Смекни!
smekni.com

Идейно-политическое и общественное движение в 1 половине ХIХ в. Декабристы

Идейно-политическое и общественное движение в 1 половине Х1Х в. Декабристы

Во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. В ряде стран она закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела предотвратить крушение существующего экономического и социально-политического строя. В Западной Европе создавались теории, доказывающие историческую неизбежность и прогрессивность капиталистического строя, велись поиски его совершенствования, разрабатывались учения, ведущие к его разрушения. В России сохранялось самодержавие и крепостничество. Их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий. Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок в деревне. По их мнению необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой главную роль играло дворянство, как опора самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этого делается вывод, что России не нужны коренные социальные изменения. Теория официальной народности пропагандировались через прессу, широко внедрялась в систему просвещения и образования. Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны). “Философские письма” Чаадаева получили широкую известность. Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России. Спасение России он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов. Идеи Чаадаева оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Среди либералов сложилось 2 идейных течения: славянофилы (писатели публицисты Аксаковы, Хомяков, Самарин и др.)и западники (Грановский Боткин, Анненков и др). Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Они считали необходимым установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, ввести свободу слова и печати. Но необходимые реформы должно было провести само правительство. Славянофилы настаивали на возвращение к допетровским порядкам (когда между помещиком и крестьянином существовали патриархальные отношения, когда земские соборы доносили мнение народа до власти. Но признавали развитие промышленности, ремесел и торговли. Основополагающей идеей славянофилов заключалась в приверженности к глубоко нравственной религии – православии. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Радикалы (настаивали на коренной ломке социально-политической системы (революционный путь). Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии. Но их деятельность не оказало серьезного влияния на изменение политического строя. Писатели просветитель Герцен, Огарев, Станюкевич, Белинский пропагандировали новейшую западную философию. Литературный критик Белинский воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Он мечтал о обществе где нет богатых, нет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья. Герцен создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития Герцен видел в социализме, при которой не будет частной собственности и эксплуатации. Крестьянин привык к общественной собственности на землю и поэтому русский крестьянин готов к социализму. В крестьянской общине он видел ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму, а условий развития капитализма в стране нет. Уехал заграницу Герцен стал издавать журнал, основал свою типографию. Стал вместе с Огаревым издавать первую бесцензурную газету “Колокол”. Петрашевцы. В кружок входили Достоевский Салтыков-Щедрин, Майков и др. Они создали коллективную библиотеку для всех желающих. Решительно осуждали самодержавие и крепостничество. Создание республики они видели идеал политического устройства страны. Петрашевский создал “Проект об освобождении крестьян”, предлагая прямое, безвозмездное освобождение кр-ян с наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания. Кирилло-мефодиевске общество – Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Некоторые выступали за сохранения рус.яз. таким, каким он был в 18 в. Другие протестовали против низкопоклонства перед Западом и использования иностран. слов в руск. литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы было создание Общества любителей словесности вопроса.

Во время Крымской войны сложился кризис власти и общества: 1853-1856 г. Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение России. Война, с одной стороны, обнажила ее слабость, но с другой стороны – продемонстрировала героизм и непоколебимый дух русского народа. Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства. В крымской войне участвовали Россия, Османская республика, Англия, Франция и Сардиния. Каждый имел свои расчеты в этом военном конфликте. Россия добивалась выхода из Черного моря, для усиления своих позиций на Ближнем Востоке и Балканах. Османская империя хотела вернуть территории, потерянные в ходе русско-турецких войн конца 18 начала 19 вв. Англия и Франция надеялась сокрушить Россию как великую державу, лишить ее влияния на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. Общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке начался в 1850 г. когда между православными и католиками в Палестине разгорелся спор о том, кто будет владеть святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Православную церковь поддерживала Россия, католическую – Франция. Спор между священнослужителями перерос в противостояние 2-х государств. Османская империя, в состав которой входила Палестина, встала на сторону Франции. Это вызвало резкое недовольство России и лично императора Николая 1. Он надеялся на мощь армии и поддержку некоторых европейских государств, но просчитался. Армия была плохо оснащена. Флот был парусным, тогда как в Европе преобладали уже паровые двигатели. Устарела артиллерия. Россия ввела войска в Молдову и Валахию. В ответ Турция объявила войну России. Ее поддержали Франция и Англия. Австрия заняла “вооруженный нейтралитет”. Россия оказалась в изоляции. 2 этапа войны. 1 – русско-турецкая война, 2 – Россия вела борьбу против коалиции европейских гос-в. Гл. цель англо-франц. командования – захват Крыма и Севастополя – военно-морской базы России. Героическая защита Севастополя истощила силы союзников. А также успехи русских на Кавказе привели к прекращению военных действий. В результате переговоров России запретили иметь на Черном море военные базы. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет. Особенности национального самосознания. Многие гос. деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. Но в то же время они боялись широкого просвещения народа. Жандармский шеф говорил, что не надо торопиться с просвещением. Был введен контроль над программой обучения. Повысилась плата за учение, что сильно ударило по карману малоимущей молодежи. Университеты и институты стали основными центрами, пропагандирующими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Студенты посещали лекции по отечественной истории, коммерческим и естественным наукам. Пополнялись ряды русской интеллигенции. Многие занимались самообразованием. Бывшие крепостные Кольцов и др.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru