Смекни!
smekni.com

Хрущев и Сталин в исторической памяти народа (стр. 2 из 9)

Мар­ксист ле­ни­нец из­ме­не­ние по­ли­ти­ки, так­ти­ки и стра­те­гии вы­во­дит из дей­ст­ви­тель­но­го из­ме­не­ния со­ци­аль­но эко­но­ми­че­ской об­ста­нов­ки и со­от­но­ше­ния клас­со­вых сил. Бес­прин­цип­ный по­ли­ти­кан, ес­ли да­же он и при­кры­ва­ет бес­прин­цип­ное по­ли­ти­кан­ст­во мар­кси­ст­ко ле­нин­ской фра­зео­ло­ги­ей, на­обо­рот, из­ме­не­нию сво­его лич­но­го по­ве­де­ния или по­ве­де­ния кли­ки, груп­пы, пар­тии под­чи­ня­ет ана­лиз и ос­ве­ще­ние со­ци­аль­но клас­со­вой об­ста­нов­ки. Та­ков Ка­ут­ский 5. , та­ко­ва вся кли­ка во­ж­дей и тео­ре­ти­ков 2 го ин­тер­на­цио­на­ла, та­ко­вы “тео­ре­ти­ки” раз­лич­ных “ле­вых” групп и груп­по­чек, та­ков и Ста­лин.

Ста­лин как вождь и тео­ре­тик.

Пар­тий­ный ап­па­рат и куч­ка ок­ру­жаю­щих Ста­ли­на крье­ри­стов и льсте­цов упор­но, изо дня в день, из ме­ся­ца в ме­сяц, на всех пе­ре­кре­ст­ках тру­бят о том, что Ста­лин ве­ли­кий тео­ре­тик и вождь, ге­ни­аль­ный уче­ник Ле­ни­на. Его имя в на­стоя­щее вре­мя эти “уче­ные” карь­е­ри­сты ста­вят ря­дом с име­на­ми Мар­кса, Эн­гель­са и Ле­ни­на. Вся­ко­го, кто это­го не де­ла­ет, бе­рут под со­мне­ние и “об­стрел”.

Ста­лин, уце­пив­шись за Мар­кса, Эн­гель­са и Ле­ни­на, за их спи­ной ма­шен­ни­че­ским спо­со­бом на­ме­рен про­братьс вря­ды учи­те­лей ра­бо­че­го клас­са. Ес­ли ис­то­рия не при­зна­ет его ве­ли­ким че­ло­ве­ком, то он не на­ме­рен при­зна­вать ис­то­рию и с по­мо­щью сво­их “уче­ных”карь­е­ри­стов хо­чет пе­ре­де­лать за­но­во. Ес­ли он ни­ко­гда не спо­со­бен под­нять­ся на вер­ши­ны тео­ре­ти­че­ско­го и ду­хов­но­го ве­ли­чия Мар­кса, Эн­гель­са и Ле­ни­на, то он на­ме­рен, на­обо­рот, их опус­тить до уров­ня сво­его соб­ст­вен­но­го ни­что­же­ст­ва;ес­ли гос­под­ствую­щие клас­сы с по­мо­щью пе­ча­ти и об­ра­бот­ки соз­на­ния масс пре­вра­ща­ли ино­гда ге­ни­аль­ных лю­дей в аван­тю­ри­стов, то по­че­му же гос­под­ствую­щая кли­ка аван­тю­ри­стов не мо­жет его пре­вра­тить в ге­ни­аль­но­го че­ло­ве­ка!

Ле­нин был во­ж­дем, но не был дик­та­то­ром;Ста­лин, на­обо­рот яв­ля­ет­ся дик­та­то­ром, но не яв­ля­ет­ся во­ж­дем. Ка­кая раз­ни­ца ме­ж­ду во­ж­дем и дик­та­то­ром под­лин­ный вождь вы­дви­га­ет­ся пре­ж­де все­го дви­же­ни­ем масс, он опи­ра­ет­ся в пер­вую оче­редь на мас­сы и на их до­ве­рие, он глу­бо­чай­ше свя­зан с мас­са­ми, по­сто­ян­но вра­ща­ет­ся сре­ди ни, он идет во гла­ве их, го­во­рит им прав­ду не об­ма­ны­ва­ет их, и мас­сы убе­ж­да­ют­ся на соб­ст­вен­ном опы­те в пра­виль­но­сти его ру­ко­во­дства и его под­дер­жи­ва­ют. Та­ков был имен­но Ле­нин. Дик­та­тор, на­обо­рот, боль­шей ча­стью при­хо­дит к вла­сти или че­рез по­дав­ле­ние ре­во­лю­ции, или по­сле спа­да вол­ны ре­во­лю­ции, или че­рез внут­рен­ние ком­би­на­ции пра­вя­щей кли­ки, или че­рез двор­цо­вый пе­ре­во­рот, опи­ра­ясь на го­су­дар­ст­вен­ный или пар­тий­ный ап­па­рат, ар­мию, по­ли­цию. Дик­та­тор опи­ра­ет­ся в ос­нов­ном не на мас­сы, а на свою вер­ную кли­ку, на ар­мию, на го­су­дар­ст­вен­ный или пар­тий­ный ап­па­рат;он не свя­зан с мас­са­ми, он не вра­ща­ет­ся сре­ди них , он мо­жет с ни­ми за­иг­ры­вать и льстить им, но он об­ма­ны­ва­ет мас­сы, он пра­вит не по­то­му, что мас­сы ему до­ве­ря­ют, а ча­ще все­го во­пре­ки это­му. По­ли­ти­ка дик­та­то­ра это по­ли­ти­ка внут­рен­них за­ку­лис­ных ком­би­на­ций, по­ли­ти­ка под­бо­ра лич­но ему вер­ных лю­дей, по­ли­ти­ка оп­рав­да­ния, за­щи­ты и воз­ве­ли­чи­ва­ния его гос­под­ства. На­по­ле­он, Мус­со­ли­ни, Пил­суд­ский, Хор­ти, При­мо де Ри­ве­ра, Чан Кай­ши и пр. все они в ос­нов­ном ук­ла­ды­ва­ют­ся в эту ха­рак­те­ри­сти­ку. В эту ха­рак­те­ри­сти­ку ук­ла­ды­ва­ет­ся и дик­та­ту­ра Ста­ли­на, хо­тя его дик­та­ту­ра и от­ли­ча­ет­ся ко­рен­ным об­ра­зом от бур­жу­аз­ных дик­та­то­ров (так в до­ку­мен­те. Ред. ) тем, что она вы­рос­ла на ба­зе про­ле­тар­ской дик­та­ту­ры, яв­ля­ясь ис­ка­же­ни­ем про­ле­тар­ской дик­та­ту­ры и со­дей­ст­вуя ее даль­ней­ше­му ис­ка­же­нию и вы­ро­ж­де­нию.

Ста­лин не был на­стоя­щим, под­лин­ным во­ж­дем, но ему тем лег­че бы­ло в хо­де со­бы­тий пре­вра­тить­ся в на­стоя­ще­го дик­та­то­ра. Свою роль он за­нял не бла­го­да­ря под­держ­ке масс. Он при­шел к сво­ему те­пе­реш­не­му без­раз­дель­но­му гос­под­ству пу­тем хит­рых ком­би­на­ций, опи­ра­ясь на куч­ку вер­ных ему лю­дей и ап­па­рат, и с по­мо­щью оду­ра­чи­ва­ния масс. Он ото­рван от масс, он не свя­зан с ни­ми, он дер­жит­ся не на до­ве­рии масс, а на тер­ро­ри­зи­ро­ва­нии их.

О куль­те лич­но­сти и его по­след­ст­ви­ях.

По­сле смер­ти Ста­ли­на Цен­траль­ный ко­ми­тет пар­тии стал стро­го и по­сле­до­ва­тель­но про­во­дить курс на разъ­яс­не­ние не­до­пус­ти­мо­сти чу­ж­до­го ду­ху мар­ксиз­ма ле­ни­низ­ма воз­ве­ли­чи­ва­ния од­ной лич­но­сти, пре­вра­ще­ния ее в ка­ко­го то сверх­че­ло­ве­ка, об­ла­даю­ще­го сверхъ­ес­те­ст­вен­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, на­по­до­бие бо­га. Этот че­ло­век буд­то бы все зна­ет, все ви­дит, за всех ду­ма­ет, все мо­жет сде­лать;он не­по­гре­шим в сво­их по­ступ­ках.

Та­кое по­ня­тие о че­ло­ве­ке, и, го­во­ря кон­крет­но, о Ста­ли­не, куль­ти­ви­ро­ва­лось у нас мно­го лет.

В де­каб­ре­1922 го­да в сво­ем пись­ме к оче­ред­но­му съез­ду пар­тии Вла­ди­мир Иль­ич Ле­нин пи­сал:

“Тов. Ста­лин, сде­лав­шись ген­се­ком, со­сре­до­то­чил в сво­их ру­ках не­объ­ят­ную власть, и я не уве­рен, су­ме­ет ли он все­гда дос­та­точ­но ос­то­рож­но поль­зо­вать­ся этой вла­стью”. Это пись­мо важ­ней­ший по­ли­ти­че­ский до­ку­мент, из­вест­ный в ис­то­рии пар­тии как “за­ве­ща­ние” Ле­ни­на. Он был ог­ла­шен по де­ле­га­ци­ям 13 съез­да пар­тии, ко­то­рые об­су­ж­да­ли во­прос о пе­ре­ме­ще­нии Ста­ли­на с по­ста ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря. Де­ле­га­ции вы­ска­за­лись за ос­тав­ле­ние Ста­ли­на на этом по­сту, имея в ви­ду, что он уч­тет кри­ти­че­ские за­ме­ча­ния Вла­ди­ми­ра Иль­и­ча и су­ме­ет ис­пра­вить свои не­дос­тат­ки, ко­то­рые вну­ша­ли серь­ез­ные опа­се­ния Ле­ни­ну.

Вот два до­ку­мен­та, до­пол­няю­щие ле­нин­скую ха­рак­те­ри­сти­ку Ста­ли­на, дан­ную Ле­ни­ным в его за­ве­ща­нии:

1. Пись­мо Н. К. Круп­ской: “Лев Бо­ри­сыч, по по­во­ду ко­ро­тень­ко­го пись­ма, на­пи­сан­но­го мною под дик­тов­ку Влад. Иль­и­ча с раз­ре­ше­ния вра­чей, Ста­лин по­зво­лил вче­ра по от­но­ше­нию ко мне гру­бей­шую вы­ход­ку. Я в пар­тии не один день. За все 30 лет я не слы­ша­ла ни от од­но­го то­ва­ри­ща ни од­но­го гру­бо­го сло­ва, ин­те­ре­сы пар­тии и Иль­и­ча мне не ме­нее до­ро­ги, чем Ста­ли­ну. Сей­час мне ну­жен мак­си­мум са­мо­об­ла­да­ния. О чем мож­но и о чем нель­зя го­во­рить с Иль­и­чем, я знаю луч­ше вся­ко­го вра­ча, т. к. знаю, что его вол­ну­ет, что нет, и во вся­ком слу­чае луч­ше Ста­ли­на. Я об­ра­ща­юсь к Вам и к Гри­го­рию, как бо­лее близ­ким то­ва­ри­щам В. И. , и про­шу ог­ра­дить ме­ня от гру­бо­го вме­ша­тель­ст­ва в лич­ную жизнь, не­дос­той­ной бра­ни и уг­роз. В еди­но­глас­ном ре­ше­нии кон­троль­ной ко­мис­сии, ко­то­рой по­зво­ля­ет се­бе гро­зить Ста­лин, я не со­мне­ва­юсь, но у ме­ня нет ни сил, ни вре­ме­ни, ко­то­рые я мог­ла бы тра­тить на эту глу­пую скол­ку. Я то­же жи­вая и нер­вы на­пря­же­ны у ме­ня до край­но­сти. Н. Круп­ская. “

Это пись­мо бы­ло на­пи­са­но На­де­ж­дой Кон­стан­ти­нов­ной 23 де­каб­ря 1922 го­да. Че­рез два с по­ло­ви­ной ме­ся­ца, в мар­те 1923 го­да, Вла­ди­мир Иль­ич Ле­нин на­пра­вил Ста­ли­ну сле­дую­щее пись­мо:

2. Пись­мо В. И. Ле­ни­на. “То­ва­ри­щу Ста­ли­ну. Ко­пия:Ка­ме­не­ву и Зи­новь­ву.

Ува­жае­мый т. Ста­лин, Вы име­ли гру­бость по­звать мою же­ну к те­ле­фо­ну и об­ру­гать ее. Хо­тя она Вам и вы­ра­зи­ла со­гла­сие за­быть ска­зан­ное, но тем не ме­нее этот факт стал из­вес­тен че­рез нее же Зи­новь­е­ву и Ка­ме­не­ву. Я не на­ме­рен за­бы­вать так лег­ко то, что про­тив ме­ня сде­ла­но, а не­че­го и го­во­рить, что сде­лан­ное про­тив же­ны я счи­таю сде­лан­ным про­тив ме­ня. По­это­му про­шу Вас взве­сить, со­глас­ны ли Вы взять ска­зан­ное на­зад и из­ви­нить­ся или пред­по­чи­тае­те по­рвать ме­ж­ду на­ми от­но­ше­ния. С ува­же­ни­ем: Ле­нин. 5 го мар­та 1923 го­да”.

Ес­ли Ста­лин смог вес­ти се­бя при жиз­ни Ле­ни­на, мог так от­но­сить­ся к На­де­ж­де Кон­стан­ти­нов­не Круп­ской, то мож­но пред­ста­вить се­бе, как об­ра­щал­ся Ста­лин с дру­ги­ми ра­бот­ни­ка­ми.

Он дей­ст­во­вал не пу­тем убе­ж­де­ния, разъ­яс­не­ния, кро­пот­ли­вой ра­бо­ты с людь­ми, а пу­тем на­вя­зы­ва­ния сво­их ус­та­но­вок, пу­тем тре­бо­ва­ния бе­зо­го­во­роч­но­го под­чи­не­ния его мне­нию. Тот, кто со­про­тив­лял­ся это­му или ста­рал­ся до­ка­зать свою точ­ку зре­ния, свою пра­во­ту, тот был об­ре­чен на ис­клю­че­ние из ру­ко­во­дя­ще­го кол­лек­ти­ва с по­сле­дую­щим мо­раль­ным и фи­зи­че­ским унич­то­же­ни­ем.