Смекни!
smekni.com

История возникновения паранджи (стр. 5 из 5)

Отделение народов Средней Азии от России в конце ХХ века, дало толчок восстановлению независимости и самоопределению народов этих стран. Возвращение среднеазиатских народов к нормам ислама, возрождает ношение головных накидок в повседневной одежде. Пока влияние экстремистов в среднеазиатских странах не значительно, но с усилением их влияния, количество женщин в головных накидках резко возрастет, как это было в Афганистане, когда к власти пришли талибы и упрятали женщин по домам, запретив им появляться на улицах без сопровождения мужей, ходить на работу и в школы. Сейчас за нарушение этого указа женщину в контролируемых талибами районах ждет либо тюремное наказание, либо порка плетью.

Экстремизм (называемый фундаментализмом) связывают с исламом в то время как он носит политический, а не религиозный характер.Фундаментализм проистекает из этнических и политических традиций отдельных стран и не присущ самому исламу как религии. Ислам освобожденный от политических пристрастий, весьма терпим, гибок и современен. В ряде стран национальные традиции, не связанные с исламскими канонами, накладывают сильный отпечаток на мусульманские нормы. В странах, где не обеспечено соответствующее обучение населения, этнические традиции оказываются вплетенными в исламские представления и зачастую не только упрощают, но и деформируют исламские ценности.

Hа самом деле никакой чадры или паранджи в традиционном суннитском исламе не существует. Ношение паранджи, закрывающей лицо женщины, не является обязательным предписанием ислама, как ошибочно полагают многие. Это лишь традиция, принятая в некоторых мусульманских общинах. Что же касается некоторых отсталых государств, где на головы женщин надевают мешки с прорезями для глаз, то это средневековое варварство объясняется не требованиями шариата, а частнособственническими устремлениями мужчин, их бескультурьем, фанатизмом и мракобесием.

Верующей женщине предписано носить платок или же особое просторное покрывало – ”хиджаб”, которые являются символами достоинства мусульманки, ее лицо при этом остается открытым. Одежда должна отвечать общепринятым понятиям скромности в исламе: не облегать силуэт, не быть прозрачной и декольтированной, платья и юбки не должны иметь никаких разрезов и их длина должна быть максимально возможной. Шариат запрещает ношение париков, в первую очередь мужчинам, накладных ногтей и других фальшивых элементов, запрещает выщипывать брови, но разрешает верующим женщинам в разумных пределах пользоваться духами и косметикой.

См. также Альбом иллюстраций к истории паранджи

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. 1. Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). – Ташкент: Фан, 1978.

2. 2. Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. - Душанбе, 1969.

3. 3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: ”Планета”, 1990.

4. 4. Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. – М: Наука,1979.

5. 5. Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. – ”Азия и Африка сегодня”, 1995, N8, с.78-80.

6. 6. Русяйкина С.П. Поездка в Таджикскую ССР. - Академия наук СССР. Институт этнографии. Краткие сообщения, вып.4. – Издательство академии наук СССР, 1948, с. 81-86.

7. 7. Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). – М., 1982.

8. 8. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. – Душанбе, 1976.