Смекни!
smekni.com

Декабристы в Выборге (стр. 2 из 3)

10 мая Следственная комиссия направила М.К. Кюхельбекеру в Выборг «вопросные пункты», на которые он давал ответ.

3 июня 1826 г. «10 ч. до полудня» декабрист был направлен из Выборга снова в Петропавловскую крепость. В связи с тем, что «лично учавствовал в мятеже с возмущением нижних чинов», лейтенант Кюхельбекер был отнесен к государственным преступникам V разряда.

Он был отправлен в Сибирь, где 5 лет провел в тюрьмах Читы и Петровского завода. «Деятельный по привычке, отлично добрый малый,… Он, - как свидетельствует декабрист И.Д. Якушин, - был на услугу всем и каждому и мало тяготился тюремной жизнью». В созданной декабристами хозяйственной артели М.К. Кюхельбекер успешно справлялся с должностью огородника, а на занятиях «каторжной академии» выступал с рассказами о кругосветном плавании, в котором участвовал.

В 1831 г. для поселения Михаилу Карловичу был назначен маленький городок Баргузин. Здесь он «построил избу с разными службами», завел скот, своими руками обрабатывал землю.

Занимался М.К. Кюхельбекер и научной деятельностью. Иркутский губернатор поручил ему обследование края «в сельскохозяйственном отношении», пробует он вести и метеорологические наблюдения, в 1937 г. принимает участие в экспедиции по промеру Байкала.

Местное население относилось к нему хорошо. Об этом сам М.К. Кюхельбекер пишет в письме к Е.П. Оболенскому: «В продолжении моего здесь пребывания успел я заслужить общее уважение и отчасти и любовь,… чем мог служил, словом и делом, бедному и богатому без разбору».

В 1856 г. М.К. Кюхельбекер получил амнистию, но остался в Сибири так как у него не было средств на переезд в Центральную часть России.

Умер он в Баргузине в 1859 г., а в Лондоне, в газете «Колокол», Герцен опубликовал некролог на его смерть.

В настоящее время планируется создание музея М.К. Кюхельбекера в городе Баргузине.

Декабристы П.А. Муханов и М.С.Лунин были переведены в Выборг 4 октября 1827 г. из Свеаборга (крепость на островах близ Гельсингфорса).

Пётр Александрович Муханов был ровесником А.С. Пушкина, товарищем К.Ф. Рылеева. Рылеев посвятил ему свою поэму «Ермак». Один из вариантов поэмы «Разбойники». А.С. Пушкина, по предположению литературоведов, так же посвящен Петру Александровичу Муханову.

П.А. Муханов обучался со многими будущими декабристами в школе колонновожатых, где получил прозвище «Галл». Затем служил в петербурге, Воронеже, Киеве, на Кавказе. П.А. Муханов не участвовал ни в восстании на Сенатской площади, ни в военной схватке на Украине. Живя идеалами молодежи 20-х годов XIX века, он всем сердцем разделял надежды и мечты о сокращении срока солдатчины, о равенстве сословий в правах.

П.А. Муханов служил адьютантом у генерала Н.Н. Раевского и находился в отпуске в Москве, когда узнал о событиях в Петербурге и о последовавших массовых арестах. Среди арестованных были его друзья: К. Рылеев, И. Пущин, А. Поджио, С. Волконский и другие, и он горячо желал освободить их. П.А. Муханов предложил своим соратникам-москвичам идею убийства Николая I из маленького револьвера, спрятанного в эфесе шпаги. Этот «крик души» был воспринят друзьями с иронией и назван абсурдом, но о нем было «доложено» и Муханова арестовали. Приговор комиссии был: «Произносил дерзостные слова в частном разговоре, означающие не умысел, но мгновенную мысль и порыв на цареубийство и принадлежал к тайному обществу, хотя, без полного понятия о сокровенной цели относительно бунта…Отнесен к IV разряду, осужден к временной ссылке в каторжную работу на 15 лет, а потом на поселение».

После ареста находился сначала в Петропавловской крепости, затем почти год в Свеаборгской, потом был переведён в Выборг. Выборгская крепость стала для П.А. Муханова этапной тюрьмой. Здесь он пробыл всего несколько дней, так как уже 12 октября был переведен в Шлиссельбургскую крепость и в тот же день со своими друзьями декабристами А.В. Поджио и И.И. Пущиным отправлен в Сибирь.

Потом вместе с другими декабристами П.А. Муханов содержался в Читинском остроге, а затем, осенью 1830 г., в тюрьме Петровского завода. Товарищи хорошо относились к нему, и он, в свою очередь, был всегда заботлив и внимателен к ним. П.А. Муханов преподавал историю России на занятиях «каторжной академии», где учились и учили других почти все декабристы.

Срок каторжных работ для П.А. Муханова закончился в 1832 г., местом поселения ему был назначен Братский острог – небольшая деревушка в тайге. Здесь он прожил почти 10 лет и, по его словам жизнь была «сильно грустной и совершенно одинокой». Он был обречён на бездействие.

Только в 1842 г., после многочисленных просьб его матери П.А. Муханов был переведён в село Усть-Куда Иркутской губернии, где тогда жили многие декабристы.

П.А. Муханов достоин памяти уже тем, что стойко принял наказание и был деятелен на протяжении всех лет, проведенных в Сибири: в Чите и в Петровске - Забайкальском он читал лекции по истории России товарищам по ссылке, на поселении строил дома, участвовал в возведении церкви в Братском остроге, обрабатывал землю, делился опытом и семенами с местными жителями, мечтал о переводе их в податное сословие. Его высокие духовные качества проявились в отношении к людям, его товарищи по участи стремились поддерживать связь с ним и в разлуке. Особенно дружен он был с семьей Волконских. Мария Николаевна в суровые времена каторги, когда ему была запрещена переписка с родными, писала его матери. У Сергея Григорьевича с Петром Александровичем на поселении в 40-50 гг. были общие интересы и трудовые дела.

Муханов очень часто болел, так как тюрьмы и ссылки подорвали его силы, друзьям часто приходилось дежурить у его постели.

В феврале 1854 г. Петра Александровича не стало. Похоронен он в Иркутске, в ограде Знаменского монастыря. Рядом могилы декабриста Н.А. Панова, княгини Е.И. Трубецкой и троих её детей.

В Выборгской крепости дольше всех декабристов находился член Союза спасения, Союза благоденствия, один из основателей и руководителей Северного тайного общества Михаил Сергеевич Лунин. 9 апреля 1826 г. он был арестован в Варшаве и доставлен в Петербург. Верховным уголовным судом был отнесен к государственным преступникам II разряда. До отправки в Сибирь полгода содержался в Петропавловской крепости, почти год в Свеаборге, 4 октября 1827 г. был переведен в Выборгскую крепость, в которой находился более полугода.

Выросший в богатой дворянской семье, М.С. Лунин получил образование и воспитание, которое отвечало требованиям большого света: знал главные европейские языки, хорошо фехтовал и вообще владел оружием, ездил верхом, хорошо танцевал, усвоил весь светский лоск. Он рано поступил на военную службу, в 1805 г. имел чин корнета, а в 1813 г. – уже ротмистра.

В 1812-1815 гг. он участвовал в боевых походах русских войск. В 1815 г. он оставляет военную службу и в течении двух лет живет в Париже. Здесь М.С. Лунин встречался с крупнейшим социальным мыслителем Франции Сен-Симоном, высоко оценившим своего русского собеседника и мечтавшим распространить через него свои идеи «среди народа ещё на иссушенного скептицизмом». Вернувшись в Россию, он поступил на службу в лейб-гвардию Гродненский гусарский полк и дослужился до чина подполковника. Некоторое время его военная служба проходила в Варшаве, где он и был арестован.

А.С. Пушкин, близко знавший М.С. Лунина, сохранил о нём мнение, как о «подлинно выдающимся человеке».

По возращении из Парижа в Россию М.С. Лунин принял участие в деятельности первых тайных обществ – «Союза Благоденствия» и «Союза Спасения», а затем стал членом «Северного общества» декабристов. Он одобрял и пропагандировал цели тайных обществ: достижение политической свободы, введение в России конституционного режима, уничтожение крепостного права. Сторонник решительных революционных мер, М.С. Лунин сам вызвался совершить акт цареубийства.

Как участник тайных обществ, М.С. Лунин в 1826 г. был осужден Верховным уголовным судом к лишению чинов и дворянства, и к ссылке в каторжную работу на 20 лет. Во время следствия и суда он обнаружил большую твердость и чувство собственного достоинства. М.С. Лунина отправили в Свеаборгскую крепость, где он пробыл год.

Из Свеаборга его перевели вместе с Мухановым в Выборгский замок.

Сестра декабриста, Е.С. Уварова, узнав о местонахождении брата, отправила в Выборг деньги, необходимые вещи и книги, преимущественно художественную литературу на иностранных языках. Из русских книг были два альманаха А. Дельвига «Северные цветы» и Новый завет. М.С. Лунину был передан лишь Новый завет, вся остальная литература была отправлена обратно.

Лунин был очень остроумный человек, тюрьмам не удалось сломить его насмешливый характер. Об этом свидетельствует эпизод, рассказанный в «Записках» княгини М.Н. Волконской: «Генерал-губернатор Закревский, посетив тюрьму по служебной обязанности, спросил его: «Есть ли у вас всё необходимое?» Тюрьма была ужасной: дождь протекал сквозь потолок, так плоха была крыша. Лунин ответил ему, улыбаясь: «я вполне доволен всем, мне недостает только зонтика»» ( на сегодняшний день не известно, о какой из финляндских тюрем – Свеаборгской или Выборгской – идет здесь речь)

О Выборгском периоде жизни М.С. Лунина свидетельствует и декабрист П.Н. Свистунов: «он утверждал, что пребывание в Выборге считает самой счастливой эпохой в жизни. Случайная обстановка его была ему там по вкусу и в духовном и в материальном отношении, что он не без горести расстался со своею тюрьмою…» (Свистунов П.Н. Отповедь. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Том 2., Москва, 1993г., стр. 304)