Смекни!
smekni.com

Государство и право Древнего Востока (стр. 5 из 7)

а) Преступления против личности.

Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало.

Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.

Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости — изгнание.

б) Преступления против собственности.

За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11 кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:

  • за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья* 150—200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;
  • за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья*, 25 пан, шудра 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.

в) Преступления против семьи:

  • беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);
  • встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);
  • связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);
  • неверность жены (виновная затравливалась собаками);
  • связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Наказания

Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.

Основные виды наказаний:

  • тюремные заключения;
  • заковывание в кандалы;
  • разного вида телесные наказания;
  • денежные взыскания.

Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия.

Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др.

К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны.

Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились на обозреваемом с дороги месте.

Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.

Процессуальное право

В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы.

Высшая судебная власть принадлежала царю, который разбирал дела с учеными брахманами. Суд был апелляционным. Разбирательство гражданских уголовных дел могло начинаться только по требованию истца или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.

Доказательствами были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. В Индии существовало 5 видов ордалий:

  • испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче - считался не виновным);
  • испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным);
  • испытание водой;
  • испытание ядом;
  • клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая то неприятность, то вина его считалась доказанной).

4. Государство и право Древнего Китая

Государство Древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной в заливе Бохай. Начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры формировалось древнекитайская народность. В 3 веке до нашей эры образовался общий древнекитайский язык, язык народности хань. Изучение истории Китая в Европе начинается с 13 века (с путешествия Марко Поло). Буржуазные историки собрали огромный материал по истории Китая, хотя в некотором плане искаженный. Большое значение для изучения истории Китая имеет труды Бигурино, Васильева, Пржевальского, китайских ученых и советских востоковедов.

Периодизация истории государства и права Древнего Китая. Она связана с имевшимися существенными изменениями, которые происходили в общественном строе.

Период Шан (Инь)- 18—12 в.в. до нашей эры;

Период Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г.;

Период усиления царства Цинь- 246 г. до нашей эры- 207 г. до нашей эры;

Период Хань (206—220г. г. до нашей эры).

В первые три периода государство Древнего Китая было рабовладельческим, в четвертом- оно начинает перерастать в феодальное.

Шань-Инское государство

Господствующий класс инского общества складывается в основном из потомков родовой знати, возглавляемый семейством вана (правителя), из жреческой аристократии, из чиновников и военачальников. Светской аристократии присваивались титулы в зависимости от занимаемой должности, при этом решающее значение имела близость к царю. Титулы "бо" (дед) и "цзы" (сын) присваивались ближайшим родственникам царя, назначенным на государственные должности.

Основная масса свободного населения Шан-инской державы - крестьяне-общинники. Особенности китайской общины было то, что общинное поле делилось на 9 участков, один из которых называли "общественным полем" и обрабатывался сообща. Полученный от него урожай направлялся царю. Остальной урожай принадлежал общинникам.

Отличительной чертой древнекитайского общества при династии Шан (инь) было то, что рабы жили семьями. Рабовладение носило патриархальный характер. Рабами владеет не только государство, но и частные лица. Рабов клеймили, безнаказанно убивали, сжигали в качестве искупительной жертвы. В могильниках Шан-инской династии царей обнаружены сотни скелетов заживо погребенных людей (или умерщвленных).

Государственный строй

Шан-инское государство имело форму деспотии. Политическая власть находилась в руках царей-воинов. Признанных "силой неба", т. е. обожествленных, они был и верховными жрецами государства. Управителями областей были родственники царя, более мелкие должности занимали мелкие профессиональные чиновники.

Право государства Шан-инь

В китайских источниках сообщается, что в Шан-инском государстве имелись "Книги со сводами законов", а также разработанные правила ведения судебных дел. Книги не сохранились, сведения от них отрывочны. Тем не менее, из них прослеживается, что государство жестоко подавляло свободных общинников и рабов. Смертная казнь применялась в целях откровенного устрашения: смерти придавался не только сам виновник, но и три поколения его ближайших родственников. Смертная казнь была, как правило, квалифицированной, сожжение, четвертование, закапывание живьем в землю.

Часто применялись членовредительские наказания в виде вырезания носа, выкалывания глаз, отрубания рук и ног. Тюремное заключение было сопряжено с заковыванием осужденного в колодки. Однако богатый и знатный мог откупиться от заключения в тюрьму. Семейное право характеризуется полным господством мужа над женой. В богатых семьях имеет место многоженство, имеются наложницы- рабыни. Шан-инское государство просуществовало около 3 веков. В 1122 году до нашей эры племена Чжоу нанесли Шан-инской империи решительное поражение и завоевали страну.

Государство Чжоу

Правовое положение основных сословий было несколько иным, чем в предшествующем Шан-инском государстве. Политическое преобладание находилось в руках чжоунской аристократии, которая юридически закрепляет за собой обширные захваченные земли. Часть Шан-инской аристократии была привлечена на службу, получила поместье и вошла в состав господствующего класса. Существенно ухудшилось положение мелких общинников. Раздача земель чжоунской аристократии превратила их в безземельных арендаторов, работающих на землевладельцев. Их наравне с рабами привлекают на полевые работы, на строительство укреплений, заставляют отбывать воинскую повинность.

Широкие размеры приобретает использование рабского труда. Рабов было много, об этом свидетельствуют надписи о покупке и дарении сотен тысяч рабов. 5 рабов стоили столько же, сколько одна лошадь, с добавление 1 мотка шелка.

Государственный строй

При царе в период Чжоу состоял его ближайший помощник (Сян) в достаточно широкой компетенции, подобно арабскому визирю. Затем шли "3 Старца"- три ближайших советника и помощника царя, каждый из которых руководил одним из трех ведомств. Этим 3 сановникам были подчинены 6 чиновников более низкого ранга. Чиновникам были подчинены 9 правителей областей.

Местное управление осуществлялось огромным чиновническим аппаратом, формируемым из местной знати.

Государством управляли 3 ведомства:

А) финансовое, которым управлял "сыту" (один из старцев);

Б) военное ведомство, во главе которого стоял "сыму"(один из старцев);