Смекни!
smekni.com

Гражданская война и иностранная интервенция в Татарстане (1918-1920) (стр. 3 из 3)

Как только территории Казанской губернии перестала угрожать непосредственная опасность, было продолжено переустройство всех сторон жизни на новых основах. Стали восстанавливаться старые и создаваться новые большевистские организации. В конце октября 1918 года на Казанской губернской конференции коммунистов был избран первый губернский комитет РКП(б) во главе с Е.И. Вегером. Был продолжен процесс национализации промышленности. Осенью 1918 года в двух третях сел и деревень Казанской губернии действовали комбеды. С сентября 1918 года по март 1919 года с помощью комбедов и продотрядов из деревень и сел губернии за бесценок или вовсе без оплаты было вывезены более 6 млн. пудов зерна.

Недовольство крестьян хлебной монополией, чрезмерными налогами, реквизициями стало одной из причин «чапанной войны», которая охватила Мамадышский и Чистопольский уезды. Была применена военная сила. Были предприняты попытки создания комунн, артелей, совхозов. Однако они прижились плохо. Из 75 организованных коллективных хозяйств к концу года осталось всего несколько.

В результате произошедших в Омске 18 ноября 1918 года событий вся полнота власти была передана А.В. Колчаку (к тому времени Комуч отказался от каких-либо претензий на всероссийскую власть). Колчак принял титул «верховного правителя российского государства» и звание верховного главнокомандующего. К весне 1919 года ему удалось собрать значительные вооруженные силы до 400 тысяч человек. 4-6 августа Сибирская армия перешла в наступление, на третьем этапе которого предполагалось овладеть Казанью. В середине марта она начала продвижение к Волге на Симбирск и Самару.

Вскоре территория губернии вновь стала ареной боевых действий. Войска Колчака заняли ряд уездов в ее восточной и юго-восточной части, Мензелинск, Бугульму, Елабугу, ряд других населенных пунктов. Шла подготовка к форсированию Вятки около Мамадыша и Камы у Чистополя. В апреле прифронтовым городом стала Казань. От линии фронта ее отделяли всего 80 километров. Казанский совет объявил губернию «в опасности», ввел на ее территории чрезвычайное положение. Почти 70 процентов коммунистов ушли на фронт, в спешном порядке создавались добровольческие отряды.

Положение было довольно сложное. В целях обороны города создавался укрепрайон. Его председателем был назначен Д.П. Малютин. К работам с конца марта по начало апреля были привлечены сотни рабочих и крестьян. Их руками на протяжении 400 километров были возведены позиции, огороженные колючей проволокой.

В апреле в Казань из Москвы переехала Центральная мусульманская военная коллегия во главе с М.Х. Султан-Галиевым. Она занялась созданием национальных формирований Красной Армии. Так, при ее участии была создана Первая Приволжская татарская стрелковая бригада из 1,6 тысячи бойцов.

Общий перевес сил складывался в пользу красных войск. Дело в том, что ни аграрная, ни национальная политика колчаковского правительства не пользовалась популярностью у народа. Для крестьян вполне реальной была угроза восстановления власти помещиков. Недовольство национальных сил вызвал лозунг «единой и неделимой России».

На территории Казанской губернии с советской стороны действовала в основном Северная группа войск восточного фронта под командованием выпускника Казанского юнкерского училища В.И. Шорина. В ее состав входили 2-я и 3-я армии. Одним из членов Реввоенсовета 2-й армии был назначен М.Х. Султан-Галиев.

В Советской России осознали грозящую опасность. Лениным был брошен клич: «Судьба республики решается на востоке. Все на борьбу с Колчаком».

Наступление Колчака развернулось на широком фронте. Он пользовался поддержкой зажиточного крестьянства и части рабочих. Под его командованием даже находилась целая армия ижевских рабочих, которые ходили в атаку с развернутым красным знаменем и с пением революционных песен. Используя часть золотого запаса, захваченного Народной армией еще лето 1918 года, Колчак смог хорошо вооружить свою армию.

А тем временем в Казани шло формирование новых полков, в том числе и татарских. В составе Красной Армии воевали и отдельные исламские полки «божьих воинов», последователей Ваисова. Они отличались стойкостью и храбростью в боях. Но в феврале 1920 года были распущены и влились в регулярные войска.

В тылу Колчака действовали сибирские партизаны К. Блюхера, башкирская конница. Они наносили большой урон колчаковским армиям.

Наконец, в конце апреля 1919 года началось контрнаступление советских войск. Части 2-й армии во взаимодействии с Волжской военной флотилией заняли Чистополь и Елабугу. В том же месяце 27-я стрелковая дивизия 5-й армии под командованием Н.И. Вахрамеева взяли Бугульму. К началу июня территория современного Татарстана была полностью освобождена от колчаковцев. Это были последние крупные действия на территории Татарстана в годы гражданской войны.

Радость победы омрачили казанские события 25 июня. Произошли волнения в Татарском запасном батальоне. Солдаты, недовольные условиями службы, с оружием в руках стали громить учреждения. На подавление волнений были выдвинуты воинские части. С обеих сторон погибло более 30 человек. 11 солдат запасного батальона были расстреляны.

Последней вспышкой гражданской войны на территории Татарстана стал «вилочный мятеж». Восстание началось в деревне Новая Елань Мензелинского уезда. Прибывший сюда в начале февраля 1920 года продотряд в ответ на отказ крестьян полностью выполнить продразверстку произвел среди них аресты. Удовлетворить требования жителей села об освобождении арестованных начальник отряда отказался. Тогда крестьяне решили перебить отряд и стали рассылать гонцов в соседние деревни с призывами к восстанию.

9 февраля в Новой Елани были убиты председатель Мензелинской ЧК и начальник Заинской милиции. На следующий день восставшие учинили расправу над советскими и партийными работниками в Заинске. Ко второй половине февраля мятеж охватил почти весь Мензелинский уезд, ряд волостей Бугульминского и Чистопольского уездов. Участники мятежа, вооруженные в основном вилами, топорами, лопатами, выступали под лозунгами «Долой коммунистов и гражданскую войну, да здравствует Советская власть», «Да здравствует Учредительное собрание».

Поначалу на подавление восстания были двинуты части Запасной армии. Затем к боевым действиям были привлечены войска Туркестанского фронта. Приказ по войскам повелевал действовать энергично и решительно, не останавливаясь, не останавливаясь перед применением артиллерии. В середине марта 1920 года мятеж был подавлен. Во время этих событий погибло более 800 красноармейцев, советских и партийных работников и около трех тысяч мятежников.

Во многих местах Поволжья стали создаваться настоящие концентрационные лагеря для схваченных повстанцев и их семей. Гражданская война разорила и обескровила Татарстан. Были победы, были и поражения. Только чьи?


Заключение

Как мы видим, Татарстан в эти годы оказался в самом пекле гражданской войны. Войны бывают разные, но гражданская война – самая страшная и разрушающая война из них. Почему? Это война внутри государства, когда люди одной национальности по разным убеждениям уничтожают друг друга, когда отец идет против сына, а брат – против брата.

Эта война разрушает государство изнутри, здесь не понять, кто свой, а кто чужой. Но к власти пришли большевики, которые построили здесь свой мир, свою идеологию. Кто-то ее принял, кто-то нет.

Насколько справедлива эта война, автор судить не берется. Но именно здесь можно увидеть мужество и патриотизм народов, проживающих на территории Татарстана. Война кончилась, а что же дальше?

Как мы видим, в ходе гражданской войны и иностранной интервенции большевикам удалось удержать власть в своих руках и частично решать экономические, военные, культурные и другие вопросы.

Формально провозгласив демократию, руководство страны начинает разворачивать борьбу со своими противниками, в том числе и сторонниками идеи самоопределения татарского народа.


Список литературы

1. История Татарстана: Учеб. пособ. для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2001.- 544 с.

2. История Татарстана (1900 – 1996 гг.): Учеб. пособ. Елабуга, 1997

3. Рассказы по истории Татарстана. Казань: Магариф, 1994. – 272

4. Страницы секретных архивов. Казань: Татар. Кн. Изд-во, 1994. – 253 с.