Смекни!
smekni.com

История Отечества (стр. 4 из 8)

В этом отношении продвижение по службе командира и начальника штаба 44 стрелковой дивизии являлось вполне типичным. Так, в послушном списке командира – 44 Алексея Ивановича Виноградова значилось, что в 1936 г. он был майором, с июня следующего года ко-мандовал 143-м стрелковым полком. В феврале 1938 г. досрочно получил звание полковника, в марте того же года был направлен в распоряжение Управления по командно-начальствующему составу РККА. Командиром 44 стрелковой дивизии А. И. Виноградов был назначен в январе 1939 г. и тогда же ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг. Большинство личного состава 44 дивизии было слабо обучено и подготовлено к боевым действиям. Основная часть красноармейцев призвана накануне войны. Так, из 3229 человек красноармейцев 25-го стрелкового полка только 900 были кадровыми, то есть менее 30% всего личного состава.

Опыт боевых действий на финском фронте, в частности соседней 163 стрелковой диви-зии ни командованием дивизии, ни штабом 9-й армии учтен не был, поэтому изучать условия войны и постигать партизанскую тактику финнов и командиры, и рядовые должны были непосредственно в процессе боевых действий.

18 и 19 декабря советское командование предпринимало попытки возобновить атаку, однако каждый раз повторялось то же самое. Наступление было прекращено ввиду безрезультатности и больших потерь. На других участках Карельского перешейка советские войска во второй половине декабря продвинулись лишь незначительно. После этих боев финское командование решило, что части 7-й армии дезорганизованны. 23 декабря финские войска перешли в наступление. Поначалу им удалось вклиниться в расположение 7-й армии, однако советские войска отбили атаки, а затем мощным контрударом отбросили финнов на исходные рубежи. После этого финские войска на Карельском перешейке уже не пытались наступать. Основные бои переместились на северные направления, в труднодоступную и малонаселенную местность, с густыми лесами, озерами и болотами, где действиям войск препятствовали сильные морозы и глубокие снега.

8-я армия наносила основной удар на питкярантском направлении, где у финнов имелась четырехполосная укрепленная линия от реки Уксуийоки до озера Янисярви. Поначалу советские войска продвигались успешно. 4 декабря они заняли Сальми, 10 декабря – Питкяранту

К 12–14 декабря, преодолев первый укрепленный рубеж, вышли ко второй оборонительной полосе.

- 10 -

Дальнейшее их продвижение натолкнулось на сильное сопротивление финнов: все попытки прорвать вторую полосу были неудачны. Советские войска перешли к обороне, имея не

прикрытые фланги и незащищенные коммуникации.

Этим без промедления воспользовались финны. 27 декабря–5 января несколькими фланговыми ударами они перерезали советские коммуникации, полностью окружив 10-ю стрелковую дивизию и 34-ю танковую бригаду, а к 11 января отрезали 168-ю стрелковую дивизию. Далее к северу, под Голваярви, советские войска потерпели тяжелое поражение. Наступавшая там 139-я стрелковая дивизия за неделю боев вышла к системе укреплений по озерам Аля-Толвояр-ви и Юля-Толвоярви с большими потерями, ее личный состав был крайне измотан. Когда финны стали охватывать дивизию с флангов началось ее паническое отступление. К 21 декабря дивизия была разбита: финны захватили 60 танков и 30 орудий. Во встречных боях потерпела поражение и шедшая на помощь 139-й стрелковой 75-я стрелковая дивизия. Эту победу финны одержали немногочисленными силами, благодаря их разумному использованию в сложных зимних условиях.

Еще севернее серьезные потери понесла советская армия. Входившая в ее состав 54-я стрелковая дивизия в ходе наступления прорвала укрепленный рубеж в межозерном дефиле Аласярви-Саукаярви, но 10–14 декабря финны фланговыми ударами разобщили части дивизии на отдельные группы и к концу месяца полностью их окружили.

На пуоланском направлении финны по частям разгромили 2 советские дивизии. К концу декабря потерпела поражение 163-я стрелковая дивизия, ее разрозненные части беспорядочно отходили на север, бросая технику и вооружение. К финнам попали 11 танков, 27 орудий, 150 автомашин, сотни пленных.

Боевые операции 44 дивизии в период с 16 декабря до 1939 г. по 8 января 1940 г. Разво-рачивались следующим образом. 16 декабря передовые части, двигавшиеся по Важенварской дороге на запад в направление Суомуссалми, вошли в соприкосновение с противником. 3-й стрелковый батальон 305 стрелкового полка занял позицию на 25-м километре этой дороги, получив задачу «наступать вдоль дороги на Суомуссалми и уничтожить противника, перерезав-шего путь подвоза 759 стрелкового полка 163 стрелковой дивизии», и далее выполнять ранее поставленную задачу – соединиться с подразделением 163 дивизии в районе Суомуссалми. В течение трех дней батальон вместе с приданными ему 312-м танковым батальоном и батарей полковой артиллерии 305 стрелкового полка неоднократно пытался атаковать противника с фронта, однако успеха эти действия не имели. 20 декабря атака была начата вновь, уже под ко-мандованием прибывшего в район боевых действий командира 305-го стрелкового полка, но оказалась такой же безуспешной.

22 декабря на передовые позиции прибыл комбриг А. И. Виноградов, устроивший свой КП на 26-м км дороги и вступивший в непосредственное командование боевыми действиями дивизии. 23 декабря финские лыжники внезапно напали на батарею пто 305 стрелкового полка, где не было организовано боевого охранения, и вывели из строя значительное число людей, перебили лошадей. В последующие два дня, также пользуясь тем, что дорога не охраняется, финны устраивали на ней завалы и минировали ее. Неуспеху действий 19–24 декабря способствовало отсутствие глубокой разведки и незнание фактической обстановки и сил противника.

В последующие дни (вплоть до 1 января) на фронте дивизии установилось относительное затишье, обе стороны накапливали силы для дальнейших действий. Атаки, назначенные военным советом 9-й армии на 28–31 декабря, им же были отменены. В связи с завалами на Важенварской дороге уже к 29 декабря в частях 44 стрелковой дивизии сложилось очень тяжелое положение с продовольствием и фуражом. В результате люди находились в полуголодном состоянии, а конский состав совершенно истощился.

К 1 января 1940 г. в районе боевых действий сосредоточилась почти вся дивизия. Не подошли только гаубичный артиллерийский полк и разведывательный и саперные батальоны. Прибывшие части разместились на небольшом участке дороги. Тыловое обеспечение было организовано слабо. Полки подтянули на свои участки все транспорты и обозы. В результате маневренность их была сильно затруднена, а скопление людей и техники явилось удобной мишенью для противника.

-11 -

На 1 января 1940 г. передовые части дивизии занимали боевой участок по восточному берегу озер Куолаярви и Хатаола. Тылы соединения располагались на 19-м км дороги. В тече-ние дня противник четырежды переходил в наступление на участке 146 стрелкового полка, но был отброшен. В ночь на 2 января отряд финских лыжников при поддержке танков вышел на

Важенварскую дорогу в расположении 3-го дивизиона 122 артполка и после боя, овладев участком дороги между 22-м и 23-м километрами, устроил там завал. Тылы дивизии были отрезаны.

Комдив А. И. Виноградов предпринял атаку, чтобы восстановить положение. Одновременно с востока месту завала должен был выдвинуться отряд в составе части ОРБ и батальона пограничников, однако он был задержан финнами на 22-м км, и атака с запада была отбита противником.

Атаки на прорыв и обход завала 2–4 января также успеха не имели. Выполняя приказ военного совета 9-й армии, части 44 стрелковой дивизии неоднократно поднимались в атаку. Приказ командующего армией предусматривал совместные наступательные действия 44 дивизии и 3-го пограничного полка НКВД, высланного ей на помощь, а также поддержку атаки бомбардировкой расположения противника с воздуха. Однако бомбардировка не была произведена, полк НКВД к началу атаки опоздал, и в результате атаки ударной группы 44 стрелковой дивизии были отбиты, противник перешел в контрнаступление и отрезал ударную группу дивизии. Вечером 4 января самовольно покинул свои позиции 2-й батальон 146 стрелкового полка, прикрывавший левый фланг дивизии. Этим не замедлил воспользоваться противник и перерезал Веженварскую дорогу между 24 и 25 км. В донесении военному совету 9-й армии А. И. Виноградов вечером того же дня просил оказать ему помощь и разрешить отход частей дивизии, а также спрашивал, как быть с техникой и материальной частью.

В свою очередь командующий 9-й армией комкор В. И. Чуйков в 21.00 4 января в донесении наркому обороны СССР маршалу К. Е. Ворошилову сообщал о положении на фронте 44 стрелковой дивизии, завалах на Важенварской дороге, нарушении с утра 2 января подвоза питания и давал следующую оценку сложившейся ситуации: «Считаю положение 44-й дивизии очень тяжелым и, если к 4.00 5 января очистить дорогу не удастся и давление противника с юга на стык дорог у 19-го км усилится, прошу разрешения части 44 стрелковой дивизии отвести на новый оборонительный рубеж к востоку от 19-го км».

5 января в течение дня финские отряды атаковали части 44 стрелковой дивизии на участке 28-го километра дороги в стык расположений 146-го и 25-го стрелковых полков. Со стороны 44 сд была предпринята очередная безрезультатная попытка овладеть завалом на 23-м километре, причем артподготовка отстала от начала атаки на 3 часа.

5–6 января отдельные группы противника постоянно атаковали части 44 стрелковой дивизии на различных участках дороги вплоть до 5-го километра.

5 января в 23 часа военный совет 9-й армии отдал приказ, требуя выводить материальную часть и пробиваться к 19-му километру, полагая, что этот участок занят советскими частями, тогда как к этому времени он уже был занят противником.