бы в движении.