Смекни!
smekni.com

Индейцы Америки (стр. 4 из 11)

Затем, как пишет Фуллер, “Большая группа северных дикарей расположилась у Порт-Гэмбла и отказывалась покинуть его. Капитан “Массачусетса” Суотваут (Swartwout) послал на берег гаубицу. После того, как индейцы были отброшены в леса с тяжелыми потерями, их каноэ и припасы были уничтожены. Они сдались и были взяты в Викторию, где их оставили искать себе дорогу домой... Дикари чувствовали, что они обязаны нанести несколько ответных ударов, однако не проявляли желания снова меряться силами с армией или с флотом. Они захватили две шхуны и перебили пассажиров и команду. Их закон требовал, чтобы они захватили голову белого вождя , чтобы отомстить за гибель одного из своих вождей у Порт-Гэмбла. 11 августа 1857г. отряд из Кэйка появился на острове Уайдби. Они вызвали полковника Айзека Н.Эби к дверям дома, убили его и обезглавили. Маршал Соединенных Штатов Джордж У.Корлисс и его жена, которые в это время находились в доме, бежали вместе с женой и детьми Эби, но потом были убиты какими-то северными индейцами. В 1860г. легислатура выразила благодарность старшему торговцу Чарльзу Додду за возвращение головы Эби, добытой им после двухлетней охоты во время путешествия на север на судах “Бобр” и “Лабушер”.

К сожалению, Фуллер не указывает какие племена были вовлечены в эти кровавые события. Неизвестно, какая группа захватила две шхуны, перебив их команду. Кэйк-куан при этом особо и не упоминается. Сообщалось, что огнем гаубицы с “Массачусетса” были убиты стикинцы и кековцы, и что вскоре после того “некоторые из субплемен в 20 или 30 милях западнее Стикина захватили английскую торговую шхуну “Ройал Чарли”, перебили его команду, ограбили судно и утопили его”.

Что это были за индейцы – жители Кэйка, Кую или Стикина? В любом случае, Кэйк продолжал ссориться с американцами, хотя и не без провокаций со стороны последних. Кульминацией этих инцидентов стала так называемая, “Кековская война” января 1869г.

В октябре – ноябре 1867г. таможенный параход США “Линкольн” под командованием капитана Дж .У. Уайта посетил главные тлинкитские селения, демонстрируя свой флаг и извещая всех о покупке Аляски, одновременно стараясь наладить дружбу с аборигенами. Капитан корпуса морской пехоты У.А. Говард сообщает об этом путешествии: “Остановка была сделана на острове Куприянова, в резиденции племени, хорошо известного своей свирепостью и вороватостью. Это было то самое племя, которое несколько лет назад убило мистера Эби, прежнего таможенного контролера Пьюджет-Саунда. В прошлом году ими был захвачен торговец виски и убито три англичанина. Я желал переговорить с этими индейцами, особенно потому, что их селения у входа в пролив (Принс-Фредерик) с моря входили в наши новые владения на основном и восточном берегах.

Вождь, подобно большинству кековцев, торговал с Компанией Гудзонова Залива и был лоялен к “королю Георгу”. Раздраженный тем, что ему не предложили выпить виски, он запретил продажу картофеля, о которой кековцы уже договорились с капитаном Уайтом. Вождю казалось, что мы посетили его, чтобы отомстить за смерть мистера Эби... Я не упоминал об этом деле, будучи хорошо осведомлен, что они оправдают убийство мистера Эби своими законами возмездия. Один из их вождей был убит коммандером Суотваутом, открывшим огонь с корабля Соединенных Штатов “Массачусетс”, что не было одобрено белой общиной Пьюджет-Саунда. Отсюда и последовала смерть мистера Эби, прежнего таможенного контролера, которого индейцы считали в то время “вождем бостонцев”.

Главному вождю были обещаны бумаги, признающие его “вождем Кэйка”, если он будет вести себя как друг американцев. Я был уверен, что это племя не будет причинять нам неприятностей и удовлетворится возможностью беспрепятственной торговли. Корабль оставил их дружелюбно настроенными и убежденными в наших добрых намерениях.”

К сожалению, неприятности все же вскоре начались, обусловленные, вероятно, в равной степени поведением горячих голов среди кековцев и жесткими порядками, которые насаждались на Аляске силами США под командованием генерал-майора Джефферсона К. Дэвиса. Торговец Ф. К. Лаузен, убежденный, что поддержать мир можно только удовлетворяя претензии туземцев согласно их же законам, объясняет это так: “В канун минувшего Нового Года в лавке на Ситке произошло столкновение между чилкатским вождем и солдатом-часовым, которое закончилось заключением вождя под стражу на гауптвахте и тем, что спустя день или два после этого неясным образом было застрелено трое индейцев...

Среди убитых индейцев оказался один чилкатец, один кековец и один ситкинец. Кековцы сразу стали требовать компенсации в одеялах, но, не удовлетворившись этим, обратились к крайнему средству – “око за око, зуб за зуб”. Встретив двух белых людей около своего селения, они тотчас же отправили их на тот свет, из-за чего потеряли свою деревню, сожженную по приказу командующего. Отсюда происходит так называемая “кековская война”. (После того, как генерал отказался выслушать кековскую делегацию, Лаузен, в интересах торговли, заплатил им требуемую компенсацию –13 одеял стоимостью около 50 долларов).

Генерал-майор Томас рапортовал 27 сентября 1869г.: “Индейцы коварны, воинственны и до недавних пор не принимали в расчет смены властей. Я буду вынужден содержать в этом месте (на Ситке) крупный гарнизон, чтобы защищать торговцев от индейцев и сохранять порядок среди белых и полукровок. В прошлом январе группа индейцев Кэйка попыталась покинуть Ситку в обход существующих правил. При пресечении попытки один из индейцев был убит часовым. После того, как им дали возможность вернуться к своим домам, мстя за потерю своего товарища, они убили двух белых людей, которые отправились в декабре с Ситки в торговое путешествие в пролив Чатам. Услышав об этих убийствах, генерал Дэвис отправил пароход Соединенных Штатов “Сагино” наказать их. Прибыв в селение, они обнаружили, что оно покинуто и уничтожили его. Никого из убийц не удалось найти. После этого племя успокоилось.

В моей личной беседе с генералом Дэвисом я выразил удовлетворение его действиями, правомерными и в данном случае необходимыми.”

Далее о том же сообщает коммандер Бедсли, старший морской офицер на Ситке в 1879-1881гг.: “В январе 1869г. они (кековцы) совершили неспровоцированное убийство двух белых людей по имени Людвиг Мейджер и Уильям Уолкер, которые расположились на ночь в небольшой пещере (“Пещера Убийства”) близ Порт-Гарднера, юго-восточной оконечности острова Адмиралти (на территории, часто посещаемой кековцами), и после убийства этих людей изуродовали их тела. За это преступление они тотчас же получили наказание: 14-15 января капитан-лейтенант Мид, командир парохода Соединенных Штатов “Сагино” сжег и разорил один городок и три селения (во всех – 35 домов), а также несколько каноэ в бухтах Сагино и Сикьюрити, остров Кую (на самом деле не кековские, а куювские поселки). Кроме того было уничтожено два укрепленных форта “около 100 квадратных футов от 15 до 17 футов высоты, выстроенных из бревен толщиной от 9 до 15 дюймов” (из рапорта Мида от 24 февраля 1869г.) Они не отстроили заново эти селения, и с тех пор стали вести кочевую жизнь, полагаясь на гостеприимство других племен, которые их недолюбливали и боялись”.

Кроме того Бедсли добавляет: “Я приписываю этот благотворный страх тлинкитов перед белыми наказанию индейцев Кэйка капитан-лейтенантом Мидом в 1869г., рассказ о котором, сильно преувеличенный, распространился по всей стране и повлек за собой самые благоприятные последствия. Все другие племена недолюбливали кековцев и признавали справедливость наказания, тщательно заботясь о том, чтобы самим не подвергнуться такой же каре.”

Этим, казалось бы, закончились затруднения в Кэйк-Кую, однако в марте 1881г. коммандер Бедсли сообщает, что “большая делегация индейцев Кэйка с острова Кую прибыла на Ситку в четырех крупных боевых каноэ. Выстроившись в ряд, они вошли в гавань с развевающимися флагами и распевали военные (?) песни. Из-за этого их оставили в лодках до тех пор, пока они не дали удовлетворительных заверений в своем добром поведении. Это племя много лет считалось самым беспокойным и опасным... Целью их визита было урегулирование спора между их племенем и племенем Ситка Джека” (Ворон-6).

Это спор был улажен миром, но в ходе последовавших потлачей и праздников в той части городка, где жили киксади (Ворон-10), посетители напились и буйствовали. В наказание их посадили на хлеб и воду, выплатив компенсацию всем оскорбленным ими лицам. Кековцам было приказано покинуть Ситку и не возвращаться, но позволялось стать лагерем неподалеку, чтобы дождаться своих арестованных товарищей.

Хотя действия против Кэйк-Кую белые посчитали полицейской акцией, индейцы рассматривали их как объявление войны. К сожалению, нам неизвестно, какие именно кланы были вовлечены в эти события. Подобные инциденты – случайная смерть индейца, отказ белых уплатить требуемую компенсацию, захват белых заложников – привели к бомбардировке Ангуна в 1882г. Два вождя, оба – главы домов из клана дешитан (Ворон-13), Джо Кеннел-ку из Дома Ворона и Лониган, известный впоследствии как “Киллисну Джек” или “Сагино Джек” из Стального Дома, говорили капитану Мерриману, что они были довольны, когда он сжег селение и что они пытались сдержать своих юношей. Мерриман наградил их письмами с большими печатями.

Обстрел Врангеля в 1869г. солдатами из форта Врангель был произведен с целью добиться выдачи индейца по имени Скатду или Скатдор (вероятно, Волк-17), который застрелил белого торговца (возможно, ненавистного за его расовые предрассудки), в отмщение за “беспричинное и ничем не оправданное убийство индейца по имени Си-вау лейтенантом Локксом, вторым офицером в команде поста.” Си-вау, или Лован (Si-wau, Lowan) в то время был пьян, когда откусил часть пальца жены сержанта, за что лейтенант Локкс и пришел его арестовывать. Скатду Виш-Та (Wish-Tah, вероятно, вушкиттан, Волк-17) был двоюродным братом Си-вау, а последний, предположительно принадлежал к клану Тойата (Волк-25 или 26). Скатду сдался после того, как его мать и младший вождь были взяты в заложники солдатами. Его судили, признали виновным и повесили за убийство. В этом случае армия сама превратила в “войну” обычную пьяную стычку. Перед казнью пленник сказал: “Хорошо, что он убил tyhee (вождя), а не простого человека, и он увидит мистера Смита (убитого торговца) в ином мире и объяснит ему, как это все произошло, ведь он не намеревался убивать именно мистера Леона Смита; будь то любой другой, было бы то же самое.”