Смекни!
smekni.com

Таганрог в начале XX века (стр. 3 из 3)

В одном из писем великого писателя мы читаем: «Куда бы я ни поехал—за границу, в Крым или на Кавказ,—Таганрог не миную. Я счастлив, что могу хотя чем-нибудь быть полезен городу, которому я много обязан и к которому я продолжаю питать теплые чувства».

По инициативе А. П. Чехова, но уже после его смерти,—в 1914 году было построено в Таганроге прекрасное здание городской библиотеки. Антон Павлович Чехов неустанно заботился о расширении фондов библиотеки, покупал для нее на свои средства сотни книг, дарил много ценных книг из своей личной библиотеки. В одном из писем к таганрогскому городскому голове Фоти он писал: «Между прочим, я поручил послать Вам экземпляр «Власти тьмы» Л. Толстого с собственноручной надписью. Я прошу городскую библиотеку принять от меня этот небольшой подарок, как со временем буду просить принять от меня все те книги с авторским факсимиле. какие у меня теперь имеются и какие собираю и сохраняю специально для моего родного города».

За двадцать дней до смерти—15 июня 1904 года—Чехов писал Иорданову, городскому голове Таганрога: «Будьте добры, сообщите мне, получили ли Вы книжную посылку, отправленную мною из Москвы в первых числах июня. Я оставил книги в Москве с просьбой переслать их немедленно, а сам уехал».

А.П. Чехов был также одним из основателей городского музея, которому он очень много помогал. По его просьбе, великий русский художник И. Репин добился присылки из Академии художеств в Таганрог 16 картин академиков. Антон Павлович оказывал денежную помощь музею, содействовал образованию при нем актива.

До 1895 года территория Таганрога была крайне незначительной.

Только центральные—Греческая (ныне ул. III Интернационала) и Петровская (ныне ул. Ленина)—улицы были относительно благоустроены, остальные же улицы, тем более на окраинах, были крайне неприглядными. В письме от 2 апреля 1887 года А. П. Чехов писал своей сестре: “... Я в Таганроге... людей нет... Все дома приплюснуты, давно не оштукатурены. Крыши не крашены, ставни затворены... С Полицейской улицы начинается засыхающая, а потому вязкая и бугристая грязь, по которой можно ехать шагом, да и то с опаской”

А ведь Полицейская улица (ныне Чеховская), параллельная главной, Петровской улице, находится в самом центре Таганрога. Уж если центр города и улицы, прилегающие к нему, были такими, как писал Чехов, то что же представляли собой окраины города, удаленные от центра на более значительное расстояние?

Яркая характеристика таганрогских окраин в начале XX столетия дается в книге «Россия» : «Пригороды Таганрога представляют беспорядочное скопление лачуг, в которых гнездится беднота; из них Скарамакгозка населена, главным образом, мастеровыми и извозчиками, а Касперовка—портовыми рабочими и босяками. Главные приютом для бездомных и босяков служат развалины прежней крепости; в землянки, вырытые в полуразрушенном валу, стекается беднота, сбившаяся с жизненного пути... местность эта носит громкое название Петербурга».

Окраина Таганрога в северо-восточной его части называлась Касперовкой. В 1861 году здесь было уже 70 домов с населением в 350 человек. Рядом с Касперовкой вдоль побережья залива, находилась земля, принадлежавшая Скараманге, одному из владельцев кожевенного завода. За Касперовкой и Скараманговкой тянулась бескрайняя степь.

В связи с постройкой в 1895—96 гг. металлургического, кожевенного и котельного заводов в северо-восточной части города, Касперовка и Скараманговка начали быстро расти. Одновременно расширялись на север и центральные улицы города.

В юго-западном направлении Таганрог рос несколько медленнее, так как здесь не было промышленных предприятий. Между городом и т. н. «Карантином», где находились загородные дачи, было расстояние в 4—5 километров. Лишь перед началом первой мировой войны эта часть города начала также быстро застраиваться.

Санитарные условия жизни рабочих Таганрога были крайне тяжелыми. К ним вполне, приложима оценка Энгельса жилищных условий рабочих Англии в его книге «Положение рабочего класса в Англии»:

«В каждом крупном городе имеется один или несколько «худших кварталов», в которых ютится рабочий класс... Улицы здесь обыкновенно немощеные, грязные, с ухабами, покрыты растительными и животными отбросами, без сточных канав, но зато со стоячими лужами, распространяющими зловоние».

Такие же грязные,. немощеные, с ухабами улицы были и на окраинах Таганрога, населенных рабочими.

Даже в начале XX столетия Таганрог не имел водопровода.

В. Я. Светлов писал: «Воду для домашних потребностей привозят в бочках с моря; для приготовления пищи и питья ее добывают из цистерн и артезианских колодцев. Вода в этих помещениях застаивается или высыхает при продолжительном бездождии. на дне их заводятся головастики и всякая органическая нечисть; вода «задыхается», и пить ее становится невозможным».

Чехов не раз писал П. Ф. Иорданову о водопроводе: «Если бы в Таганроге была вода... то переехал бы на житье в Таганрог...» (письмо от 11 мая 1902 г.). «...Читаю обе ваши газеты и никак не пойму, будут ли в Таганроге водопровод и канализация или нет» (письмо от 29 марта 1903 г.). «...Что нового в Таганроге?.. Будет ли водопровод ?» (письмо от 11 февраля 1904 г.).

Однако, водопровод в городе был построен только после Октябрьской революции.

Еще в 1904 году улицы Таганрога освещались, главным образом, керосиновыми фонарями. Поднимался вопрос и об электрическом освещении в городе, и о трамвае, но все это были бесплодные пожелания, неосуществимые в буржуазном Таганроге.

Между тем, в то время, когда обсуждался вопрос о трамвая. Таганрог был уже промышленным городом, с населением свыше 50 тыс. человек. Нужда в трамвае была настоятельная, но... какое дело было «отцам города» до нужд рабочего населения ?

Лишь в годы сталинских пятилеток в Таганроге был построен трамвай. Таганрог—южный город на берегу Азовского моря, центр крупной промышленности и значительный порт,,—был в начале XX столетия грязным и неблагоустроенным: «... где вода и сносное освещение до сих пор доставляется городу «от господа бога» бесплатно, а передвижение по улицам и очистка нечистот совершается по-прежнему при помощи возниц и подрядчика, заражающего своим обозом городской воздух».— писал В. Я.Светлов.

Во второй половине XIX века, особенно в самом конце столетия, население города начало быстро расти, что обусловливалось возникновением крупной капиталистической промышленности.

В 1860 году в Таганроге насчитывалось 21279 жителей, в 1897 году—51812, а в 1913 году—71516. Среднегодовой прирост населения в 1860—1897 гг. составлял, таким образом, 823 человека, а в 1897—1913 гг.—1231 чел., т. е. в полтора раза больше.

Со всей необъятной России прибывали в Таганрог люди в поисках куска хлеба. Из данных переписи 1897 года видно, что в городе проживало свыше 37% пришлого населения, прибывшего не из Донской области, а из различных губерний. В последующие годы процент населения за счет притока пришлых рабочих еще более повысился.

Понятно, что в связи с большим притоком после 1897 года в Таганрог новых поселенцев для работы на заводах, распределение населения заметно изменилось по полу: в 1897 году на 100 мужчин приходилось 95 женщин, а в 1904 году— только 86 женщин, т. е. почти на 10% меньше.

Кроме 7000 фабрично-заводских рабочих, работавших почти исключительно на крупных заводах, и до 2 тысяч грузчиков порта и рабочих железной дороги, в Таганроге было зарегистрировано свыше 5000 ремесленников, большую часть которых составляли не самостоятельные хозяева, а бесправные трудящиеся, получавшие гроши за свою работу от зари до зари у мелких хозяйчиков.

Трудоспособное население Таганрога в возрасте от 16 до 60 лет в 1913 году составляло 45,6 тыс. человек, или 63% к общему числу. Следовательно, одну пятую часть трудоспособного населения Таганрога в 1913 году составляли фабрично-заводские и транспортные рабочие. К ним примыкали большой отряд работавших в бесчисленных кустарных мастерских. и много тысяч мелкого служилого люда, обслуживавшего своим трудом торговлю хлебом.

Эксплуататорские же элементы занимали в общем составе населения Таганрога в количественном отношении весьма незначительное место. По переписи 1897 года, в нем насчитывалось (вместе с семьями) около 700 купцов и 103 фабриканта и заводчика. Количество их почти не изменилось и в 1913 году.

Таким образом, подавляющая часть населения семидесятитысячного города своим трудом обогащала численно ничтожную кучку промышленных и торговых акул капитала.

Список литературы.

1. Бровкович Д.А. и др. Таганрог : историко-экономический очерк. Р/Д 1948 г.

2. Из истории Таганрога. сб. статей: вып 1. ЦБ Таганрог 1997 г.

3. Таганрог Историко-географический очерк.