Смекни!
smekni.com

История Руси (стр. 2 из 9)

О нравах и обычаях, можно сказать что у них были обычаи, кровавой мести. Употребления в пищу звериины и беспорядочность брачной жизни:много женство, похищение невест,, после чего жених уплачивал выкуп родным невесты.

Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы , с другой стороны- культ предков. Впрочим , языческая мифология не представляла достаточно ясной и разработанной, и их представления о богах, были по-видемому довольно смутными., у них небыло ни храмов ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.. Главные боги:Херос(бог солнца), Перун( грома и молнии), Стрибог((ветра), Велес(покровитель скотоводства),Небо и Земля считалось тоже как некое божество. В лесах жили Лешие, , в реках Водяные, души умерших представлялись ввиде , опасных для неосторожного человека, русалок.Др. круг верований относился к почетанию умерших предков-рода и рожаниц, которые признавались покровителями рода С ослаблением родовых связей, место рода занял семейный предок - ,дедушка домовой, который мог вредить или наоборот помогать хоз. Благосостояния семьи, смотря по тому, как к нему будут относиться.

6

Образование древн Рус гос-ва

Образование государства у восточных славян - закономерный итог длительного процОесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и соци­ального расслоения среди общины привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части,

Начальная форма государственности - восточнославянские со­юзы племен /УТ-УШ. века/, три крупных объединения славянских племен ~ Куяба /вокруг Киева/, Славия /в районе озера Ильмень/ и Артания.

Норманская теория. Летописное предание о призвании варяж­ские князей /ярлов/ братьев Рюрика, Синеуса и Тривора в Новго­род. В год 862 от Рождества Христова, как сообщается в "Повес­ти временных лет'1, новгородокие старейшины пригласили на княжение варягов, сказавшие им; "земля наша велика и обильна, только нет в ней порядка. Приходите и владейте Haми. Скандинавский ярл Рюрик., вероятно швед, откликнулся на этот призыв и прибыл. с дружиной в Новгород, посадив своих братьев Сине уса и Трувора в других славянских городах. Но всё конечно, складывалось так гладко, как повествует автор "Повести" Нестор. Было и народное •возмущение, и восстание новгородца Вадима Храброго, жестоко подавленное заморскими пришельцами; однако норманны прочно обо­сновались в Русской земле, начало русской княжеской династии Рюриковичей /потомков легендарного Рюрика/.

По смерти Рюрика в 879. г. его приближенный /или родич/ Олег княжил в Новгороде /879-912 тт./. В 882 г. Олег собрал войско из варягов, чуди и славян, спустился с ними по Днепру, захватил Киев убил княжевших в нем Аскольда и Дира посадив на их место малолетнего сына Рюрика, Игоря. Объединение Олегом Северных и Южных земель в составе единого государства, назван­ного впоследствии Древнерусским» или Киевской Русью /перенесе­ние столищ государства из Новгорода в Киев. Игорь (912-945) – воевал с древлянами. Был убит при сборе дани. Ольга (945-957) отомстила древлянам за смерть мужа, упорядочила сбор дани: фиксировала размер, установив уроки. Определила место (погосты) и сроки ее сбора. Святослав (957-972) присоединил земли вятечей, нанес поражение Волжской Болгарии, покоряет мордовские племена, проводит успешные военные операции на Сев Кавказе и Азовском побережье. Разгромил Хазарский каганат. По возвращению основал на Прибалтики г Юрьев. Попал в засаду и был убит, а из его черепа Печенежский хан сделал чащу, окованную золотом.

7

кн Владимир, крещение Руси и последствия.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объедини­лись в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вяти­чи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение за­щиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд кре­постей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы бога­тырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не вы­полнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлека­ла греческая вера. Владимир крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Некоторые сопротивлялись, из-за верования в др. богов. Хрестьянство утверждалось медлянно.

Принятие христьянства имело большое значение для развития Руси. По новой религии путь в рай открыт, так и богатым, так и бедным.Государь был справедливым судьёй и защитником. Оно укрепило Гос. Власть и территор. Единство Киевской руси, оно имело большое международное значени, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становится теперь, равной др. странам, связи с которыми значительно расширились, так же сыграло большую роль в развит. Рус. Культуры. Во главе церкви был поставлен митрополит, отдельные области возглавлялись епископы, которым подчинялись священники в городах и сёлах.

8

Ярослав Мудрый. Расцвет Киевской Руси.

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти ки­евский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя без­винно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил про­звище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княжив­ший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянно­го" - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достфигла наивыс­шего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в При­балтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав оконча­тельно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших горо­дов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свиде­тельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, боже­ственному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столипу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илларио­на - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно визан­тийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись "об успении (смерти. - А<?т.) царя нашего". При нем Русь достигла широкого международ. Признания.

9

великий Новгород

В X-X I – под властью Киев кн, платили дань наравне со всеми. В 1055 г Мстислав (пригласили).

1102 г – послы в Киев (Мстислав), конец власти Киева.

1136 г – Вл Мономах (Киев кн), внук Всеволод. Бояре прислали письмо смерти, арестовали и изнали

в нонце XII – признано право выбирать князя. А Невский.

Высшая роль вече. Князь – только воевода, живет за городом в граде. Нельзя покупать землю, не участвует в жизни княжества. Глава гор управления – посадник, глава местного ополчения – тысячий, реальная власть у дворян.

Вече собиралось при надобности.

При Иване III вошел в состав Московского гос-ва.

10

Монголо-татарское нашествие на Русь. Ордынское иго

Смерть Чингизхана в 1227 г. и разделение его владе­ний на области (улусы) во главе с его сыновьями и вну­ками. Внуку Чингизхана, хану Батыю, доставалась часть земли от Иртыша и далее на запад до тех преде­лов, "до которых доходили копыта монгольских ко­ней". Но эту территорию предстояло еще завоевать. 1237 - 1240 гг, - нашествие хана Батыя на Русь; разгром Рязанского княжества, разорение Коломны- Москвы, взятие Владимира и опустошение Суздальской земли (1238 г.), битва на реке Сити. разгром русских войск. Завоевание Батыем южной Руси: 1239 г. - Переяславь и Чернигов. 1240 г. - Киев. Волынь. Галич, Возвращение части войск Батыя в прикаспийские степи, образование Золотой Орды со столицей в городе Сарай в низовьях Волги. Под властью Золотой Орды в период ее расцве­та находились огромные территории Восточной Евро­пы. Западной Сибири. Средней Азии. Шедшие с Баты­ем монголы, ассимилнрованые местным тюркоязыч. населением, слились в единый этнос, получивший название "татары".