Смекни!
smekni.com

Финансовые ведомства Римской империи в IV веке (стр. 3 из 5)

Из дошедшего до нас испорченного текста закона от 384 года в Кодексе Феодосия можно увидеть, что центральный штат «священных щедрот»составляли следующие «скринии»: «делопроизводителей» – exceptorum, воинских частей – numerorum, счетоводов – tabulariorum, а также scriniumcanonum. (CTh.6.30.7.1).

В Notitia Dignitatum наряду с вышеперечисленными упоминаются и другие скринии, названия которых отсутствуют в кодексе Феодосия: золотых слитков (aureae massae, или, как он назван в кодексе Юстиниана, auri massae), auri ad responsum (назначение этого скриния не вполне ясно. Дельмер приводит несколько возможных трактовок его роли, предложенных разными авторами)[32], «священной одежды» (vestiarii sacri), серебра, серебряной монеты (а miliarensibus), медных денег (a pecuniis). По словам Дельмера, эти подразделения являлись вспомогательными техническими службами, и лишь позднее получили статус скриниев[33].

Кодекс Юстиниана полностью воспроизводит закон 384 года, однако перечисляет и остальные скринии, отсутствующие в кодексе Феодосия.

Скриний «делопроизводителей» (exceptorum), очевидно, являлся важнейшим. Согласно Notitia Dignitatum, его глава был одновременно «заместителем начальника всего штата»(secundicerium officii, qui primicerius est exceptorum).

Служба чиновников формально была приравнена к военной, они, как и солдаты, получали аннону и донативы.Между этими чиновниками, называемыми «палатинами», существовала строгая иерархия, им требовалось много лет, чтобы дослужиться до высокого чина. По подсчетам Дельмера, основанным на законе 384 года, в конце IV века в штате «священных щедрот» служило примерно 136 человек[34].

Под началом комита «священных щедрот», согласно Notitia dignitatum находились и другие чиновники. Первыми в списке идут «комиты щедрот для каждого диоцеза» (comites largitionum per omnes dioceses), представители главного комита на местах. Эти лица, несмотря на громкое название, были значительно ниже самого комита «священных щедрот». На Западе также отдельно упоминаются «комит одежды» (comes vestiarii) и «комит золота».

Далее на Востоке следуют «комиты торговых сношений» (comites commerciorum). Судя по тексту, их было трое: для Востока (провинция Восток) и Египта, для Мезии, Скифии и Понта, для Иллирика. В западной части подобная должность не упоминается.

Следующими идут «препозиты сокровищниц» (praepositus thesaurorum). Речь здесь идет, очевидно, о временных складах для собранных налогов, где они хранились до отправки в комитат. На Западе перечень этих чиновников дан полностью.

Выделяются две следующие строчки документа – это «комит металлов для Иллирика» и «Комит и казначей (comes et rationalissummarum) Египта. Что касается последней строчки, из текста не совсем ясно, идет ли здесь речь об одном лице или о двух разных людях, тем не менее такой сложный титул носил один чиновник.

Далее идут уже простые «казначеи» (rationales), число которых не указано. Интересно, что раньше этот титул носил сам глава «священных щедрот», теперь же под ним числились не самые важные чиновники ведомства. На Западе указаны все «казначеи», здесь их 10 человек.

Названы также «магистры льняной одежды» (magistri), «магистры частной» (magistri privatae – возможно, также одежды – vestis,строчка не вполне ясна), «прокураторы женских прядильных мастерских» (gynaecaeorum), прокураторы «bafiorum» – видимо, красильных мастерских, прокураторы монетных дворов (monetarum), «бастаг» (транспорта для перевозки собранных податей), ткачей(linyfiorum).

Несмотря на значительное количество видов различных сборов, доходы «священных щедрот» были не очень значительны, особенно в сравнении с преторианской префектурой. Все налоги, относившиеся к этому ведомству, собирались, как правило, раз в пять лет, и их удельный вес в бюджете империи не мог быть очень велик. Главное достижение, придающее важность «священным щедротам» – производство золотых монет, качество которых поддерживалось постоянной переплавкой собранного в качестве налогов золота. Создание качественной золотой монеты в значительной степени облегчило работу всей финансовой системы империи.

Глава вторая. «Res privata».

С начала Принципата, существовали различия между общественными доходами, которые контролировал император, и его частным доходом, получаемым от его личной собственности, «patrimonium»[35]. Специальное ведомство, предназначенное для управления собственностью императора, возникло при Септимии Севере. Называлось оно «res privata» – «личное имущество».

Значение этого ведомства всегда было несколько ниже, чем «священных щедрот». Тем не менее, в IV веке его глава, в прошлом называвшийся «magister», стал также именоваться комитом и получил титул «светлейшего мужа» (vir illustris).

Комит управлял личными землями императора по всей империи и собирал с них ренту, а также от имени императора заявлял права на собственность короны, которая увеличивалась за счет конфискаций или иным путем[36].

Существовало много способов увеличения имперских земель. Личные земли каждого нового императора вливались в это ведомство. Также по традиции богатые люди считали своим долгом упомянуть императора в завещании, что приносило казне дополнительные богатства.

Также отходили государству земли осужденных преступников (bona damnatorum), земли людей, умерших без наследников, или оставивших не вполне законное завещание(bonacaduca и bona vacantia). Были люди, зарабатывавшие себе на жизнь розыском для казны подобных земель – delatores.

Земли сдавались в аренду, чаще пожизненную или долгосрочную, причем для удобства контроля стремились заключить договор с крупным арендатором[37].

Штат ведомства был, видимо, значительно меньше, чем у «священных щедрот». Notitia dignitatum называет только четыре скриния: «благодеяний» (beneficiorum), canonum, securitatum и«частных щедрот» (privatarum largitionum).

Как считает Джонс, основным в этом ведомстве, как и в «священных щедротах», являлся скриний делопроизводителей (exceptorum)[38]. Скриний этот упоминается в законе от 383 года (CTh 6.30.5), но более поздний источник – Notitia dignitatum по непонятной причине вообще не упоминает этот скриний, как для Востока, так и для Запада.

Названия скриниев, по словам Джонса, говорят не очень много. Canones должно означать ренты, а securitates – расписки, и трудно определить, как функции этих скриниев различались. Возможно, один отвечал за предоставление имений и за установку арендной платы, а другой выдавал расписки об арендной плате и таким образом следил, чтобы она регулярно собиралась. «Личные щедроты» должны были заведовать денежными подарками, а «благодеяния» – земельными[39]. Примерно также определяет роль этих скриниев и Дельмер[40].

Закон от 379 года упоминает для этого ведомства также миттендариев, функции которых, очевидно, мало отличались от функций миттендариев «священных щедрот» (CTh VI,30,2).

Помимо центрального штата, входящего в комитат, у ведомства имелись представительства на местах. Сюда относятся, согласно Notitia dignitatum, «божественные дома» (domus divinae) – традиционное название императорских имений, «казначеи личных имуществ»(rationales rerum privatarum), личная «бастага» – транспортная служба. Также названы «препозиты стад и хлевов»(praepositi gregum et stabulorum), и «прокураторы имений» (procuratores saltuum) –эти лица контролировали различные категории императорской собственности.

На Западе дается большой список представителей ведомства разного ранга и для разных областей – «счетоводы» (rationales), прокураторы, препозиты.Два названия вызывают удивление, так как практически дублируют друг друга –«счетовод частных имуществ для Италии» (rationalis rerum privfatarum per Italiam) и«счетовод частного имущества для Италии»(rationalis rei privatae per Italiam).

Первоначально ренту с императорских земель собирали сами представители ведомства, но Валент и Валентиниан предприняли попытку передать эти функции местной администрации, как это было с государственными доходами. Однако местные власти не проявили должного рвения в сборе ренты, задолженности росли до огромных размеров, и в 382 г. указом Феодосия полномочия вновь вернулись к res privata[41].

Собиралась рента ежегодно, а иногда делилась на три части. Платили во времена Константина либо в зерне, либо в золоте и серебре. Позднее, когда появилась качественная золотая монета, это ведомство, как и два других, окончательно перешло на золото[42].

«Частное имущество» сохраняло свое значение долгое время, хотя никогда не являлось основным в общей структуре финансовых ведомств.

Глава третья. Преторианский префект.

Ведомство преторианского префекта занимает в финансовой системе империи особое место. Однако финансовым оно стало далеко не сразу. Первоначально, в эпоху принципата, должность преторианского префекта была чисто военной он командовал преторианской гвардией. К IV веку с ним произошла странная трансформация: сначала префекта наделили некоторыми несвойственными ему юридическими и финансовыми функциями, в том числе снабжением армии и гражданских служащих продовольствием, а позднее, после упразднения Константином преторианской гвардии, преторианский префект окончательно превратился в гражданского чиновника[43].

Как указывает Джонс, в то время, когда основные доходы были натуральными, преторианский префект практически превратился в министра финансов. Позднее натуральное налогообложение постепенно сменилось золотым. Это должно было усилить роль «священных щедрот», бывшей res summa, тем не менее, более высокое положение преторианского префекта сохранилось[44].

В отличии от двух других ведомств, ведомство преторианского префекта в комитат не входило, то есть было стационарным. В IV веке империя делилась на три, позднее на четыре префектуры. Notitia dignitatum называет две префектуры в восточной части – Восток и Иллирик, и две в западной – Италия и Галлии.