Смекни!
smekni.com

Деятельность Иоганна Гутенберга (стр. 2 из 4)

Только конец средневековья, в связи с хозяйственным подъемом, развитием городов и оживлением умственной жизни, поставил вопрос о книгопечатании, как насущную проблему и предопределил его неизбежное появление. Рукопись не успевала обслуживать многообразные общественные потребности и фиксировать накопившийся опыт в области науки и искусства. А образование делается все более и более необходимым условием для людей, желающих принять участие в управлении, торговле и других общественных занятиях.

Книг требовалось все больше и больше, а рукописные мастерские не могли удовлетворить увеличивавшуюся из года в год потребность в книгах. Тогда и возникло книгопечатание – целый комплекс производственных процессов, позволяющих механическим способом изготовлять книги.

Новая ступень общественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. О том, как велико было значение изобретения Гутенберга для ближайших крупных социальных событий, говорит отзыв Мартина Лютера*, назвавшего книгопечатание»вторым искуплением рода человеческого».

Впервые тиснение в Европе стало применяться в производстве игральных карт - XIII век. Дальше неллюграфия - изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе - переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Тиснение досками получило широкое распространение в Нидерландах.

Остается сделать еще один шаг - надо доску разрезать на передвижные литеры и перейти к набору. Освоение этой мысли не могло представлять особого труда, хотя бы, потому что давно обучение грамоте велось с помощью изготовления отдельных букв и складывания из них слов.

Еще в IV веке Блаженный Иероним писал в сочинении «О воспитании отроковицы»: «Нужно сделать ей буквы либо буковые, либо из слоновой кости и назвать их ей. Пусть играет ими и, играючи, обучается и пусть она запоминает не только порядок букв, но и по виду».

Среди претендентов на изобретение книгопечатания есть и Жан Брито из Брюгге (Фландрия) и врач из Фельтре – Памфилио Кастальди, и придворный печатник французского короля Никола Жансон, как сообщают несколько источников, печатавшего в Париже и Венеции. Наиболее вероятно имя легендарного печатника из Гарлема – Лауренса Янзона Костера, который, предположительно, узнал секрет печатания от армян-беженцев с Востока.

Легенда о его изобретении была описана в 1568 году голландским историком Адрианом Юнием и появилась в печати в 1588 году в истории Голландии «Батавия». «Я утверждаю, что честь открытия книгопечатания принадлежит нашему городу Гарлему и что мы должны с полным правом потребовать восстановления этой чести...». Повествуется, что в 1440 году уча читать внуков, Лауренс Янсзон Костер (церковный сторож) стал вырезать буквы из дерева и делать ими оттиски на бумаге: так он догадался, что можно печатать книги - вначале с деревянных досок, потом отливая буквы из свинца, затем из олова. Он напечатал несколько книг, которые сохранились, но без каких-либо свидетельств, что это делал Костер. И его подмастерье, некий Йохайм Фауст или иной в рождественскую ночь того же года бежал, украв весь его запас литер, и напечатал ими в 1442 году в городе Майнц.

По сути дела, изобретение книгопечатания это не одно, а несколько изобретений. В основе лежит так называемая печатная форма; она представляет собой рельефное зеркальное изображение текста и иллюстраций, которые нужно воспроизвести в большом количестве экземпляров. Форму накатывают краской, а затем прижимают к ней лист бумаги. При этом краска переходит на бумагу, воспроизводя страницу или группу страниц будущей книги.

Самые ранние сведения о технических элементах книгопечатания содержит Фестский диск, найденный на острове Крит. Он датируется II тысячелетием до н.э. Диск изготовлен из глины, на нем помещены неизвестные знаки, оттиснутые или проштемпелеванные. Этот принцип был известен еще в клинописных культурах Древнего Востока (Шумер, Вавилон). Для получения оттисков печати-ролики прокатывались по сырой глине, а затем подвергались обжигу.

Первые опыты книгопечатания проводил еще в 1041-1048 годах китайский кузнец Би Шэн (или Пи Шень); он производил печать литерами (из земляной массы, обоженной особым образом, и из бронзы). Также летописи свидетельствуют об изобретении им наборной кассы, в которой хранились литеры. Но книг, отпечатанных Би Шеном, до нас не дошло. В XII-XIII веках в Корее использовались уже металлические литеры (до нас дошли бронзовые литеры), существуют сведения об использовании подобного метода книгопечатания в Тибете, Монголии, Японии. Существует мнение, что первые опыты книгопечатания могли быть в Византии и Египте.

В Древнем Китае иероглифические знаки высекали на каменных стелах, а затем время от времени их намазывали краской, делали оттиски и эти оттиски (императорских указов, сообщений, инструкций) рассылали в провинции и города. В дальнейшем иероглифы стали вырезать на деревянных досках и этот метод стал называться ксилографией (от греч. «ксило» - дерево, «графо» - пишу). Техника ксилографии проста: на деревянной доске зеркально вырезалось изображение, на рельеф наносилась краска, прикладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой (мацой). Отдельные листки склеивались, сначала в виде ленты (свитка), позднее собирались в книжку.

Ученые сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за Гутенбергом

3. Иоганн Гутенберг

Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн (Henne, Hengin, Hanssen) Гутенберг родился в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце. Он был младшим из детей от второго брака майнцского патриция Фриле Генсфлейша и непатрицианки – дочери сукноторговца Эльзы Вирих[2].

К майнцским патрицианским родам принадлежали родители изобретателя книгопечатания: отец – Фриле Генсфлейш, мать – Эльза Вирих цум Гутенберг; последнее наименование принадлежало её родовому дому в Майнце[3]. У Фриле и Эльзы было два сына и дочь; младший получил имя Иоганна Генсфлейш цум Гутенберг. Генсфлейш имели наследственную привилегию чеканки монеты, откуда становится

понятным знакомство младшего сына с ювелирными работами. Прозвание его происходит, видимо, от отцовского подворья в Майнце (отец обозначен цум Гутенберг посмертно, при жизни прозывался цум Ладен).

Во время восстания цехов некоторые члены рода Генсфлейш и родственных им семейств были вынуждены удалиться из Майнца. Эта судьба постигла и семью Иоганна. По другой версии семья Гутенбергов переехала в соседний Страсбург по той причине, что город состоял в феодальной распре со своим сюзереном, епископом Нассауским.

О детских и юношеских годах Иоганна достоверно ничего не известно. Не установлено точно год его рождения, записей о крещении не обнаружено. Принято, что он родился между 1394-1399г.г. Условно его рождение отмечается как день Иоанна Крестителя – 24 июля 1400г.

Что касается его образования, то нет достоверных сведений о его обучении и образовании, но знанием латыни, хотя бы пассивной, он обладал, а значит, учился в приходской, городской или монастырской школе. Но он досконально знал ювелирное дело и имел звание мастера, без которого он не имел бы права обучать, а Гутенберг обучал в Страсбурге ювелирной технике.

Определенные биографические данные о жизни Гутенберга начинаются лишь с 1434 года. Достоверный документ свидетельствует, что в это время Гутенберг проживал в Страсбурге. Там он занимался делом, близким к традициям его семьи: он был золотых дел мастером. Будучи одарен выдающимися техническими способностями, Гутенберг соединил с этим основным занятием и другие, как, например шлифование камней, применявшихся для ювелирных работ. Первые его печатные опыты датируются 1440 г., по-видимому, это были: «Грамматика латинского языка» Элия Доната, астрологический календарь, папские индульгенции.

В 1444 году Гутенберг покидает Страсбург и возвращается в Майнц и принимается за подготовку к печати полной Библии на латинском языке.

В Майнц Гутенберг привез вполне разработанную идею изобретения, и в 1445 или в 1446 году приступил к непрерывному печатанию книг[4].

Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Им ничего не стоило объявить его творение дьяволом, а изобретателя – прислужником сатаны.

Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны.

Из-под печатного станка Гутенберга около 1445г. вышла так называемая «Севильская книга» – поэма на немецком языке. В настоящее время она не известна ни в одном экземпляре, и до конца XIX века никто не подозревал о её существование. В 1892 году был обнаружен в Майнце небольшой клочок бумаги – все, что осталось от книги, имевшей приблизительно 74 страницы, по 28 строк в каждой. Этот клочок бумаги, по своему содержанию получил название»фрагмент о страшном суде», хранится в Гутенбергском музее в Майнце. Далее, кроме нескольких донатов, им был напечатан астрономический календарь на 1448 год, т.е. есть все основания полагать, что отпечатан он не позднее конца 1447 года.

Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника – проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Есть известия , что для печатания Библии была оборудована самостоятельная мастерская.