Смекни!
smekni.com

История города Ростова (стр. 2 из 4)

К первой половине XIII века относится расцвет культурной жизни города. При князе Константине Всеволодовиче в 1216 году становится столицей отдельного княжества, включавшего кроме Ростова, Ярославль, Углич, Бело озеро, Устюг. В городе возобновляется каменное строительство: в 1213 году заложен новый Успенский собор, в 1215 году - церковь Бориса и Глеба на княжеском дворе. Князь Константин был покровителем наук и искусств. Библиофилом был и его современник епископ Кирилл, часть замечательной библиотеки которого сохранилась до наших дней, кроме того, сохранилась и летопись, ведшаяся при епископской кафедре.

В 1238 году Ростов был захвачен войсками хана Батыя.

В XIV веке шло объединение русских земель вокруг Москвы. Московские князья, начиная с Ивана Калиты, постоянно присоединяли к своим владениям и ростовские земли. Этот процесс был завершен в 1474 году при Иване III. Однако, потеряв политическое значение, Ростов еще долго оставался одним из религиозных центров Руси.

В это время в городе продолжает развиваться своя живописная школа. С ростовской епархией связана жизнь и деятельность великого художника второй половины XV - начала XVI века - Дионисия. При кафедре продолжалось летописание, до нас дошло несколько владычных летописей XV века. Особой славой пользовались библиотеки Ростова, крупнейшая из которых находилась в Григорьевском монастыре.

Конец XV - первая половина XVI века - время расцвета ростовской архитектурной школы. Ростовские каменщики в этот период строят во всех концах обширной епархии - от Переславля до Белоозера. Одним из лучших мастеров был Григорий Борисов (Борисоглебский монастырь, Данилов монастырь...).

В конце XVI века ростовские епископы получили титул митрополитов. В городе в те времена шло строительство церковных и гражданских зданий. Предположительно в это время был сооружен и дошедший до нас Успенский собор.

Через Ростов проходил торговый путь, соединявший Москву с северными городами и Белым морем, что способствовало развитию торговли. Значительную роль играла ростовская ярмарка. В XVI веке во времена Ивана Грозного здесь был построен Гостиный двор. Царь не раз бывал в Ростове, город был взят в "опричнину", он стал владением, принадлежащим лично царю.

В 1554 году в Авраамиевском монастыре по указанию Грозного и на средства государственной казны строится Богоявленский собор. Как и храм Василия Блаженного в Москве, это памятник в честь взятия Казани. Вскоре в центре города строится церковь Вознесения, более известная как церковь Исидора Блаженного, сооружаются княжьи терема и Красная палата.

Во время польской интервенции отряды "тушинского вора" - Лжедмитрия II под предводительством Сапеги и Лисовского в октябре 1608 года после ожесточенного боя ворвались в город и разрушили его. Ими был взят и разграблен Успенский собор, похищены драгоценности. Был схвачен и митрополит Филарет Никитич Романов - в будущем патриарх русской церкви, сын которого Михаил в 1613 году стал первым русским царем из династии Романовых.

Через некоторое время Ростов стал восстанавливаться. В 1631-1633 гг. вокруг города построили земляные валы длиной 2,7 км и высотой более 9 м. Во второй половине XVII века в Ростове широко строятся каменные храмы, монастыри, гражданские здания. Митрополит Иона Сысоевич развернул грандиозное возведение Ростовского кремля. Строительство, начатое в 70-х годах XVII века, продолжалось 30 лет.

Кроме кремля в Ростове и его окрестностях представляют интерес и другие памятники старины: Авраамиев и Спасо-Яковлевский монастыри, колокольня села Поречье-Рыбное, деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне.

На весь мир знамениты ростовские колокола. Если кремль считается первым чудом Ростова, звоны - вторым, то третье чудо, безусловно, финифть - искусство письма по эмали.

Города, как люди: у каждого своя судьба. Одни - из простых приобретают значимость, другие, некогда процветавшие, - теряют былую славу.

Ростов Великий или, как его еще именуют, Ростов Ярославский - один из древнейших русских городов. Он старше Москвы почти на 300 лет, ровесник Киева и Новгорода. Ростов на озере Неро упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом, когда на Русь был призван родоначальник династии русских князей - Рюрик.

Уже с XII века город именовался Великим. Такое поименование означало не размер города, а величину светской и духовной власти, сосредоточенной в одном месте. Со времени утверждения на русской земле христианства и до конца XVIII века Ростов являлся центром епархии.

В истории города отразились и яркие страницы, и трагические события. Был он столицей Залесья, потом - центром удельного княжества. В XIII веке захвачен монголо-татарами, в XVI веке взят в опричнину Иваном Грозным, а в начале XVII века разорен польско-литовскими интервентами. Особенно много сделал для города при его восстановлении митрополит Иона Сысоевич. При нем была возведена резиденция Ростовских митрополитов, которую с XIX века стали именовать Ростовским Кремлем. С его легкой руки прямо здесь отливались колокола.

Архитектурный ансамбль Ростовского кремля строился около 30 лет и дошел до нашего времени во всей своей величавой красе. Многообразию архитектурных форм вторит колокольный звон. Ростовские звоны славились по всей Руси. Они имели свои специальные названия: Егорьевский, Акимовский, Ионофанский. Самый торжественный - ионический. Этими звонами восхищались французский композитор Гектор Берлиоз и русский певец Федор Шаляпин. И сегодняшние посетители Ростовского кремля могут послушать мелодичное звучание русских колоколов.

Ростовский кремль

В настоящее время в архитектурном ансамбле города доминирует уникальный комплекс Ростовского кремля (1670-1683 гг.). К крепостной стене кремля примыкает городская площадь с величественным пятиглавым Успенским собором (1589 год), где почивают мощи ростовского князя Василька, трагически погибшего в битве с монголо-татарами на реке Сити. Рядом с храмом - четырехглавая звонница с пятнадцатью знаменитыми ростовскими колоколами, отлитыми на протяжении XVII-XIX веков (в их числе колокола "Сысой", "Полиелей", "Лебедь").

В кремле, вокруг главного двора с прудом в центре, сосредоточены основные церковные, административные, жилые и хозяйственные постройки, соединенные арочными переходами: Красная палата ("Хоромы для пришествия великих государей"), Белая палата с домовой церковью Спаса на Сенях и Княжьими теремами, трехэтажный Самуилов корпус и другие сооружения. Нигде, кроме Ростова, не встретишь доведенных до такого совершенства надвратных храмов. По стенам кремля можно, не сходя на землю, не только пройти во все храмы, но и обойти другие строения: настоящая средневековая крепость. Здесь снималась знаменитая сцена погони из кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию". Сейчас в кремле располагается Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль".

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен со стороны въезда из Москвы. Основан в XIV веке ростовским епископом Иаковом. Первый каменный храм - пятиглавый Зачатьевский собор - был построен в 1686 г. В соборе сохранились фрески к. XVII века. Во 2-ой пол. XVIII века сооружены келейные корпуса, колокольня и ограда, на средства графа Н.П. Шереметьева возведен огромный Димитриевский собор (1799-1801 гг.). В 1836 г. была построена церковь, освященная в честь основателя обители - Яковлевская.

В храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, а Иакова под спудом. Здесь же - чудотворная Ватопедская икона Божьей Матери, келейная икона св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь. В состав монастыря вошел и бывший девичий монастырь Спаса на Песках (Княгинин), основанный вдовой ростовского князя Василька Марией, погребенной здесь в 1271 г. Ныне монастырь вновь стал действующим.

На другом конце города, со стороны дороги на Ярославль, на берегу озера, расположен Авраамиев Богоявленский монастырь - самый древний монастырь Северо-Восточной Руси. По преданию, основан св. Авраамием в к. XI века на месте языческого капища. Первый оплот христианства в Залесье. Главный монастырский храм - Богоявленский собор (1553 г.) - построен царем Иваном Грозным в честь взятия Казани. В настоящее время - действующий монастырь.

История археологического изучения

Ростов Великий является уникальным археологическим памятником. Консервирующие свойства грунта многовековых отложений Ростова позволяют сохраняться в нем органическим остаткам жизни людей. В 20-м столетии культурный слой (КС) Ростова (древней части города) не подвергался сильным разрушениям в связи с новым строительством и проведением коммуникаций.

Первые археологические исследования в Ростовa относятся к 1884 году. В это время, при замене старого чугунного пола, комиссией Московского Археологического общества были предприняты попытки найти княжескую усыпальницу. Поставленная цель достигнута не была. В ходе работ обнаружен придел св. Леонтия 1161-1162 гг., в котором найдены фрагменты фресок того времени и белокаменная рака св. Леонтия, подаренная собору Андреем Боголюбским. Впоследствии по материалам раскопок придел был восстановлен.

В 20-е годы XX века Д.И. Эдингом и Д.А. Ушаковым на левом берегу р. Уницы и на Рождественском о-ве были открыты и исследованы многослойные поселения неолитического времени, эпохи бронзы и раннего железного века. Кроме того, в 1928 году Д.А. Ушаковым проведено обследование южного крыльца Успенского собора, с целью изучения сохранности фундамента здания. В 1939 году аналогичные работы провел Н.Н. Воронин. Он же, уже в 1954 году продолжил исследования в интерьере собора и выявил кладки соборов 12 и 13 веков. В последующие 2 года Воронин Н.Н. провел масштабные исследования в Кремле и около церкви Бориса и Глеба (цБГ). Были обследованы: территория бывшего "Григорьевского Затвора" (где обнаружены остатки здания, объяснившие появление "кармана" в постройке Кремля конца XVII века); вал 1632 года и цБГ 1762 года. Кроме того, внутри Кремля велись поиски исчезнувших частей зданий конца XVII века. Работы у Успенского собора позволили дать точную реконструкцию основного объема собора XII века. В это же время, на материалах зачисток стенок траншеи по ул. Декабристов были установлены границы мерянского поселка и домонгольского города.