Смекни!
smekni.com

Быт и верования древних славян (стр. 2 из 5)

1.4 Общественный строй

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая верхушка— "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях—вечевых сходах. Существо­вало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.

При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация—дружина. Дружина делилась на старшую, из кото­рой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани называ­лись "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвраща­лись в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Языческая культура восточных славян была богатой и разнооб­разной. В ее недрах накапливались первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаний заключались в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнеде­ятельности людей, ими определялись циклы работ, формы строи­тельства жилья, обычаи, обряды и т.д.

Глава 2

Верования славян

2.1 Этапы развития славянского язычества

В XII в. были со­ставлены интересные заметки о развитии языческих верова­ний у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы». Его автор раз­делил историю славянских верований на три периода. Снача­ла славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в поздний период язычества они стали молиться Перуну.

Упыри и берегини — это злые и добрые местные боги. Упыри — это вампиры, оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью, не погребен­ные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная охранительные обряды. Особенно часто упыри населя­ли отдаленные, малопосещаемые места: леса и реки. В де­ревнях их искали в колодцах. Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «жрут (молятся) бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божества­ми. До наших дней дошло, например, представление о до­мовом.

Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с раз­витием родового строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись силы плодородия земли и един­ство поколений людей. Ведь плодородие земли, по верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира проявлялось и в том, что способность челове­ка производить потомство считалась стимулирующей творче­ские силы природы. Поэтому весенние праздники в честь Ро­да и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством («не в закон, но в упои») и непристойностями. На этой стадии разви­тия языческих верований появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно, что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам на­равне с христианской Богородицей.

Клятва оружием, Перуном и Белесом известна уже из рас­сказа о договоре 911 г. между киевским князем Олегом (882— 912) и византийцами. С именем князя Владимира (980—1015) связана попытка утвердить языческую религию в качестве го­сударственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.

2.2 Боги древних славян

-Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог, Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам - Сварожичам.

-Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы(арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.

Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев.

Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.

Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.

Есть версия, что Георгий Победоносец, поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем.

-Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть", "великий". Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса"). Велес - сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства. Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины.

Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение "деньги","имущество" и так же было показателем богатства. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись его именем.

Культ Велеса был очень широко распространен на Руси.

-Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Даждьбог - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова "дождь" (как иногда ошибочно думают), оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени Даждьбога. Символами этого бога были золото и серебро. Культ Даждьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв., в эпоху государственной раздробленности, сосуществуя с христианством. Русские люди почитали Даждьбога как своего защитника, называя себя его внуками. Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.

-Ярила - сын (и\или ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза весной и "сшибающий с Зимы рога". Сохранился в христианских святцах как Никола Вешний.

-Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило (Имя "хорс", имеющее индоиранские корни, означает "солнце", "круг"). Это очень древнее существо, представлявшееся просто золотым диском. В большинстве сочинений Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и молнией, и с Даждьбогом. Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Даждьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, так же симвользирующие светило.

-Семаргл - бог огня и огненых стихий, посредник между людьми и небесными богами. Был спутником богов солнца и плодородия. Семаргл представлялся в облике собаки – защитника посевов: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. Семаргл, как и Хорс, божество скифского происхождения - их культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались только в Южной Руси, граничившей со Степью.

-По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.

По функциям, как отмечает Б.А. Рыбаков, Стрибог близок к греческому Зевсу. С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки Стрибога, они придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно оплодотворяет все способное к развитию и преследует темную силу смерти." Этим подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним мирами.