Смекни!
smekni.com

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана (стр. 3 из 7)

В рассматриваемом аспекте не менее важная информация содер­жится в обширных и уникальных материалах по антропологии совре­менных казахов. Среди них особое место занимают краниологичес­кие серии казахов, которые'по существу являются самым надежным, и, зачастую, единственным источником для сравнительного анализа расогенеза казахов, а также в определении преемственности генети­ческих связей между современными и древними насельниками Казахстана. Так, детальное изучение локального разнообразия казахских краниологических серий в определенной мере высвечивает особенности внугрипопуляционного полиморфизма, постепенно на­копленного на различных этапах становления тотальной совокупнос­ти казахов, как единой этнической общности. Имеется ряд краниоло­гических серий из различных районов республики, обладающих ха­рактерными чертами тураноидной расы и относящихся к единому локальному ее варианту. Однако среди них прослеживается опреде­ленная вариабельность в соотношении европеоидности и монголоид-ности, несмотря на длительность и многократность метисационных процессов у местных популяций Казахстана, начиная с древности.

Определение условной доли монголоидных элементов по крани­ологическим сериям показало, что у современных казахов она соста­вила около 70%. Следовательно, в антропо-морфологической харак­теристике краниологических серий казахов в ощутимой мере прояв­ляется древний местный субстрат, на который накладывался в тече­ние ряда тысячелетий субстратный компонент монголоидного про­исхождения, ставший постепенно преобладающим (см. рис. 2). В целом такое проявление относительно равномерных коррелятивных связей между различными биологическими показателями подтвер­ждает некоторую самостоятельность расогенетического процесса, в котором ведущая роль древнего предкового европеоидного компо­нента была исторически обусловлена. Этот компонент реально пред­ставлен в физическом облике современных казахов.

Такая же антропологическая картина в целом прослеживается и по другим системам фенов-маркеров, в частности по данным антро­пометрии, изосерологии, дерматоглифики и одонтологии. Основные полученные результаты по расовой соматологии свидетельствуют, . что на всей территории расселения казахи характеризуются выра­женной гомогенностью и имеют единый антропологический фенооб-лик. В соответствии с четкой региональной локализацией в пределах современной территории Казахстана их антропологический тип мож­но назвать казахстанским вариантом смешанной тураноидной расы''. В составе этой расы, кроме указанного выше варианта, специалис­тами выделяются еще два локальных: притяныианьский и алтае-

Рис. 3. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии по сумме измерительных (а) и описательных (б) признаков головы и лицевого отдела.

126

хаянский, типичными представителями которых признаны киргизы [и хакасы. Согласно морфологическим показателям межгрупповых сопоставлений оба эти варианта тураноидной расы отличаются от казахстанского усилением элементов восточного расового ствола (рис. 3).

В антропологии Казахстана также нашло отражение и изучение этнического образования казахов в серологическом аспекте. Подан­ным системы АВО для казахов, в целом можно считать установлен­ным преобладанием аллеля 0. Процентное содержание аллелей А и В равномерно, а концентрация генных частот р (А) и q (В) достаточно близки между собой (А >В). Этот факт говорит о том, что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно сочетаются исходные составные компоненты на основе серологических факторов — евро­пеоидных и монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп крови для казахской популяции в целом является следующий:

О > А > В > АВ. Антропологическое значение такого распределения раскрывается при сопоставлении с общим распространением генных частот по локусу АВО у народов Евразии. Так, казахская популяция тяготеет к относительно средней величине колебаний частот фено­типов системы АВО населения Центральной и Средней Азии, а в ряде случаев совпадает с таковыми вариантами у народов Восточной Европы и Передней Азии. По распределению фенотипа А казахи, находясь в пределах интервала частот, присущих населению Цен­тральной Азии, приближаются к его верхней границе, а по отноше­нию к народам Восточной Европы — к нижней границе свойственных им частот. Фенотип В у казахов имеет частоты, соответствующие средним цифрам частот у жителей Центральной Азии, несколько превышающие показатели, характерные для популяций Восточной Европы и близко подходящие к верхней границе интервала частот, свойственных населению Передней и Средней Азии. Соответственно этому частоты генов р (А) и q (В) у казахов в основном лежат в области пограничных значений, характерных для популяций Центральной Азии и Восточной Европы.

Рассмотрение распределения системы групп крови MN среди казахских популяций показало, что для них характерно преоблада­ние аллеля М над N. Процент лиц с наличием обоих аллелей MN среди местных популяций значительно больше, чем с одним. По степени концентрации генных частот по данному локусу казахи обнаруживают относительно высокий процент m (M) и умеренно низкий п (Ы). Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов у казахов наиболее близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии. По отношению к европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся на границе таковых у наро­дов Восточной Европы. В целом казахи вполне определенно являют­ся носителями смешанных особенностей по локусу MN12.

Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица с резус-положительной реакцией над резус-отри­цательной. Для них характерно относительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территории показателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так как изменчивость генных час­тот по данному локусу у казахов невелика, и они представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе общей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигает распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но она несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному генетическому маркеру результаты определенно свидетель­ствуют о смешанном происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве краткой иллюстрации можно при­вести процентное содержание резус-отрицательного фактора у наро­дов Евразии. Правда, при этом проценты предварительно переводят­ся в баллы. С учетом полярности генетической структуры сравнитель­ных популяций казахи стоят на четыре балла дальше от современных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии и на десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины по изученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне у казахов вполне реально существует свой гено­фонд. Его специфическая особенность наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, где в серологическом отноше­нии наиболее типичные представители как европеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от обобщен­ного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-

Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народов Евразии.

проведенный серологический анализ отражает один из путей микро­эволюционного развития современных казахов и одновременно де­монстрирует, в каком соотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а также показывает их условное расстоя­ние в этноантропологическом развитии от популяций сопредельных территорий.

Как известно, специфическое сочетание полиморфных призна­ков кожного рельефа пальцев и ладони обладают высокой таксоно­мической ценностью. Эти дерматоглифические данные по современ­ным этническим группам сейчас широко используются в антрополо­гической науке. В полученных материалах весь комплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальных групп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основным свойствам кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных групп", т. е. относятся к популяциям метисного проис­хождения (рис.5).

Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторых народов Евразии.

В современной антропологии наряду с данными по расовой сома­тологии, серологии, дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии человека в этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое строение зубной системы является одним из важнейших источников биологической и исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубного рельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологический анализ позволяет

• заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая популяция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в пределы вариации переходных расовых типов Евра­зии.14

В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в

• основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,' логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особенно дерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что в зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с западной в восточ­ную часть республики. Выявленный «западный» стабильный компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к древнему местному субстрату.