Смекни!
smekni.com

Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны на Тамбовщине (стр. 2 из 3)

Не забыта и огромная работа, которую проделали медицинские работники под руководством партийных и советских органов.

Все ими сделанное не случилось само по себе. Больше того, мы мало чего могли добиться, если бы за предшествующие 23 года Советской власти не совершили огромного шага в перед в деле организации медицинской помощи населению. Достаточно сказать , что только за три предвоенных года в сельской местности было построено 6 районных больниц и 24 объекта так называемого «декретного» строительства – ясли, роддома, молочные кухни. В 1942 году полностью закончили паспортизацию врачебных участков, а осенью того же года в села было направленно 50 врачей и около 200 средних медицинских работников. На более высокую ступень поднялась санитарно – эпидемиологическая работа. Все это дало отдачу уже в первые дни войны.

Для практического решения задач, поставленных перед медицинскими работниками военными событиями, был создан областной комитет помощи раненым, его возглавил секретарь обкома партии М.М. Майоров. Областной отдел здравоохранения был укомплектован инициативными, знающими дело специалистами. Назову для примера таких известных врачей, как В.А. Вержиковский, Л.Ф. Бурнштейн, профессор А.И. Крупских, кандидат медицинских наук Л.Я. Шостак.

М.И. Буковский ( 1908 – 1972 ) – заслуженный врач РСФСР. 40 лет работал в Тамбове организатором здравоохранения. В годы Великой Отечественной войны М.И. Буковский – майор медицинской службы – был начальником полевого госпиталя, затем начальником эвакогоспиталя в Тамбове.

А.Е. Мещеряков « 1898 – 1975» – один из первых организаторов здравоохранения на Тамбовщине, полковник медицинской службы, начальник эвакогоспиталя.

С.А. Котовщиков ( 1890 – 1969) – заслуженный врач РСФСР , майор медицинской службы, начальник медицинской части эвакогоспиталя в Тамбове с 1942 года – хирург ХППГ действующей армии. После войны организовал и заведовал хирургическим отделением 2-ой Городской больницы. Вся пятидесятилетняя деятельность С.А. Котовщикова протекла в Тамбове.

Т.М. Гроздов (1894-1957) – заслуженный врач РСФСР , заведующий хирургическими отделениями эвакогоспиталей, затем – главный хирург эвакогоспиталей НКО по Тамбовской области. Вся почти сорокалетняя врачебная, научная и общественная деятельность Т.М. Гроздова протекла в Тамбове.

В.А. Поляков (1916 г.р.) – ведущий хирург эвакогоспиталя в г. Котовске , подполковник медицинской службы.

Т.Н. Бурихин ( 1905 г.р.) – подполковник медицинской службы, начальник эвакогоспиталя , развернутого в первые месяцы Великой Отечественной войны для раненых партизан.

Когда фронт приблизился, работа Тамбовской госпитальной базы осложнилась. Налеты вражеской авиации, бомбившей все без разбора, нанесли урон и нашему медицинскому хозяйству. В Котовске, например, пострадали здания детской и женской консультаций, больницы, поликлиники, аптеки, в Мичуринске – железнодорожная поликлиника, сгорел склад аптечной базы. Среди медицинских работников имелись жертвы.

Для медицинского и санитарного обслуживания населения в условиях налетов вражеской авиации в городах, включенных в число пунктов ПВО, была организованна медико – санитарная служба на базе местных лечебных и санитарных дружин. Только в Тамбове и Мичуринске действовали 885 санитарных постов РОКК и санзвеньев групп самозащиты, 26 санитарных дружин, 33 отряда первой помощи и другие подразделения. В апреле 1942 года в Знаменском районе стали открываться госпитали. Один из них должен был располагаться в здании средней школы. Подобранный персонал стал готовиться к приему раненых. Вынесли парты, мыли окна, двери, обивали во всех классах установочные нары. Но только что организовавшемуся госпиталю нужно было многое.

И тогда медсестер командировали по селам района с просьбами к колхозникам, рабочим совхозов, гражданам оказать материальную помощь госпиталю. Все к кому обращались, отнеслись с пониманием к просьбам, хозяйства выделяли скот, мебель, жители района ложки, вилки, тарелки. Давали все от чистого сердца. Постепенно все устроилось, наладилось снабжение, но подарки, сделанные знаменцами в первые дни помогли госпиталю. К приему раненных госпиталь был готов, больные поступали с эшелонов, приходивших на станцию «Кариан - Строганово». Двое суток безвыходно трудились медсестры и врачи. В госпитале разместили около 300 раненых. Скученность была большая, но это не являлось преградой для хорошего ухода за ранеными. У больных было хорошее питание. Работали в госпитале и жители района. Сколько сил было отдано, чтобы бойцам было удобно, чисто. И находившиеся на лечении бойцы были довольны. В госпитале находились и солдаты и офицеры. И русские, и украинцы, и таджики, очень много было сибиряков, и к каждому надо было найти подход, каждому облегчить страдания. По вечерам звучала музыка и раненые отдыхали, отвлекались от своих невеселых мыслей. И это тоже лечило больных, как и чудесная природа старинного парка, в котором располагался госпиталь. Раненных лечили можно сказать всем селом. Хозяйства помогали продуктами. Постоянно навещали раненых школьники, писали от них письма домой, устраивали концерты художественной самодеятельности. Работы было много и у врачей и у сестер, домой ходить было некогда, все время с больными.

В тревожные дни тяжелых боев у Воронежа – в июле 1942 года – облздравотделу поручили развернуть еще одну очередь госпиталей на несколько тысяч коек. Надвигалась осень. Здания небыли приспособлены к зиме, не хватало транспорта, горючего. Плохо обстояло дело с питанием, медикаментами, перевязочным материалом. Трудности удалось преодолеть благодаря огромной энергии, труду и энтузиазму местной общественности, медицинских работников и четкому руководству со стороны советских партийных органов.

Кто пережил тяготы Великой Отечественной войны, хорошо знает, что значило для госпиталей иметь подсобные хозяйства. Они были созданы и их обеспечивали всем необходимым. Многое дал декадник помощи госпиталям.

Особенно ярко патриотический характер советских людей раскрылся в донорском движении. Несмотря на систематическое недоедание, большую нервную и физическую нагрузку, на станции, в кабинет переливании крови ежедневно приходили сотни граждан. В 1942 году было заготовлено крови в 18 раз больше чем в первый год войны. В следующем году эта цифра увеличилась еще в полтора раза. Это позволило полностью обеспечить кровью местную госпитальную сеть и закрепленные участки фронтов. Тамбовская госпитальная база являлась одной из крупнейших. Ей уделялось особое внимание. Тамбов часто посещал народный комиссар здравоохранения СССР Г.А. Митерев, заместители наркома здравоохранения РСФСР А.И. Жичин и Г.М. Белецский, начальник управлений эвакогоспиталей наркомздрава Российской Федерации М.С. Резников. Здесь бывали так же главный хирург управления эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров, главный хирург Советской Армии М.М. Бурденко, профессора И.Г. Руфанов , С.С. Юдин и другие.

Раненым и больным воинам оказывалась самая квалифицированная медицинская помощь. В Тамбов было направленно пять бригад во главе с опытнейшими специалистами.

Группа в которую входил профессор хирург В.Ф. Войно – Ясенецкий, многое сделала по специализации медицинских работников области. Только за два года переподготовку прошли 266 врачей.

Значительный вклад в лечебную работу внесли и местные врачи. Многие из них выросли в крупных специалистов. Невозможно перечислить всех, но особо хочется отметить заслуженных врачей РСФСР П.М. Донского, М.М. Щелочилина, М.П. Прокофьева, А.М. Писарницкую, Ф.Г. Бернгофа.

Из врачей области, направленных на работу в госпитали, а также прибывших сюда на усиление выдвинулись руководящие кадры, начальники госпиталей: профессор А.И. Эдигаров, полковник медицинской службы М.В. Раевский, подполковник Д.И. Кузнецов и многие, многие другие. Все это позволило добиться отличных результатов: возвращения в строй в 1942 году 95% раненых и больных советских воинов.

По мере продвижения советской армии на запад Тамбовская область становилась глубоким тылом. Изменился и контингент поступающих в наши госпитали раненых. Это были нуждающиеся в высококвалифицированной помощи и длительном лечении. Но не все наши госпитали еще были пригодны для этого. Тем не менее лечебная работа велась эффективно.

Успех Тамбовской госпитальной базы обеспечивался, с одной стороны хорошо слаженной, имевшей огромный опыт системы советского здравоохранения, с другой тесной связью с передовой наукой. Колоссальный материал военной травмы был проанализирован и обобщен. За годы войны врачи госпиталей написали 32 научные работы по актуальным вопросам военной хирургии. Таким образом, эвакогоспитали явились не только передовыми лечебными учреждениями, но и хорошей школой для специализации медицинских работников.

В значительной степени достижения медиков связаны с работой шефов. Без их поддержки немыслимо было бы приспособление многих зданий под эвакогоспитали, без их содействия много труднее было наладить снабжение раненых продуктами питания и всем необходимым.

А сами врачи? Помимо борьбы за жизнь раненых воинов они, находясь в тылу, продолжали зорко стоять на страже здоровья гражданского населения. Значимость этой работы была не меньшей. Медицинские работники добились того, что в области не было ни эпидемии сыпняка, ни вспышек брюшного тифа. Заболеваемость малярией, имевшей большое распространение в довоенный период, снизилась в 1944 - 1945 годах 50%.

Врачи, медицинские сестры, фельдшеры, санитарки – словом все работники здравоохранения нашей области с честью выдержали суровое испытание, которому их подвергла Великая Отечественная война. Местом их подвига были госпитали, под которые отводили школы, клубы санатории, дома отдыха. Здесь возвращались в строй истинные герои боев, защитники нашей Родины. И, мне думается, очень правильно было бы отметить эти здания мемориальными досками, навечно запечатлеть такого рода события в памяти народной.