Смекни!
smekni.com

История возникновения г. Казань (стр. 2 из 2)

8). Существование первоначального названия Казани - "Учель" - подтверждается и сообщением русской летописи о том, что суздальский князь Андрей Боголюбский перед взятием города Бряхимова-Брягова (Ибрагима-Болгара) в 1164 г.- сжег "3 города" (ПРСЛ, т.1. СПб., 1846, стр.150). Как известно, русские войска крайне редко брали хорошо укрепленные булгарские города, и уж если это действительно случалось, то называли эти города по имени. Уже поэтому представить себе, что Андрей Боголюбский в 1164 г. взял сразу три разных булгарских города, невозможно. Помимо этого, на пути от Суры до Болгара по Волге (по этому пути всегда двигались русские войска к центру Булгарии) не было в середине XII в. никаких городов, кроме Учеля, который Андрей Боголюбский (как сообщает "Джагфар тарихы") сжег по пути к Болгару-Бряхимову (ДТ, т.I, стр.131). Все это заставляет признать, что летописное "3 города" является русским переводом названия Учель - "Три Города".

9). Существование первоначального названия Казани - "Учель" - и известие "Джагфар тарихы" об основании Учеля-Казани в 1103 г. прямо подтверждается сообщениями русских летописей о нападении новгородского князя Мстислава на "Очелу" в 1111 г. (см. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен, кн.1. М., 1988, стр.680) и о набеге суздальского князя Святослава на волжский город Ошел в 1220 г. (ПРСЛ, т.1. СПб, 1846, стр. 188; и др.). То, что "Очела" и "Ошел" - это Учель-Казань, подтверждается следующим. На всей Волге не было, кроме Учеля, городов, названия которых даже отдаленно

напоминали бы летописные "Очелу" и "Ошел". В "Джагфар тарихы" эти нападения описываются, как набеги русских князей на Учель-Казань (ДТ, т.I, стр.72,153-155). То, что русские летописцы искажали название Учель - неудивительно. Искажение булгарских названий было типичным для русского летописания. Так, северорусский летописец в одном сообщении (о набеге на Учель в 1220 г.) умудрился дважды исказить название Учеля: вначале он назвал Учель "Ошлявой", а затем - "Ошел" (ПРСЛ, т.33. Л., 1977, стр.61-62).

Кроме этого, один русский летописец, сведения которого использует В.Н.Татищев при описании суздальского нападения в 1220 г. на Учель (он называет Учель "Ашла"), именует учельского князя "угорским" (В.Н.Татищев. История Российская, т.4. М.-Л., 1964, стр.357). Слово "угорский" здесь явно является искаженным написанием названия казанского кремля - резиденции казанских беков (князей) "Югары Керман" ("угорский" - искажение "югары") и подтверждает, что сообщения об Ошеле (Очела, Ошлява, Ашел) относятся к Учелю-Казани.

10). Существование названия казанского кремля "Югары Керман", приведенное только "Джагфар тарихы", прямо подтверждается Иваном Глазатым, называющим казанский кремль "Вышгородом" ("Югары Керман" как раз и значит "Верхний город" - т.е. "Вышгород" по-древнерусски) при описании штурма Казани войсками Ивана IV в 1552 г.: "И вбежали казанцы в Вышгород, и не успели в нем запереться; прибежали они на царский двор и в царские палаты и бились с русскими камнями, и дубинками, и обшивочными досками..." (Казанская история.- За землю русскую. Челябинск, 1991, стр.288).

11). Русские летописи подтверждают также данные "Джагфар тарихы" о переименовании Учеля в Газан (Казань) в 1220 г. и Казани - в Болгар аль-Джадид. Так, русская Никоновская летопись под 1229 годом отмечает: "Болгаре, глаголемии казанцы, прислаша к великому князю Юрью Всеволодичу о миру..." - "Булгары, называемые казанцами, прислали к великому князю Юрию Всеволодовичу послов для переговоров о мире..." (ПРСЛ, т.10. М., 1965, стр.98). Под 1376 годом Никоновская летопись сообщает о походе русских князей "(на) Болгары, рекше на Казань..." - "(на) Болгар, как называют Казань..." (ПРСЛ, т.11. М., 1965, стр.25).

12). Иван Глазатый прямо указывает, что город Казань был основан ранее 1164 г., т.к. в этом году Брягов был разрушен и перестал существовать, а Саин Болгарский пришел основывать город Казань из еще существовавшего города Брягова (КИ, стр.48).

К этому добавим, что белокаменная стена Казани XII в., обнаруженная во время раскопок 1977-1978 гг. в Казанском Кремле, очень напоминает (по мнению археолога А.Х.Халикова) белокаменную стену Новгородской Ладожской крепости 1114 года (см. История Казани, кн.1. Казань, 1988, стр.16-17). Как не вспомнить в связи с датой 1114 года дату основания Казани (по "Джагфар тарихы") - 1103 год и год нападения на Учель-Казань новгородского князя - 1111 год!

Мы могли бы продолжить этот список совпадений сведений "Джагфар тарихы" и русских летописей, но, думаем, приведенных данных вполне достаточно для утверждения: сведения "Джагфар тарихы" об основании (в 1103 г.) и ранней истории города Казани подтверждаются - прямо и косвенно - целым рядом сообщений русских летописей, и это превращает их в исторический факт.

Что касается даты "1177 год", выдвинутой в качестве даты основания города Казани некоторыми учеными, то она не только не подтверждается ни одним из известных исторических источников, но и противоречит всем историческим данным. Как известно, оригинал произведения Ивана Глазатого утрачен, и мы располагаем несколькими списками его истории. Дата "1177 год" приводится только в одном из списков "Казанской истории", а в другом списке той же "Казанской истории" имеется иная дата "основания Казани" - 1172 год (ПРСЛ, т.19. СПб., 1903, стр.10). Но дата "1172 год" относится к истории Казани, ее знают и русские, и булгарские источники, как дату нападения суздальского войска князя Мстислава (действовавшего по приказу Андрея Боголюбского) на Булгарию (ПРСЛ, т.1. СПб., 1846, стр.55) и на Учель-Казань (ДТ, т.I, стр.132-133).

А вот дату "1177 год" не знают ни булгарские, ни русские летописи. Возникла она явно вследствие бытования на Руси различных систем летосчисления (разница между ними колебалась от 1 до 5 и даже 10 лет!), путем добавления переписчиком к реальной дате "1172 год" пяти лет, т.е. искусственно. Так что искусственная дата "1177 год" в расчет приниматься не может.

Но и дата "1172 год" также не является тем годом, который указал Иван Глазатый в качестве даты основания Казани. Ведь сам Глазатый, как мы помним, приводил данные об основании Казани Саином ранее 1164 г. (см. пункт 12 настоящей работы), и поэтому никак не мог написать о возведении Саином Болгарским Казани в 1172 г. (и тем более в 1177 г.).

Дата "1172 год" могла относиться у Глазатого только к предложению "И дале тот же князь велики (Андрей Боголюбский - Ф.Н.) повоева" (КИ, стр.48), т.к. поход 1164 г. закончился взятием Брягова, и "дале" (дальше) воевать булгар суздальское войско Андрея могло только в 1172 г. (других походов на Булгарию Андрей не организовывал, а в 1174 г. был убит заговорщиками).

Очевидно, дата "1172 год" располагалась в оригинале "Казанской истории" так: "И дале тот же князь великий повоева в лета 6680 (1172 г.)", но после утраты подлинника труда Глазатого (и, вместе с этим, подлинной даты основания Казани) была превращена позднейшими переписчиками в дату основания Казани (а потом еще и переделана в "1177 год"!).

Итак, весь комплекс рассмотренных нами русских исторических материалов свидетельствует о достоверности только одной из известных науке дат основания Казани - 1103 года, сообщенной сводом Бахши Имана "Джагфар тарихы".

.

Литература: 1. Бахши Иман «Джагфар Тарихы» 1,2,3 том, Оренбург 1997 г.

2.
3.