Смекни!
smekni.com

Сущность Сталинизма (стр. 6 из 6)

Обрекают страну на застойное существование, грозящее закончится экономической и социальной катастрофой.

Противоречия 50-70-х годов создали и более глубокие, труднее устранимые факторы, обуславливавшие возможности появления широких настроений, не связывающих перспективу будущего страны с очищением от сталинского наследия. Половинчатость перемен, происшедших в послесталинские десятилетия, таким образом осложнила проблему перестройки и обновления нашего общества, что сама эта сложность благоприятствует возникновению иллюзорных представлений о возможности улучшить жизнь народа и предотвратить сползание страны к кризису без устранения сталинизма, а то и с помощью возрождения порядков сталинского типа. Сегодня, после того, как в течение тридцати с лишним лет функционировала не сталинские – откровенно деспотическая, - а бюрократизированная, полуолигархическая разновидность административно-командной системы, перестраивать нужно не только то, что сложилось в 30-40-е годы, но и то, что наслоилось (и разложилось) в 50-70-е. Радикальное улучшение нашей жизни действительно требует устранение не только того, что родилось в годы сталинищины. Трудности, появившиеся через много лет после смерти Сталина, в иную эпоху, при иных руководителях, реально, на самом деле существуют в обществе. Миллионы людей каждодневно сталкиваются с ними, ощущая эти столкновения как проявление сегодняшнего, а не вчерашнего зла.

Для сторонников обновления социализма, для тех, кто стремиться придать ему гуманистический и демократический облик, наличие в обществе многих подходов к перестройке представляется явлением нормальным и позитивным. Плюрализм мнений и идей есть норма демократизации, и именно через развертывание, сопоставление, соревнование различных идей пролегает лучший путь перестройки нашего времени, движения общества к новому качественному состоянию. Но ясно, что успех подобного движения, обеспечения победы в идейном соревновании линии, выдвинутой руководством КПСС, требует борьбы, трудовой и общественной активности миллионов и миллионов людей. В этой борьбе отношение к преобразованию 30-40-х гг. и к наследию сталинизма предстает не как проблема далекой истории. Половинчатые сдвиги послесталинских десятилетий не уничтожили сталинизм. Он не умер, он ушел в прошлое. Сталинское наследие, сталинские традиции все еще участвуют в нашей общественной жизни. И как существующая до сих пор реальность многих экономических, политических, идеологических порядков, в основе своего сохранившихся со сталинских времен. И как обозначение главного в системе тех деформаций сталинизма, которые должны быть устранены в итоге перестройки. Но одновременно и в качестве символа, идеала, программы антиперестроечных сил – как тех, что стоят за незнанию думает, что можно избежать ее сложностей посредством воссоздания смягченной разновидности сталинизма. Разоблачение сталинской системы, разъяснение того, что она и в прошлом больше сковывала страну, чем развивала ее, а в нестоящем представляет абсолютное предприятие общественному прогрессу, составляют поэтому не приемное и немаловажное условие идейно-теоретического обеспечения перестройки.

Приложение:

Список используемой литературы:

1. Осмыслить культ личности Сталина. Б.Н. Чистов, М.Ф. Шатров.

2. Источники спорят Ю. С. Борисов, В. М. Курицин, Ю.С. Хван.

3. Новый мир №11-12, 1988, 1989 гг.

4. Наука и жизнь №1, 1989 г.

5. Знание – сила №8, 1987 г.

6. Горизонт №3, 1988 г.

7. Нью-Йорк, 1970г.

8. Неделя №41, 1988 г.

9. Н. И. Бухарин «Экономика переходного периода»

10. Наука и изменение, 1986г.

11. Социалогические исследования № 4, 1987 г.


[1] Т.Лисичкин. Мифы и реальность-Новый мир, 1988, №11, с.160.

2 А.Цинко Истоки сталинизма. -Новый мир, 1988, №11-12; 1989 №1-2.

3 Журнал “Наука и жизнь” 1989 №1, с.в5

4 Обратим внимание, что это пишет автор, немного сетующий на то, что “нашему русскому рабочему движению не удалось избежать христианизации марксизма”. -Там же, с.55

5 Там же 1988 №11, с.48

[2] Дочь Сталина свидетельствует: «И так как отец относился к нему (сыну Якову) незаслуженно холодно, а это было всем известно, то никто из высших чинов военных не стал оказывать ему протекцию, зная, что это встретило бы ярость отца. Яша всегда чувствовал себя возле отца каким-то пасынком… Первый брак принес ему только трагедию. Отец не желал слышать о браке… и вообще вел себя, как самодур. Яша стрелялся у нас на кухне, ночью. Пуля прошла навылет, но он долго очень болел. Отец стал относиться к нему после этого еще хуже…» - С. Аллилуева.

[3] Разве отмена паспортов для крестьян, обложение их непосильной «данего» (против чего тщетно протестовал Бухарин) не явились новым введением «крепостного права» в России в середине XX века?! И, следовательно, сталинский режим – это, так сказать, феодальный социализм.

[4] - «Сталину … кажется, что до сих пор мы были слишком сентиментальны и пора одуматься. Пётр I уже оказался параллельно неподходящей. Новоё увлечение (зима 1941г. – М.К.), открыто исповедуемое (!), - Грозный, опричнина, жестокость. На эти темы пишутся новые оперы, драмы, спектакли. После романа и пьесы о Петре I А. Н. Толстому была заказана пьеса «Иван Грозный»), а Эйзенштейну и Прокофьеву (с перспективой оперы, очевидно (одноимённый фильм по свидетельству Б. Пастернака – Новый мир, 1988г., №6, с. 218).

[5] - Сей исторический «блик» не высвечивает ли аналогичный случай якобы с «заговором» Тухачевского и других маршалов и генералов, возжелавших «извести царя»?

[6] В. Корбин. Посмертная судьба И. Грозного. – Знание – сила, 1987 №8, стр. 57.

[7] О.Горчаков. Накануне, или трагедия Кассарды. – горизонт, 1988 г, №3.

[8] Горизонт, 1988г. №3

[9] С. Аллилуева. Только один год. Нью-Йорк, 1970. Стр. 339-340

[10] Canetti E. Die Yesheltene Zunuhft Aufsatge und Yeschreche Munchen, 1972 г., S. 7-39.

[11] Танки Гудериана, обойдя город с севера и с юга, углубились до 400 км за Киевом; Жуков настаивал на этом, но Сталин отстранил (на время) его от командования.

[12] К. Симонов «Глазами человека моего поколения». – Знамя, 1988г. №5 с. 72-73

[13] См.: Ю. Феофанов. «Мы думали, что так надо…» – Неделя, 1988г. №41.

[14] См.: Лев Троцкий. Сталинизм и большевизм – Бюллетень оппозиции, 1937г., №58-59 стр. 11,13.

[15] Н.. Бухарин. Экономика переходного периода. Часть I. Общая теория трансформационного процесса М., 1920 г, стр 146.

[16] Robert C. Tucker. Lenin`s Bolshevism asa Culture in the Making – In: A. Gleason P. Kener, R. Stites (eds.). Bolshevik Culture. Experiement and Order in Russian Revolution. Bloomington (Indiana), 1985, р, 11.

[17] О. Тоффлер, Наука и изменение. – В кн.: Илья Пригожин, Изабелла Стенирс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986, с. 16.

[18] Илья Пригожин, Изабелла Стенирс. Указ. Соч., с.386.

[19] В прошлом мы использовали выражение «государственно-монополистическая экономика социализма». Более удачный термин – монопольно-государственная экономика, - подчеркивающий отличие нашей экономики 30-40-х годов от экономической системы государственно-монополистического капитализма, предложен Ю.А. Васильчуком.

[20] См. подробнее: П.О. Авен, В.М. Широнин. Реформа хозяйственного механизма: реальность намечаемых преобразований. – Известия СО АН СССР. 1987 г. №13, сер.: Экономика и прикладная социология. Вып. 3, с. 33-37.

[21] См.: Развитие рабочего класса в социалистическом обществе. М., 1982 г., с. 429-449; Л.А. Гордон. Социальная политика в сфере оплаты труда. – социалистические исследования, 1987, №4, с. 12-14.