Смекни!
smekni.com

Место истории Древнего Египта в мировой истории (стр. 5 из 6)

Военные успехи Рамсеса II на сей раз объясняются не только тем, что, умудренный горьким опытом, он действовал более осмотрительно. Хеттам пришлось вести войну сразу на двух фронтах. В то время как с юга наседали египтяне, с севера хлынули на них воинственные горные племена Кеш-Кеш. В военной помощи нуждался также союзник хеттов- государство Митанни, с которым воевала Ассирия. Да и внутри хеттской державы было неспокойно. Мятеж вспыхнул даже среди войска, измученного непрерывными сражениями. Поэтому новый царь хеттов Хаттушиль в 1296 году до нашей эры предложил Рамсесу II заключить мирный договор. И это предложение было тотчас принято, так как и силы Египта иссякли.

То был древнейший из дошедших до нас международных мирных договоров. Он был написан по-египетски для египтян и вавилонской клинописью для хеттов. Глиняная плитка с частью договора хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

В этом интересном документе, который именуется «благим договором о мире и братстве, устанавливающим мир навеки», 18 параграфов. Важнейшие обязательства сторон - не воевать, разрешать все споры мирными средствами, оказывать друг другу военную помощь при нападении врагов извне, а также при восстаниях покоренных народов, выдавать друг другу беглецов.

Через тринадцать лет после заключения мирного договора , в тридцать четвертый год своего царствования, Рамсес II вступил в брак со старшей дочерью Хаттушиля. Последний, сопровождая свою дочь, с большой свитой и богатыми дарами лично прибыл в Египет для участия в свадебных торжествах . Прибытие в столицу Египта, в город Пер-Рамсес, Хаттушиля было истолковано придворными как очередная блестящая победа Рамсеса II. Позднее, как сообщают стелы из Коптоса и Абидоса , фараон взял в жены и другую дочь Хаттушиля. Надписи о браке старшей дочери Хаттушиля были высечены во многих местах в Египте и Нубии. Помимо большого текста в Абу-Симбеле аналогичные тексты, сообщающие о первом браке Рамсеса II с хеттской принцессой, имеются на стелах в Карнаке, в Амаре, в Акше, в Элефантине, а также на разрушенной стеле из святилища Мут в Карнаке.

Браку Рамсеса II со старшей дочерью Хаттушиля предшествовала длительная переписка и оживленные переговоры между царствующими домами Египта и страны хеттов.

Так, в найденном в архиве письме, адресованном хеттской царице Пудухепе, жене Хаттушиля, Рамсес II информировал ее: «Смотри, великий царь, царь Хатти, мой брат, написал мне, говоря: «Пусть прибудут люди, чтобы возлить хорошее, прекрасное масло на голову моей дочери, и пусть она будет доставлена в дом великого царя, царя Египта».

Как сообщал Рамсес II в другом письме Пудухепе, он удовлетворил просьбу Хаттушиля и побеспокоился о том, чтобы хеттская принцесса была благополучно доставлена в Египет: «Что касается твоего послания мне: «Смотри, невеста... которую я дам, я дал ее и ее приданое больше, чем [дочери] царя [страны] Зулапи... Я даю моей дочери рабов, скот, овец и лошадей, и в этом году я отправляю мою дочь, которая доставит все это в страну Эйэ, и пусть мой брат пошлет человека, чтобы он побеспокоился о них в стране Эйэ», - так мой брат написал мне, и я отвечу ему следующее: «В отношении этих рабов, и этих стад лошадей, и этих стад скота, и этих стад овец, ...я написал Сети, правителю города Рамсес, города, который [находится] в стране Упи, чтобы [он] побеспокоился о них пока невеста не прибудет в Египет. И далее я написал правителю Птах... в городе Рамсес, городе, который [находится] в Канаане, побеспокоиться об этих рабах, и этих стадах телят, и этих стадах овец. Он будет тем, кто отвечает за них, пока невеста не прибудет в Египет... и из уважения к твоему посланию: «Что касается охраны невесты, дай продовольствие их людям», хорошо, я прикажу, чтобы оно было дано».

О том, как старшая дочь Хаттушиля с богатым приданым прибыла в Египет, рассказывается в египетских текстах, и наиболее обстоятельно в том из них, который сохранился на «брачной стеле» Рамсеса II. Хеттская принцесса получила египетское имя Маатнефрура как царствующая жена фараона. Рамсес II поместил ее во дворце и виделся ней каждый день. После заключения брака с дочерью Хаттушиля Рамсес стал считать хеттов подданными Египта.

Брак Рамсеса II с хеттской царевной произвел большое впечатление на современников и оставил о себе память в веках. От позднего эллинистического времени известна запись сказки о болезни царевны Бентреш из страны Бахтан (скорее всего, Бактрии) для исцеления которой по просьбе ее отца из Египта была отправлена статуя бога Хонсу, якобы обладающая волшебной силой врачевания. Поскольку царевна Бентреш была названа старшей сестрой жены Рамсеса II Нефруры, то можно считать, что в этом сказочном повествовании отразились предания о браке Рамсеса II и дочери Хаттушиля.

Но вернемся от легенд и преданий к жизненным реалиям Египта того времени.

Не от хорошей жизни два крупнейших хищника Древнего Востока пошли на заключение мира. Политика погони за рабами и добычей, которую в течении трех столетий с таким упорством осуществляли фараоны Нового царства, исчерпала себя. Не следует думать, что миновала нужда в рабах и добыче . Отнюдь нет! Просто Египет был уже не в состоянии вести большие завоевательные войны. Внешний блеск и пышность, столь характерные для царствования Рамсеса II, создавшего в Дельте новую великолепную столицу - Пер- Рамсес, расширившего Лукосорский храм, достроившего колоссальный Гипостильный зал в Карнаке, воздвигнувшего новые храмы в Абидосе, Мемфисе, Гераклеополе, в далекой Нубии (Абу-Симбел) и других местах, только прикрывали внутреннюю гнилость египетской державы, глубокие противоречия, разъедавшие ее, как ржавчина разъедает железо.

Немногие из рядовых воинов - ветеранов, участвовавших в первом походе Рамсеса II, вернулись домой и воспользовались плодами побед Египта. Большинство легло костьми во время непрерывных шестнадцатилетних войн.

Хорошо показывает все «выгоды» войны для рядового воина один египетский папирус, в котором говорится о возвращении солдата на родину. Сам он гол, как сокол, а жена и его дети брошены в тюрьму за неуплату долгов. Провоевав много лет , он оказался у разбитого корыта.

Постепенно Египет теряет свои завоеванные территории в Азии и Нубии, а вместе с ними - важнейшие источники доходов. Сейчас уж нет средств для оплаты большой армии наемников. Временами не хватает даже сил, чтобы дать отпор ливийцам - слабым западным соседям Египта, на которых египтяне привыкли смотреть, как на людей, рожденных быть их рабами.

Но были у Египта враги и посильнее ливийцев - так называемые «народы моря», куда входили филистимляне, карийцы, сицилийцы, данайцы и другие. Нависает страшная угроза над сильно урезанными границами страны.

Так начинается полоса постепенного, но с годами все более усиливающегося упадка, который завершился в Поздний период истории Египта потерей независимости и полной утратой какого - либо влияния на международные дела Дальнего Востока.

В заключении моего рассказа о военных похождениях Рамсеса II, хотелось бы привести на мой взгляд интересную легенду о великом египеском фараоне: «Сказание о четырех побежденных царях».

Рамсес Великий покорил много соседних племен и народов. Но не всех побежденных царей лишал владений и сана. С четырех из них он брал ежегодную дань, требуя, чтобы они раз в год являлись к нему на поклон в столицу Египта.

Рамсес ласково обращался с ними. При дворе им оказывали подобающие почести. Но когда Рамсес ездил в храм на утреннюю молитву, четырех побежденных царей впрягали в его колесницу. Тогда народ говорил: цари были могущественны, но еще могущественнее фараон. Цари - грозные властелины, но они рабы фараона. Фараон - повелитель повелителей, Фараон -царь царей!

Однажды Фараон вышел из храма после утренней молитвы и взошел на свою колесницу. Три побежденных царя тотчас взялись за оглобли; но четвертый царь, печально задумавшись, безучастно стоял в стороне с опущенной головой и не замечал, что происходило вокруг него. Несколько раз его окликали, пока он не очнулся из забытья и не взялся за оглоблю.

Вернувшись во дворец, Рамсес велел позвать опечаленного царя и спросил его: «Друг мой, какими тяжелыми мыслями ты был настолько поглощен, что не заметил, как я взошел на свою колесницу? Какие думы терзали твое сердце?»

Царь отвечал: «Пусть солнце и луна, пусть все боги неба и земли оградят фараона от подобных дум. Я глядел на колесо твоей колесницы и думал: та часть колеса теперь наверху, которая только что была внизу; а внизу, в пыли та часть колеса, которая только что блистала наверху в лучах солнца. И я сравнил свою судьбу с этим колесом: и я был на высоте гордым властелином, презирал бедных и слабых соседей и не предвидел падения. Но явился ты в нашу страну, сын солнца, как вола впряг меня в колесницу, и я в пыли перед тобой. Колесо судьбы безжалостно».

Рамсес задумался. Потом он протянул руку побежденному царю и сказал: «Я не стану больше впрягать тебя в колесницу, я на высоте, и со мной весь мой народ. Но кому известно, когда и как повернется колесо судьбы? Ступай же с миром, бедный мой друг, пораженный богами». И на следующее утро в его колесницу впрягли коней».

Заключение

Итак, какое же значение в конечном итоге имеют события эпохи Рамсеса Великого, какое же влияние оказала история Древнего Египта на дальнейшее развитие этой страны и мировой истории в целом? Каковы же выводы из всего, сказанного выше?

1. Во-первых, время царствования Рамсеса Великого открывает новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Все потомки этого фараона взяли себе его имя, желая быть похожими на великого предка.

2. Во-вторых, Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона и его власти, которые с древних времен были характерны для мировоззрения жителей страны Нила. Очень древнее представление о фараоне как о божестве и сыне божественных родителей носило при Рамсесе явно политический оттенок, и, потому, пропагандируясь, оно пережило тысячелетия фараоновского периода древнеегипетской истории, показав свою жизненность и во времена Птолемеев и римских цезарей.