Смекни!
smekni.com

Искусство Рима 1-3 вв. н.э. (стр. 2 из 2)

По существу, колонна Траяна есть рассказ о римской военной жизни и о жизни дарков 2-го века н.э.

В композиции рельефов чувствуется рука одного мастера, однако фрагменты были исполнены разными мастерами. Основной смысл колонн Трояна- демонстрация действий римской военной машины, прославление побед, и несомненно государственной мощи. Сам император изображен на колонне 90 раз (среди более чем 2000 фигур), причём в отличие от египтян изображавших своего фараона более крупным чем слуги, египтяне же не выделяя размером своего императора. Траян выделен своим начальственным положением (во главе группы легионеров, на возвышении), и это выглядит более правдоподобно.

Снизу рассматривать спиральный рельеф колонны Траяна было очень не удобно, и для удобства римляне, специально, оборудовали крыши двух библиотек, находившихся не подоплеку.

ПОРТРЕТ ЭПОХ ФЛАВИЯ И ТРАЯНА

Характерная для классической Греции идеализация образа сменяется искусством, в которое на первый план индивидуальны особенности личности, сложный характер. Связано это было с интересом римского общества к эллинизму как объединительной идеи, способной на основе глубокого почитания греческой культуры разрозненные части Римской империи. Характерен портрет Нерона, хранящийся в Риме, в национальном музее. В нем есть часть классического героя черты лица подчеркнутый тяжелый взгляд из-под тяжелого лба, и в то же время подбородок невоздержанного тирана.

Окончательное эллинистическое влияние стало преобладать в последней трети 1 в. В Лурве (Париж) изменяется портрет императора Вителлия. Вителий представлен не молодым лысеющим человеком, однако энергичный поворот головы и ясный, проницательный взгляд выдают натуры действенную, с чувством юмора. Близкий к этому портрету с изображением самого Веспвсия, а также дочери Тита Юлия - уже не молодой женщиной. Ко времени Флавия в женском портрете, как и мужском, точное портретное сходство ценилось выше, чем попытки идеализировать образ. Римские скульпторы умели найти в своих моделях особое, присущее каждому конкретному человеку обаяние, и ненавязчиво, с чувством меру вынести его на первый план.

При императоре Траяне стиль портретного искусства меняется. В соответствии со вкусом самого правителя, искавшего в искусстве простоту и ясность. Портрет Траяна (первое двадцатилетие 2 в.), а также его жены Плотины и множество других римлян и римлянок этого времени выдержаны в стиле республиканского Рима. В моде скромность и умеренность о том всё свидетельствует, что за их плечами стояла греческая традиция скульптурной пластики, которая ограниченной частью вошла в римское искусство.

ПАНТЕОН

После Траяна управлять Римской империей стал Адриан. Как и его предшественник, Адриан покровительствовал наукам и искусствам.

Адриан вошёл в историю не только как заказчик нескольких грандиозных сооружений в Риме, но и как архитектор некоторых из них. Адриан был горячим поклонником греческой культуры, на которую и ориентировался в своих идеалах. Его увлечение греческими древностями выразилось в постройке виллы в Теоле (окрестности Рима). Здесь с поразительной точностью были воспроизведены отдельные здания Афин и Александрии, например афинский Ликей или предместье Александрии Каноп или так называемый «пёстрый тортик», стоящий в Афинах и расписанный там знаменитым художником Полигнотом. Пол и стены помещений виллы были украшены мозаичными картинами, также повторявшими в несколько упрощенной манере, знаменитые греческие оригиналы. Изображение голубой чаши с водой восходит к мозаике знаменитого пергамкого мастера Соса.

В самом Риме Андриан по собственному проекту построил возле Колизея храм Венеры и Ромы, тоже отличавшийся грандиозными размерами и влиянием эллинистического искусства. Занимаемое Андрианом общественное положение и технические возможности богатейшего государства тогдашнего мира позволили Андриану не считаться с трудностями. Увлеченный монументальными формами правитель Рима Андиан тут и там расставил по городу сооружения огромного размаха, к каждому из которых подходят определения «крупнейший», «выдающийся», «грандиозный». Даже собственный мавзолей Андриан выстроил в таких масштабах, что он стал крупнейшим надгробным сооружением Рима. Круглый по плану, мавзолей имел очень толстые стены, а сверху заканчивался скульптурной группой. Опасаясь за сохранность гробницы, Андриан, казалось, знал, что через много веков итальянцы переделают мавзолей в оборонительную крепость, а позднее даже в тюрьму.

Однако самым знаменитым и выдающимся сооружением эпохи Андриана является Пантеон. Пантеон (храм всех богов) в основе своего плана имеет круг. Массивные цилиндрические стены, облегчены за счет устроенных в их толще парадных ниш, служивших в древнеримское время алтарями. На верхнюю часть краями опирается гигантский купол, своим пролетом (43 м.) перекрывающий без единой опоры все внутреннее пространство. В самом центре купола имеется небольшое круглое отверстие для освещения внутренности храма. Постройка Пантеона датирована 125 г. н.э., а его купол, изготовленный из бетона и кирпича, до сих пор считается настоящим архитектурно-инженерным шедевром. Подобно остальным римским храмам, Пантеон был богато украшен и производил своим монументальным величием неизгладимое впечатление на видевших его людей разных эпох.

Желание Адриана быть запечатленным в образе греческого философа выразилось в мраморном бюсте императора, изображающем его с отрешенным выражением лица, погруженным в раздумье (этот бюст хранится в Ватикане). С того времени на протяжении всего 2 в. в римском портретном искусстве стала господствовать тема самоуглубления, раздумья, печали. Мраморные статуи перестали быть раскрашенными, стал ценится высокий уровень обработки мрамора. Зрачки статуй со времен Адриана иногда специально не намечаются резцом, чтобы образ был более отрешенным.

ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ

Следующий, 3 в., прошел для Рима в обстановке развивающегося кризиса. Гражданских войн. У власти удерживались в это время только наиболее жестокие и суровые императоры. В портретном искусстве становится важной не детальная проработка, а обобщенная лепка лица с характерными чертами образа. Главное внимание скульптора сосредоточено на волевом характере образа. Таков портрет «солдатского императора» Филиппа Аравитянина (Эрмитаж), а также Каракаллы, изображенного жестоким и грубым, одного из самых свирепых римских тиранов.

Каракалла, однако, прославился еще и тем, что построил в Риме общественные термы–бани. Помимо ванн и бассейнов он устроил там площадки для физических упражнений, места для отдыха, библиотеку и даже магазин. В термах Каракаллы могли одновременно находиться 18ОО человек. При строительстве терм были использованы все, применявшиеся в то время в римском строительстве архитектурно-художественные приемы. Император решил превзойти всех в сложности и многообразии декоративных элементов и пышности оформления. Термы Каракаллы–это архитектурная энциклопедия для ученых, они были украшены мозаиками, изображавшими атлетов-победителей с венками и пальмовыми ветками, лица их были подчеркнуто грубыми, а тела - неправильными, с анатомической точки зрения.

Переживая упадок вместе с империей, римское искусство на протяжении следующего века окончательно утратило классические черты эллинистического искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вначале истории Римской империи идеалом для римлян были классические греческие образцы.

Однако во времена расцвета и могущества Римской империи римское искусство приобретает истинно римские черты: пышность, размах, богатство украшений («Золотой дом» Нерона 60г н.э., Колизей 1-в н.э., Колонна Траяна).

2-в н.э. называют «золотым веком» Римской империи. При императоре Траяне (98-117) Рим увеличил свои границы, славу и богатства. Расцвет империи отразился в архитектуре грандиозного Форума Траяна, колонны Траяна, Пантеон, «Пестрый портик», Колизей. В портретном искусстве характерная для классической Греции идеализация образа сменилась интересом к индивидуальным характерным особенностям личности (портрет Нерона).

Скульптурные портреты со времени Адриана становятся отражением несбывшейся мечты римлян о «золотом веке», спокойная ясность облика сменяется меланхолией и печалью (портрет Антиноя, конная статуя Адриана).

3 век н.э. – век кризиса империи и гражданских войн отразился в портретах суровых и жестоких тиранах (портрет Филиппа Аравитянина). Ко времени упадка Римской империи римское искусство окончательно отошло от эллинистических образцов.