Смекни!
smekni.com

Испания (стр. 2 из 4)

Становление системы

представительной демократии

После смерти Франко в стране начался невиданный подъем массового демократического движения. Передовые отряды рабочего класса, крестьянства средних городских слоев требовали улучшения своего экономического положения, ликвидации всех франкистских институтов и полной демократизации общества. Противоборство сил, выступавших за обновление Испании, и сил, стремившихся сохранить франкизм без Франко, вступила в новый этап.

Резко активизировалась деятельность оппозиционных партий и организаций.

Вошедшие в Демократическую координацию оппозиционные партии заявили о том, что они являются реальной альтернативой существующей власти и способны «мирным путем преобразовать нынешнее государство в демократическое». Программа оппозиционного блока содержала следующие требования: амнистия все без исключения политическим заключенным, полное признание гражданских прав и политических свобод; легализация всех без исключения политических партий; немедленное признание профсоюзных свобод и роспуск «вертикальных» синдикатов; полное и немедленное признание прав и автономии различных национальных областей Испании; функционирование судебной власти в соответствии с демократическими принципами; открытие «учредительного периода», в ходе которого народ получил возможность свободно высказать свое мнение относительно того, какой политический режим он предпочитает.

Вместе с тем определенные позиции в кабинете министров сохранили представители «бункера». В своем программном заявлении, опубликованном 15 декабря 1975 г., новый кабинет министров заявил, что будет следовать «процессу эволюции» и постарается приблизить Испанию к западному сообществу, осуществить «некоторые преобразования».

Процесс перехода к демократическому государству протекал в Испании иначе, чем в других странах с тоталитарным режимом, - мирно, быстро и радикально. Хуан Карлос не хотел сохранять диктатуру, он стремился быть конституционным монархом современного демократического государства. Понимая, что открыто заявить об этом нельзя, ибо многочисленные и влиятельные сторонники франкизма, прозванные «людьми из бункера», объявят его предателем и низложат, король действовал осторожно. Первое время он опирался на умеренных приверженцев прежнего режима и сторонников постепенных неглубоких реформ. Народ торопил политических деятелей, проходили забастовки – за первый год монархии их было в 10 раз больше, чем в последний год диктатуры.

Первым шагом к реформам явилось отстранение правительства, унаследованного от Франко. Главой кабинета был назначен Адольфо Суарес, Занимавший при франкизме ответственные должности, но стремившийся модернизировать испанское общество. Он разработал программу демократических реформ, провел частичную амнистию политзаключенных, искусно лавировал, чтобы не допустить враждебных действий со стороны франкистского генералитета. Несмотря на упорное сопротивление «бункера», закон о политической реформе бал внесен на рассмотрение кортесов (парламента), которые при Франко состояли из назначенных диктатором или избранных ничтожным меньшинством населения депутатов и играли часто декоративную роль.

После острой борьбы, в ходе которой правительству удалось убедить депутатов в необходимости реформы, закон был принят. Он предусматривал установление всеобщего государственного права, провозглашал принцип народного суверенитета и политического плюрализма, ликвидировал старые франкистские структуры власти. Генеральные кортесы стали двухпалатными: первая палата (конгресс депутатов) теперь избирается всеобщим голосованием и насчитывает 350 членов, вторая (сенат) избирается более ограниченным кругом выборщиков и включает 208 сенаторов. Королю предоставлено право выносить законы на всенародный референдум, распускать кортесы, назначать премьер – министра и пятую часть сенаторов.

В декабре 1976 г. закон о политической реформе был утвержден на референдуме. Более 94% его участников проголосовало «за». Это был большой успех демократов. Крайне правые и крайне левые пытались оспорить результаты народного голосования, устраивали беспорядки, но ничего добиться не смогли.

Накануне выборов в кортесы были легализованы политические партии. К числу основных партий принадлежали Союз демократического центра (СДЦ), который возглавлял премьер – министр А. Суарес, правая, профранкистская партия «Народный альянс» (НА), основанная еще в 1879 г. и возрожденная молодыми социалистами во главе с популярным в народе Фелипе Гонсалесом (род. в 1942 г.), и Коммунистическая партия Испании, легализованная последней, в апреле 1977 г. Ее возглавлял генеральный секретарь Сантьяго Каррильо. Между партиями – сторонницами реформ было достигнуто согласие по основным вопросам. Хотя социалисты и коммунисты всегда выступали за республику, они признали стабилизирующую роль монархии в это трудное время, согласились восстановить традиционный национальный флаг и гимн, осознали необходимость революционных потрясений.

В выборах, состоявшихся в июне1977 г., приняли участие 18 млн. человек. Это были первые демократические выборы с 1936 г. Они принесли партии Суареса (Союз демократического центра) 165 мест в конгрессе депутатов, ИСРП – 118, КПИ – 20, НА – 16 мест. Правительство вновь возглавил Суарес.

Партии и блоки Голоса, % Конгресс Сенат

депутатов

Союз демократического центра 34.7 165 106

Испанская социалистическая рабочая партия 29.2 118 48

Коммунистическая партия Испании 9.2 20 3

«Народный альянс» 8.3 16 2

Социалистическое единство 4.5 6 4

Демократическая конвергенция Каталонии 2.8 11 2

Баскская националистическая партия 1.7 8

Демократический фронт левых 1.5 1

Христианско – демократическая федерация 1.4 0

«Эускадико эскерра» 1.0 1 1

Другие центрические партии 0.7 2

Источник: Cortes Generales 1979-1983. Madrid.

В конструктивном духе протекал процесс выработки новой конституции. Принятая кортесами после длительного обсуждения, она была одобрена на референдуме в декабре 1978 г.: «за» подано 88% голосов, против – 8%. Конституция провозгласила основной целью создание общества передовой демократии, характеризовала Испанию как правовое государство, обеспечивающее гражданам свободы, справедливость, равенство и политический плюрализм. Испания объявлялась парламентской монархией, церковь отделялась от государства, но власти обязывались поддерживать нормальные отношения с католической церковью и другими конфессиями.

После вступления конституции в силу предстояли новые выборы. Готовясь к ним, ИСРП на своем съезде объявила о намерении отказаться от марксизма, а КПИ во главе с Каррильо активно поддержала сторонников «еврокоммунизма» и заявила о готовности сотрудничать с правительством. После выборов в марте 1979 г. соотношение сил в кортесах мало изменилось. Переходный период закончился.

Национальный вопрос

Важное значение имеет национальный вопрос. Помимо собственно испанцев (кастильцев), в стране проживают каталонцы (северо-восток), баски (север), галисийцы (северо-запад), имеющие свои языки, традиции и культуру. При франкизме права национальных меньшинств были крайне ограничены, их языки находились под запретом. В новой конституции провозглашалось нерушимое единство страны, но признавалось право наций на широкую автономию и применение своих языков. В национальных районах создавались парламенты и правительства, прерогативы которых были точно определены. Каталонцев и галисийцев такая степень автономии устраивала, а среди баскских националистов появилось экстремистское крыло, которое требовало создания самостоятельного государства, рассматривало испанских солдат и полицейских в баскских провинциях как оккупантов и требовало их вывода. Экстремисты стали на путь террора, взрывали бомбы в разных районах Испании, убивали офицеров, солдат, полицейских, что создавало крайнюю нестабильность и компрометировало демократический строй.

Важным вопросом политической жизни оставался национально региональный, который не удавалось решить на протяжении всей предшествующей истории. В конституции была провозглашена задача превратить Испанию в «государство автономии». Сначала она была предоставлена трем национальным областям – Каталонии, Басконии и Галисии, но вскоре выяснилось, что автономии требуют и другие исторические области страны. После длительного сопротивления все 17 областей получили автономию и право иметь свое правительство и парламент.

Укрепление и развитие

демократического строя

После выборов 1979 г. авторитет СДЦ и его лидера А. Суареса быстро падать. О Суаресе говорили, что он был хорош для переходного периода, но не годится для руководства демократическим государством. Обстановка осложнялась: 1980 г. стал кульминацией терроризма баскских сепаратистов, безработица охватила 1,5 млн. человек, а премьер-министр бездействовал. В январе 1981 г. ему пришлось уйти в отставку.

Между тем «люди из бункера» не сдавались. Они использовали в своей пропаганде тот факт, что в стране появились явления, которых не было при франкизме: массовая безработица, претензии национальных меньшинств на автономию, терроризм и др. в кругах генералитета и жандармерии (в Испании она называется «гражданской гвардией») созрел заговор с целью свержения правительства и установления военной диктатуры. И хотя сведения об участниках заговора стали известны властям, они не решались их обезвредить и недооценили масштабы опасности.