Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 2 из 5)

Когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей (с учетом всего сказанного выше, в том числе и с учетом фиксированного дохода каждого из них), наступает эконо­мическое равновесие, говорит Вальрас. Отсюда он делает шаг к исследованию того, что представляет собой общее рыночное равно­весие. Дело в том, что каждый потребитель и каждый производитель (каждый покупатель и каждый продавец) не совершают свои дейст­вия изолированно, в отрыве от всех своих коллег и всех процессов, происходящих в экономике.

В экономике все переплетено. Все процессы взаимосвязаны. Ка­ждая оценка зависит от других оценок, но и сама влияет на них. Здесь в непрерывной иг­ре постоянно воздействуют друг на друга цены, издержки, спрос, предложение и пр. При этом какое-то событие в одной отрасли, или в одном секторе экономики, или в одной группе потребителей (или продавцов) может вызвать подчас следствия в совершенно иной сфе­ре экономики, казалось бы, совсем не связанной с первой.

Экономисты различают два типа взаимозависимости: взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Каждый из них может быть отмечен и в области спроса, и в области производства. Взаимозаменяемость редко бывает полной, поэтому обычно один из таких товаров предпочтительнее другого (все зависит от их оценки поку­пателем).

Взаимодополняющие блага — это такие, которые люди по обык­новению желают или должны потреблять совместно. Труд и рабочие машины могут в одних случаях быть взаимоза­меняемыми ресурсами, в других же случаях — взаимодополняющими. То же самое можно сказать о труде и земле, капитале и земле. Отметим, что классики считали все три ресурса только взаимо­дополняющими, а неоклассики (начиная с Тюнена) стали рассмат­ривать их как в определенной мере взаимозаменяемые.

Экономисты выработали более четкие определения обоих типов зависимости. Применительно к товарам один или другой тип зави­симости определяется в соответствии с тем, как изменяется спрос на один товар при изменении цены другого (считая доход потреби­телей неизменным). Если цена одного товара снижается и при этом уменьшается спрос на второй товар, значит, они оба взаимозаменяемы. Если снижение цены одного товара вызывает рост спроса на второй, значит, эти товары взаи­модополняющие, На самом деле взаимозаменяемость товаров гораздо шире, это вытекает из того, что покупательный фонд потребителя всегда ограничен его доходом. По­требителю всегда приходится делать выбор: на что лучше потратить свой доход, чтобы достичь максимальной совокупной полезности. В условиях инфляции, которая обесценивает наши доходы, мы часто замечаем, что потребление одного товара приходится заменять по­треблением другого, не столь качественного, но зато более дешевого и при этом все же удовлетворяющего соответствующую нашу по­требность.

Если мы хотим получить действительно достоверную функцию спроса (или предложения) для товара "икс", в эту функцию следует включить не только цену данного товара, но и цены всех товаров. Ибо мы заранее не знаем, в каком отношении находится товар "икс" с лю­бым другим товаром и находится ли он с этим товаром в каком-ли­бо из двух отношений взаимозависимости вообще.

Теперь мы можем подступиться к одному из главных теоретиче­ских достижений Вальраса — его теории общего рыночного равно­весия.

Уравнения Вальраса охватывают экономику целой страны — весь ее рынок. Предполагается (для простоты), что экспорт и им­порт отсутствуют.

Мы имеем экономику с многими видами товаров и несколькими вида­ми факторов производства — землей, трудом, капитал. Теперь можно поговорить о рыночном равновесии.

В чем проблема равновесия?

Равновесная цена устанавливалась на уровне равенства пре­дельных полезностей одного и другого товара.

Теперь ситуация стала иной.

У каждого из участников своя функция спроса на каждый товар его партнеров и своя функция предложения своего товара. Таким образом, теперь мы имеем множество функций предложения и функций спроса. И каждая из них зависит от всех остальных.

Значит, требуется найти некое равновесное количество продукта, при котором предельный расход ресурсов будет равен предельному доходу от продажи продукта.

Даже в простой модели экономики становится очень непросто установить цены и производство на уровне равнове­сия. И даже при достижении равновесия здесь могут происхо­дить разнообразные колебания с отклонениями и возмущениями. А каким образом это все происходит в современной стране с много­миллионным населением?

Вальрас поставил задачу следующим образом:

требуется определить: при каких ценах будет достигнуто равно­весие спроса и предложения по всем трем товарам и какое количе­ство каждого товара отвечает состоянию равновесия?

Важное уточнение: мы должны принимать во внимание, что и ресурсы производства имеют свою цену, которая влияет на цены то­варов. Когда речь идет о настоящей экономике, цена земли выража­ется рентой, а цена труда — заработной платой.

Закон Вальраса не используется для вычисления цен и других показателей. Нужен За­кон Вальраса для рассуждении.

О чем говорит этот закон? Он гово­рит о том, что в состоянии рыночного равновесия совокупный спрос равен совокупному предложению.

Вся суммарная выручка от продажи всех продуктов явля­ется суммой вознаграждений всех факторов, используемых в хозяйстве.

О том, что совокуп­ные доходы равны совокупным расходам.

Однако такая словесная формулировка напоминает тождество Сея.

Действительно, Закон Вальраса сильно напоминает Закон Сея в варианте "тождества".

Вальрас имел в виду народное хозяйство современной страны, где многие тысячи производителей поставляют на рынок сотни тысяч видов товаров, покупаемых миллионами потребителей. Так что За­кон Вальраса нужно записать в общем виде:

сумма всех pjFj = сумме всех viGi,

Ресурс i — это любой ре­сурс. Если всех ресурсов s, тогда i = 1, 2, 3, ..., s /

Продукт i — это любой продукт. Если всех продуктов n, тогда i = 1, 2, 3, ..., s

F –функция спроса. G – функция цены.

В полном математическом облачении — Закон Вальраса вы­глядит так:

В левой ча­сти тождества стоит рыночный спрос на все продукты и ресур­сы, а в правой части — рыночное предложение всех продуктов я ре­сурсов.

Вальрас включил в перечень товаров не только потребительские блага и факторы производства, но также и деньги. В этом отличие его от Сэя.

Выражение (8) представляет собой фактически систему уравне­ний типа

p1F1=p1G1;

p2F2=p2G2

............. (итд). (2)

Число неизвестных в системе (2) равно числу уравнений. Систе­му (2) можно решить обычными алгебраическими методами и най­ти цены, отвечающие условиям равновесия спроса и предложения. Затем эти равновесные цены можно подставить в уравнения типа (1) и получить такие количества продуктов, которые удовлетворяют условиям рыночного равновесия.

Однако дело обстоит не так просто. Если взглянуть на систему (2), со­образим, что в этой системе одно уравнение не является независи­мым. Вальрас выразил эту мысль в такой форме: если удовлетворяются все уравнения, кроме одного, то и оно должно удовлетворяться.

С другой стороны, в уравнениях Вальраса присутствует такой ин­тересный вид товара, как деньги. В данном случае он интересен тем, что цена его известна заранее, до решения системы уравнений. И равна она 1.

Действительно, если цена единицы обычного товара составляет столько-то рублей, то цена одного рубля равна одному рублю. Сле­довательно, число неизвестных тоже уменьшается на одно, отчего можно снова утверждать, что система уравнений имеет одно решение. Вальрас был удовлетворен.

Только позднейшие исследователи выяснили, что дело обстоит не столь гладко. Во-первых, выдвигались соображения формально-мате­матические. Например: может оказаться, что все корни системы — нулевые или часть из них — мнимые числа и т.п. Но такие вещи ед­ва ли могут иметь место, если правильно задать функции спроса и предложения (данное утверждение все равно еще нуждается в дока­зательстве).

Сложнее обстоит дело в том случае, если часть корней системы уравнений окажется отрицательными числами. Отрицательные це­ны, например, — это что такое? Нулевая цена имеет экономический смысл — она означает отсутствие ценности у данного товара, он дар­мовой или никому не нужен. Отрицательная же цена, по-видимому, не имеет экономического смысла.

Заслуга Вальраса состоит не столько в том, что он решил проб­лему, сколько в том, что он ее поставил. Благодаря математической формулировке условий рыночного равновесия стало возможным изу­чать проблему строгими методами (чего не давал Закон Сэя).

Последующие ученые задавались вопросом о том, существует ли единственное решение системы Вальраса с неотрицательными кор­нями. Экономически это означает: возможно, ли полное рыночное равновесие на деле? Следующий вопрос если такое решение существует, насколько оно устойчиво при изменениях параметров урав­нений?

Экономически это означает если рыночное равновесие дос­тижимо, то может ли оно быть устойчивым и при каких условиях?

Исследования продолжались в 30—50-х гг. нашего века, когда были доказаны основные теоремы существования. Но и до сих пор в этой области еще имеются зоны, открытые для изучения. Другое направление исследований, куда открыл дверь Вальрас, связано с денежной теорией. Эти и многие другие вещи были вы­яснены учеными, которые отталкивались от Закона Вальраса.