Смекни!
smekni.com

Архитектурные сооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри (стр. 7 из 8)

*

Политическая раздробленность страны, обособленность отдельных ее народов, племен и каст, а также острота социальных противоречий способствовали завоеванию в 12 – начале 13 веков почти всей северной Индии правителями из стран Среднего Востока. Первые мощные удары исламского вторжения в индийскую культуру имели абсолютно негативную форму и выразились в разрушении памятников индийского художественного творчества полчищами завоевателей под предводительством султана Махмуда Газневи (998 – 1030), который из своей афганской столицы Кабула вторгся в Северную Индию и даже дошел до Декана. Он разрушил и разграбил многие святыни, великолепные средневековые культовые постройки, а часть населения увел в рабство на свою афганскую родину и заставил работать на себя.

С утверждением господства мусульманских феодалов в этих местностях прекращает свое существование традиционная храмовая архитектура и скульптура. Она продолжает развиваться лишь на крайнем юге.

В южной Индии, на Коромандельском побережье, сохранившим независимость до 18 века, на протяжении более чем тысячелетия неизменными, глубоко укоренившимися в жизни и быту, оставались кастовая система и господство брахманских священников, ревниво оберегавших архитектуру и искусство от влияний и новшевств. В жестких рамках религиозных канонов как будто оцепенела в своем развитии храмовая скульптура. Но в 10 –12 веках на юге Индии, главным образом в Танджавуре – столице могучего государства Чола – расцветает независимая от архитектуры бронзовая пластика. Среди отлитых из бронзы статуй и статуэток, представляющих многочисленнейшие индусские божества и замечательных виртуозной передачей движения, главное место занимают изображения бога Шивы в виде многорукого Натараджана – бога танца. В этой скульптуре, где Шива исполняет космический танец передана сама стихия танца, искусство которого так высоко развито на юге Индии. Такие изображения Шивы, полные бурной энергии, яркой радостности, являлись в глазах индусов религиозно- филисовским символом вечного движения мироздания по неизменному круговому циклу.Каждое движение фигуры Шивы , каждый атрибут обозначают какое-либо понятие индуизма.

Архитектура южной Индии не выходила за пределы канонов и традиций. В течение многих поколений сохранялись конструктивные методы, ограниченные стоечно- балочной системой; не изменялась манера работы каменщика и скульптора, продлжавших вдохновляться произведениями рук плотника и столяра. В храмовую архитектуру южной Индии вошли характерные виды сооружений, сложившиеся под влиянием климатических условий, быта и народного зодчества: священный бассейн для омовений ( возникший на Юге в силу необходимости в искуственных водоёмах на время, когда летом полностью пересыхают реки), внутренние открытые дворы, многочисленные террасы, открытые павильоны и галереи – мантапам, - неизбежные сооружения в местном гражданском зодчестве, отлично приспособленные к условиям постоянной жары. История храмового зодчества Юга предсставляет редкую картину эволюционного развития: храмы с течением веков разрастались в масштабах, сохраняя прежние архитектурные и декоративные формы. Число колонн в залах мантапам увеличивалось до нескольких сотен, но их перекрытие оставались плоскими; вырастали в размерах шикхара, но они сохраняли принцип поэтажного членения, купольный верх, квадратную базу и характерные формы декора. Выкристаллизовавшаяся ещё в 8 веке в Канчипураме архитектурная компазиция храмового комплекса получила своё дальнейшее логическое завершение в храмах Танджавура (Танджура) и Гангаикондачолапурама ( около Кумбаконама), увековечивших в 11 веке могущество государства Чола. Высокая стройная пирамида-шикхара храма Брахадисвара в Танджавуре, поставленная почти на кубическое основание святилища, царит над всем городом. Благодаря человеческому масштабу, соблюденному в расчленении глухих стен на ярусы (украшенные пилястрами и нишами со скульптурой), храм не подавляет своими размерами и формами. Предельная ясность и простота планировки, чёткость силуэта, строгая архитектоничность декора выгодно отличают храм в Танджавуре от современных ему храмов в других городах Индии.

Храм в Индии - это большой дом для божества. Танджавурский храм, в частности, очень похож на сохранившееся в том же городе многоэтажное пирамидальное дворцовое здание 16 века. в трактате «Манасара» говорится о многоэтажных постройках дворцов и храмов в виде ступенчатой пирамиды с уменьшающимися кверху этажами, с той лишь разницей, что во дворцах этажи реальные, а в храмах чаще всего декоративные. Храм в Танджавуре имеет два двора, вход в которые оформляют высокие башни – гопурам, продолговатые в плане, с многоэтажной пирамидальной надстройкой,и завершенные килевидным сводом. Прототипом для них послужили монолитные ратха 7 века Бхима и Ганеша в Махабалипураме. В принципе гопурам не изменяется до конца 17 века, лишь увеличиваются их масштабы и обогащается пластический декор. Двухэтажная цокольная часть гопурам, нередко сложенная из камня, служит основанием кирпичной пирамиды, сплошь покрытой скульптурой, изображающей необозримый пантеон индусских богов и их бесчисленных перевоплощений. Скульптура чаще всего выполнялась из ярко раскрашенных терракоты и полированного стука. С 11 века развивается новая тенденция, отражавшая широкое проникновение городского торгового и ремесленного населения в общественную и религиозную жизнь. Из культурного центра храм все более превращался в главный центр общественной жизни. На его территории совершались торговые сделки, происходили сходки горожан, помещались школы, склады, ремесленные мастерские, торговые ряды, за крепостными стенами храма в дни военной опаности население находило убежище.

С 13 века для южной Индии постоянно существовала угроза со стороны мусульманских феодалов, завоевавших Север и распространивших к 15 веку свою власть на районы Декана. Территория независимых индусских княжеств катастрофически сокращалась. Новые храмы почти не строились. Вокруг старых наиболее популяпных храмов воздвигались новые ограды. С веками их количество возрастало, и храмовый комплекс превращался в крепостной город. В Срирангаме, например, вокруг храма 12 века за четыреста лет – образовалось семь концентрических рядов крепостных стен. С новыми стенами сооружались и гопурам, превосходящие по размерам ранее построенные. В зрительно необъятной архитектурной композиции создавшегося таким путем комплекса объемы не нарастали к центру – к главному священному объекту, как это было еще в Танджавуре, а уменьшались. Теперь все внимание сосредоточивается на

импозантных входных башнях – гопурам, выполнявших роль дозорных башен и достигавших высоты около 50 метров. К этому времени еще более усложнился религиозный ритуал. Дворцы различались по степени священности. На территорию, окружавшую непосредственно главный храм, допускались лишь избранные брахманы; дворы, удаленные от главного храма носили более светский характер – на их территории размещались различные по назначению мантапам и здания, а также второстепенные храмы. В небольших нарядных мантапам совершались свадебные обряды; более простые залы служили стойлами для священных слонов или складом для колесниц, на которых вывозили статуи богов в праздники. В огромных залах, в которых насчитывалось до тысячи колонн, располагались стекавшиеся в праздники поломники.

В залах мантапам 15-16 века скульптура затмевает архитектуру, на фоне которой выделяются самостоятельные, сложные до громоздкости, фантастически причудливые скульптурные композиции. Так, в мантапам в Веллуре, Виджаянагаре, Канчипураме, Срирангаме, созданных в 15-16 веках, мы видим залы с лесом колонн, буквально обросших со всех сторон каменными изваяниями вздыбленных коней, леогрифов, чудовищных и фантастических фигур, как будто замерших в различных позах и готовых вновь ожить, так ярко и непосредственно запечатлена порывистость их движенийя.

В южной Индии насчитывается около 30 храмовых комплексов, разросшихся в течение нескольких столетий до размеров города; в числе наиболее значительных из них – храмы в Чидамбараме, Рамесварами, Мадураи и др. Последние крепостные стены с величественными башнями гопурам во многих из этих комплексов были воздвигнуты в 16-17 веках при государстве Найяков. Храмовый комплекс в его столице Мадураи превосходит все остальные законченностью архитектурной композиции и красотой форм самых высоких в Индии гопурам, с их чуть выгнутыми линиями контура.[Д2]

Два ряда стен и многочисленные пристройки окружают главные сооружения храмового комплекса: старый храм 12 в., "Тысячеколонный зал" – мантапам с плоским перекрытием и множеством колонн, сплошь покрытых резьбой и скульптурой, священный пруд, оформленный по прямоугольному периметру каменным ступенчатым спуском и низкой колоннадой; в водах пруда отражается богатейшая красочная скульптура, украшающая гонурам. Перед главным входом расположен зал, разделенный четырьмя рядами мощных столбов, называемый «Пуду-мантапам» (начат в 1623), в центре которого находятся приставленные к столбам скульптурные изображения 10 представителей царской династии Найяков. В Мадураи находится один сохранившихся на Юге четырех дворцов (17в.). В его интерьере встречаются аркады, купольные и сводчатые перекрытия – характерные формы биджапурской мусульманской архитектуры. Это влияние стало проникать в гражданскую архитектуру юга с 15 века.