Смекни!
smekni.com

Советско-польская война 1920 года. Рижский мир (стр. 2 из 4)

Намеченный командованием Юго-Западного фронта план окружения и уничтожения 3-й белопольской армии, отступавшей из Киева, к сожалению, не был осуществлен. Во-первых, потому что части 12-й армии не смогли быстро форсировать Днепр: отступая, противник взорвал мосты. Во-вторых, своевременно не была создана сильная ударная группа для охвата 3-й белопольской армии с северо-запада. В-третьих, Фастовская группа не сумела охватить противника с фланга и тсла и соединиться с 12-й армией. 1-я Конная армия находилась в районах Житомира и Бердичева и не была переброшена в район станции Бородянка, где противник вел крупные бои, прорываясь на северо-запад.

После кровопролитных боев части 3-й армии белополяков с большими потерями отступили через Бородянку и Тетерев, бросая большое количество обозов и оружия.

Успешное наступление Красной Армии на Польском фронте вызвало растерянность клики Пилсудского и тревогу в кругах Антанты. Антанта предъявила Республике Советов ультиматум («ультиматум лорда Керзона»). От Советского правительства потребовали прекратить военные действия против польских интервентов и заключить перемирие. Была указана линия расположения польских войск: Гродно - Яловка-Немнров - Брест-Литовск - Устилуг-Крылов, далее западнее Равы-Русской и восточнее Перемышля - до Карпат. Красной Армии предлагалось отойти на 50 километров к востоку от этой линии,

Керзон требовал подписать перемирие также и с Врангелем и объявить Крымский перешеек «нейтральной зоной».В случае отказа Советского правительства принять эти условия Антанта угрожала оказать польским войскам всемерную помощь.

Наглый ультиматум Керзона вызвал всеобщее возмущение советского народа. В соответствии с решением Пленума ЦК РКП (б) Советское правительство направило Англии 17 июля 1920 года ответную ноту. Наша партия и правительство отвергли ультиматум. Керзону было указано, что у Англии нет оснований и права выступать в роли посредника между Советской Россией и панской Польшей.

Совет Народных Комиссаров РСФСР заявил, что, когда буржуазно-помещичья Польша готовила нападение на нашу страну, английское правительство не только не думало предотвратить агрессию, но даже не отвечало на предложение Советского правительства разрешить все спорные вопросы мирным путем. Наоборот, руководители государств Антанты всячески подстрекали Польшу к войне, помогали ей материально, одобряли захват польскими войсками Украины и Белоруссии.

Советское правительство указало, что трудящиеся нашей страны никогда не питали вражды к польскому народу и желают полного и окончательного примирения с ним. Устранение разногласий и установление прочного мира возможно только в результате непосредственных переговоров между Польшей и Советской Россией. Если польское правительство обратится к нашей стране с предложением начать мирные переговоры, говорилось в нашей ответной ноте, то оно будет рассмотрено в самом благожелательном духе.

В нашей ноте заявлялось также, что ради установления братских отношений между трудящимися Польши Директивы командования фронтов Красной Армии (1917-1922). М., 1971., России, Украины, Белоруссии и Литвы Республика Советов готова поступиться своими интересами, если польское правительство гарантирует миролюбие и перестанет служить орудием интриг и агрессии в руках империалистов.

Одновременно Советское правительство категорически отвергло предложение об отторжении Крыма и превращении его в постоянное убежище белогвардейских банд Врангеля, не имевших поддержки народа и целиком существовавших на средства государств Антанты.

В.И.Ульянов(Ленин), выступая на 2-м Всероссийском совещании ответственных организаторов по работе в деревне, говорил:

«Сейчас, несмотря на те успехи, которые мы одержали на польском фронте, положение все же такое, что мы должны напрячь все силы... Мы уже раз считали войну оконченной, не добив врага, оставив Врапгеля в Крыму. Повторяю, лозунг: «все для войны» должен быть на каждом совещании, заседании, в каждой коллегии; первым основным пунктом порядка дня должно быть: все ли мы сделали,, все ли жертвы мы принесли для того, чтобы войну окончить? Этот вопрос спасения жизни десятка тысяч лучших товарищей, которые погибают на фронте в первых рядах».

Советское правительство и Коммунистическая партия мобилизовали все силы и средства на разгром врага. Центральный Комитет РКП (б) обратился с письмом ко всем партийным организациям, призывая помочь фронту. Совет Труда и Обороны, возглавляемый Лениным, принял решение о мобилизации повых пополнений для фронта, об улучшении снабжения Красной Армии. Тысячи коммунистов, комсомольцев и профсоюзных активистов отправлялись на фронт.

Призыв Ленина нашел горячий отклик у трудящихся нашей страны. Они лучше работали в тылу, оказывая тем самым большую помощь фронту. На фронт шли новые пополнения.Красная Армия повела широкое наступление на всех участках Польского фронта.

3. Продолжение военных действий на польской территории

Но через несколько дней Красная Армия, развернув широкомасштабное контрнаступление, не только освободила захваченную территорию, но 12 августа подошла к Варшаве. Однако польские войска, защищавшие свою столицу, сумели не только отбить атаку, но и, перейдя в контрнаступление, продвинуться вперед на сотни километров и захватить западные территории Белоруссии и Украины.

Финал этой войны таков: 12 октября 1920 г.-перемирие, а затем и мир, подписанный 18 марта 1921 г.

В общем-то эта хроника достаточно объективна. Но почему до сих пор сердца и умы нескольких поколений наших людей и поляков тревожит эта трагическая вооруженная конфронтация? По мере удаления событий тех лет последствия войны продолжают влиять на отношения двух соседних государств. И это объяснимо. Разве можно быть равнодушным, если через ту, в общем-то скоротечную войну прошло с обеих сторон более двух миллионов человек, а потери составляют десятки тысяч убитыми, ранеными и пленными.

4. Дипломатическая тактика советского руководства на пути к миру. Подписание Рижского мирного договора

Но вернемся к событиям весны 1920 г. Гражданская война заканчивалась. Однако в это время появилась новая угроза - теперь уже со стороны Польши, хотя, по логике вещей, польский народ не должен был идти на конфронтацию с Советской Россией. Ведь именно революционные события в России открыли путь к возрождению суверенного Польского государства.

Польша в эти годы была занята тем, что соединяла ранее разделенные территории, определяла свои национальные границы, решала социальные проблемы. В общем сложилась ситуация, которая позволяла существовать обоим государствам в условиях мира, тем более, что Страна Советов как никто нуждалась в мирной передышке.

Что же тогда явилось причиной вооруженного конфликта двух государств?

В политике подталкивания странами Антанты соседних государств к войне против Республики Советов Польша занимала не последнее место. Коалиция неоднократно стремилась воздействовать на Польшу с тем, чтобы она оказывала более активную помощь белогвардейским армиям, особенно в период похода Деникина на Москву. Обещая помощь белым генералам, руководство Польши стремилось заручиться поддержкой польских территориальных притязаний. Однако Пилсудский понял, что ни Антанта, ни Деникин не собирались признавать польские права на территории восточнее «линии Керзона». Более того, в случае победы Деникина Польша могла потерять обретенную независимость. В этих условиях Пилсудский соглашается на мирные переговоры и сообщает через своего представителя, капитана Вернера, представителю Советского правительства Ю. Мархлевскому о нежелании поддерживать деникинский поход. Деникин позднее заявит, что именно этот факт послужил причиной его поражения.

Однако вскоре польская сторона прервала переговоры. Вообще надо сказать, что польские власти скрывали от своего народа многократные мирные предложения советской стороны, хотя они были весьма благоприятными для Польши. Так, 22 декабря 1919 г. нарком иностранных дел Чичерин отправил в Варшаву следующую радиограмму: «Еще в апреле этого года Российское Советское Правительство давало делегату Польской республики, гражданину Венцковскому, повторные заверения о своем неизменном желании положить конец кровопролитию между народами России и Польши , и без того столь измученными бедствиями пяти лет войны, полагая в то же время, как и всегда, что легко осуществить соглашение между Россией и Полыней. В самый момент отъезда гражданина Венцковского из Москвы эти заверения были ему еще раз повторены. Наши мирные предложения оставались, тем не менее, без ответа, и польские войска продолжали в течение следующих месяцев продвигаться пперед па территории Советских Республик, дружественных Советской России.

Советское Правительство с тем большим изумлением узнало, что 28 ноября помощник статс секретаря Скржыпский в отпет на запрос к польском сейме заявил, якобы Российская Республика никогда не предлагала Польше мира и якобы она угрожала Польше вторжением н нс была нисколько склонна к соглашению, отпечающему желаниям польского народа. Желая устранить всякие недоразумения, могущие затруднить скорое установление мирных и дружественных отношений между обоими народами. Советское Правительство снова подтверждает данные им ранее заверения о своем твердом желании положить конец всякому конфликту с Польшей.

Советское Правительство обращается к Польскому Правительству с формальным предложением немедленно начать переговоры, имеющие целью заключение прочного и длительного мира между обеими странами. Осуществляя тем самым мирные стремления рабочих н крестьян России, Советское Правительство сознает, равным образом, что его предложение отвечает также желаниям, определенно выраженным всеми рабочими организациями Польши, к каким бы партиям они ни принадлежали, многочисленными демократическими организациями Польши, муниципалитетами и другими польскими общественными учреждениями. Мир между Польшей и Россией является жизненной необходимостью для развития обеих стран, для их благосостояния и экономической деятельности. Советское Правительство убеждено, что всякое разногласие между ними может быть устранено дружественным соглашением, которое будут с радостью приветствовать оба народа. Нам небезызвестно, что существуют некоторые препятствия, могущие создать затруднения для Польского Правительства на пути соглашения с Россией, точно так же, как подобные же препятствия затрудняют другие соседние правительства на том же пути. Но эти затруднения проистекают не из интересов или склонностей польского народа, а из иностранных источников, расходящихся в данном случае с его действительными интересами. Советское Правительство выражает надежду, что мирные стремления подавляющего большинства польского народа и сознание его жизненных интересов одержат верх и сделают возможным прекращение военных действий, служащих лишь иностранным интересам. Российское Советское Правительство предлагает поэтому Польскому Правительству указать место и время для начатия переговоров с целью заключения мирного договора между обеими республиками.