Смекни!
smekni.com

Восток и Запад в Средневековой Японии (стр. 4 из 4)

В противоположность этому в юго-западной части Японии сохраня­лась гораздо дольше прежняя форма поместий — крупного владения, не раздробленного на отдельные ленные участки. Владельцы поместий в центральной и юго-западной Японии формировали лишь небольшие дружины для охраны своих поместий, главным образом от морских пира­тов, действовавших во внутреннем Японском море или у берегов Кюсю и Сикоку. Предоставление дружинникам земельного лена было в этом районе распространено меньше, чем на севере.

Трещина между двумя вышеназванными регионами углубилась и вылилась в междоусобную войну 1156 – 1192 гг между родами Тайра и Минамото, в результате которой правителем государства стал Миномото Ёримото в 1192 году с титулом сёгун (военный предводитель). Столицей Японии стал город Камакура в регионе Канто. Земли побежденных были разделены между членами коалиции Минамото. В губернские управления и в поместья феодалов, которые не принадлежали к дому Минамото, были направлены в сопровожде­нии воинских отрядов специальные комиссары, некоторые из них назна­чались вице-губернаторами. Основной задачей этих лиц было предотвра­щение и подавление чьих бы то ни было выступлений против новой власти.

Вскоре влияние направленных в поместья представителей центра
резко возросло. Они стали контролировать хозяйства местных феодалов
и присваивали себе около 1/20 урожая под видом «военного налога». Это
вызвало новые серьезные столкновения.В середине XIII века главную массу владений составляли земли дружинников Минамото и фамилии. Ходзё— главных вассалов сегуна. Их владения были невелики по размерам. Одни были получены от сегу­на в качестве ленов, другие — временно, в управление. Таким путем сложилось мелкопоместное дворянство (самурайство), владевшее свои­ми землями на основании «жалованных грамот» сюзерена.

Кроме того, продолжали существовать весьма обширные монастыр­ские земли; площади земель императорского двора и придворной знати города Киото (резиденция императора) значительно уменьшились.

Господствующий класс феодалов, оформившийся как военно-поме­стное дворянство (буси, самурай), владел основными земельными фон­дами и государственным аппаратом страны.

Военно-феодальное сословие самураев установило свою власть над крестьянами, которые жили на их землях, обрабатывали эти земли и платили своим господам натуральную ренту или же возделывали гос­подскую землю на условиях барщины. Закрепощенное крестьянство по­мимо уплаты зернового налога и отбывания трудовой повинности было обязано служить в отрядах своих господ и выполнять функции слуг. Размер основной натуральной ренты помимо прочих поборов колебался от 40 до 60% урожая.

В Японии в результате политических, экономических, социальных изменений окончательно упрочился феодализм в лице военного мелкопоместного дворянства. Земля как основная ценность находилась в основе сюзеренно-васалитетной системы. Внутренние и внешние политические условия развития новых форм хозяйствования в Японии и в Европе отличаются, однако формы схожи. В чем различие и где же восточный колорит? Ответ на этот вопрос, по моему мнению, надо искать в той смысловой окраске, которую придавали японцы феодальным отношениям и в чувстве гармонии ( включая взаимоисключающие понятия дисгармонии и гармонии). Эти качества создавали неповторимый, так и не понятый европейцами кодекс самурайской этики (бусидо), вобравший в себя дух средневековой Японии, рыцари (т.е. самураи) которой проявляли как восточную мудрость и сильную волю, так и европейский рационализм и напористость.

Кодекс самурайской этики требовал быть первым «всегда и везде» и особенно на поле боя. Эти требования можно было выполнить на начальном этапе формирования самурайства, когда шла междоусобная война, ими руководил здоровый, полнокровный инстинкт жизни.В более позднее время, когда шла главным образом борьба сюзеренов и доминировали их инте­ресы, правящий феодальный слой старательно воспитывал в своем рыцарстве героику смерти, в частности — этику и эстетику самоубийст­ва. К XIV веку окончательно был выработан японский национальный способ самоубийства — сэппуку или харакири. Однако личный героизм, жажда подвига и славы, достигаемой такими разнообразными путями, не являлись в феодальных условиях самоцелью. Господствующая идео­логия подчиняла это высшим целям, вернее — одной высшей цели, по­крывающей собой, в сущности, все содержание общественной и личной морали самурая, а именно — верности. Буддизм в формировании сознания японского рыцаря играл далеко не последнюю роль, а именно религиозно обосновывал их действия. В свою очередь католическая церковь в Европе играла в придачу организатора военных походов (крестовых), к чему обязательно прилагалась идеологическая подоплека. Вообще, бусидо является ностальгией современных японцев по славному прошлому, как и у европейцев по временам рыцарства, но в то же время кодекс положил основу особенного чувства японского патриотизма на перекрестке Востока и Запада.

Социально-экономические и политические причины в процессе феодального развития обусловили закономерный характер появления самураев, которые стали костяком сюзеренно-васалитетной системы и государственной структуры. Самурайство как и рыцарство стало символом средневековой эпохи, но эти два явления отразили контраст и взаимное дополнение Востока и Запада. Вышеназванные сословия были субстратом средневековых идей, неподдающихся унификации, а только особенностям человеческого мировоззрения, где сочетались крайний рационализм и высокие чувства преданности и чести. Такое уникальное сочетание прослеживается в соприкосновении Японии с восточным и западным пониманием человека, общества и жизни человека в обществе.