Смекни!
smekni.com

История строительства Кремля (стр. 3 из 4)

Когда Москва стала столицей объединённого Русского государства, собор показался Ивану 3 Васильевичу слишком маленьким и тесным (в это время в нём было 24 гробницы), потому старый приказал разобрать до основания и на его месте заложить новый. В мае 1505 года это и было сделано. Строителем собора был миланский архитектор Алевиз Фрязин Новый. Построен уже после смерти царя в 1507 году и освящен 8 ноября 1509 года митрополитом московским Симоном. Архитектор смело ввёл в постройку элементы присущие итальянскому зодчеству. Древнерусский аркатурно-колончатый пояс он занятым профилированным карнизом, который как бы делит здание на 2 яруса. Высота его около 34 метров. Стены прямые, гладкие и оканчиваются под кровлей рельефными полукружиями в виде раковинами. У собора двое ворот северные и западные, причём рядом с ними есть небольшие двуколонные паперти.

Собор внешне больше напоминает дворцовую постройку, чем храм. В интербере храма - роспись 1652-66 годов, которые были отреставрированы в 1953-55 годах, резной деревянный позолоченный иконостас с иконами 15-17 веков. В соборе 54 погребения, 46 белокаменных орнаментированных надгробий. Там покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван 3, Иван 4 Грозный.

Благовещенский собор.

Основал этот собор князь Василий Дмитриевич в 1397 году. Великий князь Иван 3 Васильевич при постройке храмов и заложении новых зданий в Кремле приказал этот храм разобрать и заложить новый, который и был заложен 6 мая 1484 года. Через 5 лет храм построили и 9 августа 1489 года освящен митрополитом Геронтием. Собор строили вызванные из Пскова русские мастера Кривцов и Мышкин. По своему наружному виду собор очень красив и как пологают, построен по образу греческих храмов 10 века. Он увенчан девятью золотыми куполами и такими же решётками около верхних открытых галерей. Нижний ярус с трёх сторон обнесён широкой крытой галереей или папертью. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Северный и западный входы украшены белокаменными резными позолоченными порталами. В иконостасе иконы 14-17 веков (в том числе Андрея Рублёва и Феофана Грека).

В 1697 года государь Пётр Алексеевич приказал собор обновить, но к 1770 году вновь появилась в этом надобность. Это было сделано по велению Екатерины 2..

Успенский собор.

Основание положено 4 августа 1326 года, когда св.митрополит Пётр перенёс в Москву церковный центр. В таком виде храм существовал 145 лет. По указанию Ивана 3 Васильевича старый храм разобрали, а 30 апреля 1472 года заложили новый. Постройка продолжалась два года, но 21 мая 1474 года неожиданно обвалилась. Иван 3 выписал Аристотеля Фиорованти, который и закончил собор в 1479 году. 12 августа того же года храм осветил митрополит Геронтий. Образом для храма послужила постройка Успенского собора г.Владимира.

Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из 3 полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел - Михаил и ангел-хранитель. Выше в арки вписаны лики святых. Над ними изображены фрески с богоматерями и младенцами, которые исполнены неизвестными художниками. В соборе венчались на царство русские цари, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, оглашались важнейшие государственные указы. В Успенском соборе находится усыпальница московских митрополитов и патриархов.

Церковь Ризположения.

Эта небольшая церковь находится около западных дверей Успенского собора. Основание церкви положил св. Митрополит Иона в 1451 году по случаю. Спасения Москвы от татар. Это произошло в праздник Положения Ризы Богородицы. Новую церковь строили псковские мастера Кривцов и Мышкин два года (старая в 1473 году сгорела). 31 августа 1486 года её осветили, она была домовой митрополичьей церковью. С южной стороны этой церкви есть крыльцо, ведущее к особо почитаемому лику Печерской Божьей Матери (копия, подлинник в Киево-Печорской Лавре). Северная дверь церкви выходит в сени, принадлежащие к бывшему некогда женскому отделению теремов. Из этих сеней устроено крыльцо, ведущее к западному входу Успенского собора. Церковь несколько раз горела, поэтому тут не осталось ни каких древних вещей кроме четырех огромных подсвечников, которые пожертвованы патриархом Иосифом. После нашествия французов церковь вновь освящена.

Памятники литейного искусства.

Царь - колокол.

У этого гиганта был свой дед и свой отец. Дед был отлит в царствование Бориса Годунова. В один из пожаров колокол упал и разбился. Из его обломков в царствование Алексея Михайловича был вылит отец нынешнего Царь-колокола. Новый колокол снова повесили на особых деревянных подмостках около колокольни Ивана Великого. Этот колокол отлит в 1654 году, весит он чуть больше 131 тонны. Но и этот колокол стал жертвой пожара в 1701 году. Долго его осколки лежали в Кремле, возбуждая интерес и удивление. Императрица Анна Иоановна пожелала его восстановить в ещё больших размерах. Нашла мастеров - отца и сына Моториных. При первых попытках отливки их постигла неудача. Моторины опять принялись за работу, однако вскоре отец умер, оставив эту работу сыну. 25.11.1735 года литьё благополучно завершилось, над колоколом работали с 1733 года. Его вес 200 тонн, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метра.

Царь-колокол после отлития до весны 1737 года, находился в той же яме, где и был сделан. 29 мая вспыхнул ужасный пожар, известный как Троицкий. Загорелась деревянная конструкция, на которой стоял колокол. При их тушении на него попала вода, и из-за перепада температуры один край откололся (его вес 11,5 тонн). В 1836 году Царь-колокол был поднят и водружен на каменный постамент (архитектор О.Монферран). Колокол не имеет себе равных не только по весу, но и по литью. Корпус украшен изображениями Алексея Михайловича и Анны Иоановны, пятью иконами, рельефным орнаментом и двумя надписями, излагающими историю его отливки.

Царь-пушка.

Это самое большое по калибру орудие в мире. Она была отлита мастером пушечного двора Андреем Чоховым в 1586 году. Как показали исследования специалистов, Царь-пушка вовсе не пушка, а мортира. В старину не было деления на пушки, гаубицы и мортиры. Пушками тогда называли все орудия. Царь-пушка была установлена в Китай-городе перед Спасскими воротами для защиты Кремля и переправы через Москву-реку (сведений об участии её в боевых действиях отсутствуют). Длина пушки 5,34 метра, калибр 890 миллиметров, толщина ствола 15 сантиметров, вес 40 тонн. На ней изображен царь Федор Иванович. Декоративный лафет отлит в 1835 году, примерно в то же время изготовлены пустотелые чугунные ядра, лежащие у подножья пушки.

Потешный дворец.

Находится между Троицкой и Комендантскими башнями. Стоит на месте хозяйственных построек, уничтоженных в начале 17 века.

Царь Алексей Михайлович, любивший охоту, приказал построить Потешный дворец. Вполследствии он отдал его своему тестю боярину Илье Даниловичу Милославскому. В 1679 году Потешный дворец был переделан и увеличен за счет деревянных хором и теремов. Как гласит предание, здесь Пётр 1 получил своё первоначальное образование. В начале 19 века дворец опять переделали, только для помещения коменданта. В 1809 году пристроили два каменных корпуса, один из которых выходит к Троицким воротам. Построили дворец в 1652 году, но мастер остался неизвестным. Стиль дворца - старинный, смешанный, верхний ярус образует терем с византийскими арками.

Потешный дворец - единственный сохранившийся архитектурный памятник боярского Кремля.

Грановитая палата и Красное крыльцо.

Грановитая палата построена по велению князя Ивана 3 Васильевича итальянцами Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах, является одним из первых гражданских сооружений. Здание отличается большим убранством фасада, который облицован четырехгранным белым известняком (отсюда название палаты). Подлинным архитектурным шедевром является второй этаж. Это огромный квадратный зал, площадью 495 квадратных метров с крестовыми сводами опирающимися на центральный столб. Днём зал освещался через 19 окон, а вечером четырьмя круглыми масляными люстрами. Грановитая палата была построена для торжественных церемоний: здесь устраивались торжественные приёмы, отмечались победы русских войск. В наши дни в Гранавитой палате происходят официальные правительственные приёмы, заседания государственного значения, вручают награды.

Красное крыльцо имеет историческое значение. На его ступенях стояли наши государи, когда народ приходил поклоняться им. Здесь в летние дни играли царские дети. Отсюда же государи шевствовали в Успенский собор для обряда коронования. Потом у Красного крыльца, под Грановитой палатой, находилась гаупвахта.

Патриарший дом.

Первые митропаличьи палаты появились здесь в середине 15 века, их сменили более поздние постройки, которые в свою очередь были смещены дворцом, выстроенным патриархом Никоном в 1656 году и сохранившимся до наших дней. Дом построен в три яруса с вышкой, и в нём с 1639 года размещалась Греко-латинская-славянская школа. Здесь (в палатах) были личные покои митрополита.

При Петре 1 произвели изменения: особенно выделяется Крестовая палата дворца, где хозяин принимал наиболее именитых гостей. Она представляла собой зал в 280 квадратных метров, перекрытый деревянными сводами (правда, не сохранившимися).

Арсенал.

Строгое и выразительное здание сочетающееся со стенами Кремля, расположено между Никольской и Троицкой башнями. Арсенал был заложен по приказу Петра 1 в 1701 году, на месте бывших житных дворов как склад для военного снаряжения и оружия. Архитектор Д.Иванов и Х.Конрад с участием автора Сухаревской башни М.Чоглокова строили его с перерывом с 1701 по 1706 годов. Здание в форме трапеции, с двумя въездами, оформленными порталами и с внутренним двором. В 1737 оно сильно пострадало во время пожара. В 1757 году Д.Ухтомский восстановил Арсенал, но в 1812 году был взорван. Современный вид здание приобрело в 1816-1828 годах при восстановлении Кремля архитектором О.Бове. Пётр хотел создать при Арсенале музей, для чего вышел указ о том, чтобы все захваченные пушки свозились к зданию. Несколько попыток не увенчались успехом. Осталось лишь 875 пушек, отбитые у Наполеона (выставлены в середине 19 века), пушки российских мастеров (выставлены в 1960 году). Во время последних реставрационных работ в Кремле отреставрировали и пушки. У южных ворот находятся мемориальрые доски в память воинской комады Арсенала, растрелянной в 1917 году юнкерами, а также воинов кремлевского гарнизона, погибших при защите Москвы и Кремля от фашистских самолётов.