Смекни!
smekni.com

Египет как дар Нила. Проблема общины (стр. 2 из 3)

Около 1200 года до н.э. в странах Средиземноморья начались беспорядки (Троя и города микенской Греции разрушены, империя хеттов пала, города Леванта опустели), а на Египет начали совершать набеги «народы моря». Египтяне дважды побеждали, но это было не более чем отсрочкой: власть в стране уже разделили соперничающие правители разных городов, началась гражданская война[7].

Интересно также изучение египетской армии, так как во многом именно ее устройство определило будущее этой страны.

Египетская армия

В Древнем Царстве египетская армия напомнила скорее ополчение, которое комплектовалось из жителей разных номов. Эта армия состояла из легко- и тяжеловооруженной пехоты. Уже позже из Ливии и Нубии стали набирать наемников, которые и сформировали ядро армии.

Фараон, который стоял во главе египетского войска, старался закончить войну быстрее, чтобы уже через несколько месяцев вернуть войско домой. Дело в том, что войско состояло из двух частей: небольшого отряда хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян. Именно поэтому фараон не был заинтересован в ведении длительной войны – гораздо выгоднее было вернуть крестьян на поля, чтобы они возделывали землю.

Огромным недостатком египетской армии было неумение брать крепости приступом – их осаждали, на что порой уходило очень много времени. Крупные сражения случались редко – полководцы берегли солдат (солдат еще называли «стадом Бога»)[8].

Очень редко победа в войне означала захват чужого царства, ведь управлять чужой страной и людьми у египтян считалось хлопотным и бесполезным делом. Фараоны предпочитали посадить на трон лояльного Египту правителя и таким образом диктовать свои условия побежденной стране. Подобная политика была более чем оправданной, ведь главной целью войны была не территория, а скот, редкие породы дерева, золото, драгоценные камни, слоновая кость. Вообще одной из основных задач войны было обеспечение Египта высококачественным деревом для строительства кораблей, которого в пустыне не было. Фараоны также нуждались в камне, необходимом для строительства храмов и дворцов.

В Среднем Царстве в армию набирали уже призывников – каждый ном выделял четверть своих воинов для регулярной армии.

После изгнания гиксосов (середина 16 века до н.э.) армия полностью изменилась как по своему составу, так и по вооружению. Номы все чаще и больше поставляли воинов для регулярной армии, но у нее теперь был резерв, и воинов, прослуживших определенное время, стали заменять солдатами из резерва. Гиксосы ввели в употребление колесницы и новые виды оружия. Теперь (кроме пехоты) у египтян появилась конница, а воины стали облачаться в более тяжелые доспехи и вооружаться более сложными луками и усовершенствованными утяжеленными топорами. Поначалу наемники составляли малую часть египетской армии, но к периоду правления 20 династии египтян в ней практически не осталось.

Особенно тяжелым положение Египта стало около 1500 г. до н.э., когда в других странах стала широко применяться бронза (сплав олова и меди). В редких случаях египтяне покупали необходимые им ресурсы, но чаще всего они стремились получить нужное силой.

Медь египтяне могли достать, а вот в олове испытывали недостаток. А потому фараонам эпохи Нового Царства Тутмосу III и Рамсесу II приходилось вести затяжные войны в Сирии и Палестине, что поставить под свой контроль главные торговые пути, по которым в том числе перевозили и олово. Можно сказать, что одной из причин дальнейшего медленного упадка египетского государства стала нехватка ресурсов первой необходимости.

Долгое время египтянам удавалось охранять свои земли от чужеземцев, за первые 2 тыс. лет египетской истории страна лишь однажды была завоевана кочевыми племенами гиксосов (около 1710 г. до н.э.). У гиксосов было бронзовое оружие и колесничное войско, чего оказалось достаточно для завоевания страны. Но все их попытки укрепиться в стране не имели успеха, и борьбу за освобождение Египта возглавили правители Фив, основавшие наиболее блестящую и заметную 18 династию. После их изгнания Египет вступил в период длительного расцвета. Но вскоре по соседству стали появляться весьма агрессивные и опасные державы, в ходе борьбы с которыми Египет был захвачен сначала ассирийцами, затем иранцами, греками и римлянами. Несмотря на многочисленных завоевателей Египет сохранял свою уникальную самобытную культуру, памятники которой дошли и до наших дней.

Фараоны. Культ мертвых.

Египтяне верили, что их правитель – великий бог, «сын Солнца», которому подвластен ход времени и жизни, а потому все смертные обязаны ему подчиняться. Показательно, что среди прочих способностей фараона, египтяне выделяли и умение управлять разливами Нила. Это косвенно свидетельствует об огромном значении этой реки в жизни египтян. В молитвах и песнях они обращались к Нилу как к отцу, ведь он давал все самое необходимое – плодородные земли вдоль своих берегов и воду для их орошения (отец в понимании древних – тот, кто дает еду, заботится о своих детях) [9].

Фараон при жизни считался воплощением Гора – бога-Солнца с соколиной головой, а после смерти отождествлялся с богом загробного мира – Осирисом.

Из-за этого фараон не мог уходить из жизни незамеченным, его не должны были забывать простые египтяне и будущие фараоны, поэтому чтобы увековечить память о себе, происходило строительство гигантских пирамид-усыпальниц. Строительство пирамиды рассматривалось как едва ли не главная задача любого фараона. Более того, строительством загробных убежищ занимались не только фараоны, но и люди рангом ниже – вельможи и жрецы. Эти пирамиды, конечно, были гораздо скромнее, чем усыпальницы фараонов, но несмотря на это они имеют огромную ценность для археологической и исторической наук: многочисленные рисунки и надписи, встречающиеся в них, тщательно изучались. Если говорить в общем, то чаще всего смысл надписей в гробницах сводился к перечислению заслуг покойного, его лучших качеств.

Вообще, сам факт строительства меньших пирамид очень интересен. Это показывает, что даже в древнейшие времена уже существовало стремление низов выделиться из своего класса, как можно более уподобиться вышестоящим[10].

Начиная с 5 династии, строительство крупных пирамид стало сокращаться. Это свидетельствует о том, что централизованная власть стала ослабевать и уже не могла с прежней легкостью мобилизовать на строительство десятки тысяч людей и тратить огромные средства на дорогостоящие культовые сооружения. Вместо этого большей роскошностью стали отличаться гробницы жрецов и вельмож – признак укрепления местной знати.

Египтяне верили, что смерть – это лишь начало истинной, загробной жизни, что гробницы – дома, предназначенные для нее. Поэтому совсем не удивительно, что они помещали в саркофаги все, что только может пригодиться в загробном мире.

Тела умерших мумифицировали – только так их можно было сохранить для загробной жизни. Из тел удалялись внутренности, а потом они помещались в специальные сосуды (канопы), наполненные особым раствором соли. Тело находилось в сосуде в течение 40 дней, после чего заворачивалось в пропитанные ароматическими смолами полотна.

Если же говорить о ценности гробниц для науки, то, исследуя мумии, ученые и археологи получают представление о состоянии здоровья и устройстве организма египтян. А настенные росписи, которые в изобилии встречаются в гробницах, могут очень многое поведать об их жизни.

Пирамиды были гробницами правителей Древнего Царства, но так как их часто разграбляли, фараонов Среднего и Нового Царств стали хоронить в уединенной Долине Царей (в ней археологами были найдены гробницы более чем 62 фараонов). Однако несмотря на многочисленные предосторожности (тайное погребение, маскировка входа в гробницу, изощренные ловушки и препятствия) абсолютное большинство и этих гробниц были разграблено.

Счастливым исключением оказалась гробница царя Тутанхамона, которую обнаружил в 1922 году английский египтолог Говард Картер. Хотя Тутанхамон не был самым могущественным фараоном, в его гробнице было обнаружено такое количество сокровищ, что ученые целых три года их доставали и описывали.

Самые высокие пирамиды (они также известны как «великие») были возведены в эпоху Древнего Царства неподалеку от города Мемфис (в то время столицы Египта) фараонами Хуфу (по-гречески - Хеопс) и Хафра (Хефрен). Крупнейшая из них – пирамида Хеопса (высота 147 метров, километр в периметре у основания), которая строилась на протяжении целых 20 лет.

Египетскими пирамидами восхищались столь сильно, что их считали одним из семи чудес света[11].

Египетская культура вообще всегда привлекала многие народы Древнего Востока. Очень сильно было египетское влияние в Нубии, Сирии и Финикии.

Религия в Древнем Египте

В Египте почиталось множество богов. Во многих городах обожествляли животных: кошек, крокодилов, быков – их содержали в специальных сооружениях, окружали заботой и почетом. Оскорбление животных наказывалось смертью, ведь, по представлением египтян, животные олицетворяли богов. По большому счету, единого пантеона богов не существовало, ведь в каждом номе почитались свои боги, но существовали также и общеегипетские божества, которым поклонялись по всей стране: Гор, Ра, Исида, Осирис…

Наиболее могущественным считался бог, покровительствующий самому влиятельному ному. Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока не произошел перенос столицы из Мемфиса в Фивы (после распада Древнего Царства), тогда верховным божеством стал считаться бог солнца – Амон-Ра. Кроме того, известна попытка фараона Эхнатона запрета всех богов, кроме бога солнечного диска Атона. Однако эта попытка так и осталась попыткой – слишком уж велика оказалась склонность египтян к многобожию.