Смекни!
smekni.com

Казанский Кремль (стр. 2 из 3)

Далее по правой стороне улицы Шейнкмана тя­нется длинное двухэтажное здание с несколькими проездами, построенное в 1780—1785 гг. казанским архитектором В. И. Кафтыревым и оформленное в типичном стиле казенных строений конца XVIII—начала XIX вв. Раньше здесь находились присут­ственные места и губернское правление.

Примерно в районе первых проездных ворот этого здания в XV—XVI вв. проходил ров и крепостная стена татарской Казани. Он был еще виден во второй половине XVI и начале XVII вв. До этого рва в 1568 г. были доведены с юга каменные стены Кремля. Ото рва на север площадь Кремля расширя­лась до 260 м и уже имела несколько параллельных улиц — Сергеевскую, Большую, Дмитриевскую и Бла­говещенскую.

По левую сторону улицы Шейнкмана почти до конца Кремля тянется трехэтажное здание, построен­ное в 40—50-е гг. XIX в. по исправленному Ни­колаем I казарменному проекту. В 20-е годы XX в. здесь располагалась татаро-башкирская военная школа, позднее Казанское пехотное училище, кото­рым командовал Герой Советского Союза генерал-полковник М. П. Кирпонос, погибший при обороне Киева в 1941 г. Маршал Г. К. Жуков характеризовал М. П. Кирпоноса как первоклассного командующего войсками. На стене здания в память о М. П. Кирпоносе установлена мемориальная доска. В XVIII — первой половине XIX вв. между кремлевской стеной и местом описываемого здания нахо­дился арсенал, где в 1812—1815 гг. располагался один из крупнейших в России пушечных заводов. Здесь чинились поврежденные пушки, привозимые из армии, изготовлялись новые орудия и устройства к ним.

Направо по улице Шейнкмана перед небольшим сквером возвышается белое здание бывшего Благо­вещенского собора — одного из древнейших сооружений Казани. Еще в октябре 1552 года через несколько дней после взятия города Иван Грозный заложил на этом месте деревянную церковь. В 1555 г. была организована Казанская епархия, а в 1556 г. под руководством псковских мастеров Ивана Ширяя и Постника Яковлева началось сооружение на месте деревянной церкви белокаменного пятиглавого шестистолпного собора с пятью апсидами. Здание было построено к 1562 г., на его возведение, как сообщает Казанская писцовая книга того времени, было из­расходовано «1148 рублей 24 копейки с полушкою, да железа куплено на 100 рублей».

В формах и конструкции собора ощущается влия­ние стилей псковского (трактовка апсид, орнамен­тальная обработка барабанов), владимирского (архи­тектура под окнами барабанов и стен) и московского (килевидные завершения верха стен) зодчества. Вну­три здания потолки опирались, как и в Успенском соборе Московского кремля, на круглые колонны, а переход к главному куполу оформлен тромпами, характерными для мусульманского зодчества. Воз­можно, так были оформлены переходы в большой казанской мечети Кул-Шариф, имевшей пять мина­ретов и вмещавшей одновременно более тысячи чело­век. Во второй половине XVI века руины этой мече­ти упоминаются в письменных источниках рядом с Благовещенским собором. В 1691, 1736 гг. собор подвергся перестройкам, а в 1835—1843 гг. с запа­да к собору приделали огромный пристрой.

Как писал один из историков Казани, «в течение трех веков прикосновение руки людей, не обладав­ших вкусом и умением древних наших зодчих», пол­ностью исказило один из шедевров русского зодче­ства XVI века. Еще более безобразный вид он приоб­рел в XIX веке, когда с восточной стороны собор переходами соединили с двухэтажным (третий этаж надстроили в 30-е годы XX в.) архиерейским домом. Южнее архиерейского дома располагалось здание духовной консистории, которая проводила безжалостную политику христианизации в Среднем Поволжье.

От здания бывшей духовной консистории на во­сток открывается панорама набережной Казанки, улиц Б. Красной, Федосеевской. Среди оставшихся от XIX в. деревянных зданий, корпусов и стен быв­шего Казанского монастыря возвышаются новые постройки жилых домов, школ, административных зданий.

Непосредственно около стены располагается ком­плекс зданий казарменного типа (ул. Батурина, 7), где в XIX — начале XX вв. находилась пересыльная тюрьма. В XVIII в. здесь стояла обнесенная высоким забором деревянная так называемая «черная» тюрь­ма при губернской канцелярии, где был заключен яицкий казак Емельян Пугачев, бежавший отсюда в мае 1773 г. и возглавивший большое восстание ка­заков, крестьян и уральского работного люда. В де­кабре 1887 г. сюда, уже в каменную пересыльную тюрьму, вместе с 33 другими студентами Казанского университета был доставлен под охраной жандармов Владимир Ульянов. В июле 1889 г. после разгрома одного из первых в России марксистских кружков в эту тюрьму был помещен руководитель кружка Н. Е. Федосеев, которого впоследствии В. И. Ленин охарактеризовал как «необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу револю­ционера». Почти напротив описанного здания от нижней части кремлевского холма начинается ули­ца имени Н. Е. Федосеева (Федосеевская, в прошлом Нижне-Федоровская и Засыпкина), в одном из домов которой (дом Воротникова) 1 декабря 1887 г. прохо­дило конспиративное совещание студентов универси­тета и ветеринарного института. На нем обсуждался план проведения студенческой сходки, активным участником которой был и Володя Ульянов.

К северу и северо-востоку от Благовещенского собора находятся сад и двухэтажное здание. При­мерно на этом месте до 1552 г. располагался ханский двор, огороженный высоким забором, — казанский «вышград». Археологические раскопки, проведенные в 1973—1975 гг., показали, что здесь же находилась и древнейшая Казань.

Одним из наиболее примечательных архитектур­ных памятников Кремля и Казани является леген­дарная башня Сююмбике, ставшая своеобраз­ным символом города. Это сложенная из большемерного красного кирпича, характерного для XVII ве­ка, семиярусная башня высотой в 58 м (70 м над уровнем Казанки). Нижние три яруса прямоуголь­ной формы. Они завершаются открытыми круговыми террасами и невысокими парапетами по краям. Пер­вый ярус, занимающий площадь в 140 кв. м, имеет проездные ворота. Интересно оформление его лице­вых стен колоннами, завершенными, как и в булгарских постройках, капителями в виде консолей-сталактитов. Четыре верхних этажа восьмигранные, причем шестой имеет характер усеченного шатрово­го покрытия, завершенного также восьмигранной дозорной вышкой-фонарем. Последняя напоминает завершения татарских мечетей как каменных, так и деревянных. Ближайшие аналогии мы можем наблю­дать в Боровицкой башне Московского кремля, по­строенной в XVII в. и являвшейся, как и башня Сююмбике, дозорной вышкой. Археологические исследования, проведенные в районе фундамента баш­ни, показали, что он заложен уже в русском слое. Поэтому время сооружения этого великолепного зда­ния надо отнести к XVII в., может быть, к 1645 г., как об этом писал татарский просветитель Каюм Насыри. Вместе с тем указанные булгаро-татарские параллели дают основание полагать участие в его строительстве и татарских мастеров.

Название башни легендами связано с именем ка­занской царицы Сююмбике — дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских ца­рей: Джан-Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь находилась до 1551 г., когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была отправлена в Москву. По описанию очевидцев, «народ казанский с большой скорбью про­водил царицу», мечеть же, где был погребен опла­киваемый ею муж Сафа-Гирей, была названа ме­четью Сююмбике. Возможно, остатки мечети находи­лись рядом с позднее построенной башней, на кото­рую традиционно и перешло название.

Есть и более поэтические легенды о названии баш­ни. Одна из них гласит, что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике, при­слал в Казань послов с предложением ей стать москов­ской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском под город, осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попро­сила построить за семь дней в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство — в первый день построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день — второй и т. д. Наконец, к исхо­ду седьмого дня башня была построена и начался сва­дебный пир. Сююмбике попросила разрешение поднять­ся на самый верх башни, чтобы обозреть город и по­прощаться с его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню ее именем.

Ныне силуэт башни часто используется как ар­хитектурная эмблема города — ее мы видим на от­крытках, значках, сувенирных изделиях. Башня Казанского вокзала в Москве более или менее точно воспроизводит башню Сююмбике, что, очевидно, по замыслу архитектора, должно было указывать на­правление железной дороги.

Рядом с башней Сююмбике находится квадратное двухъярусное здание бывшей дворцовой церкви, построенное, по мнению ряда исследователей, на месте так называемой Муралеевой (искаженное имя Нур-Али, влиятельного казанского князя) мече­ти. На старинном плане Казани 1708 г. на этом месте показана «церковь, обращенная из мечети». Фундамент здания, сложенный из крупных отесан­ных известняковых блоков, напоминает фундамент булгаро-татарских построек.

В 1849 г. казанский архитектор А. И. Песке про­извел реставрацию церкви и соединил ее крытой галереей с построенным в 1845—1849 гг. по проек­ту московского архитектора К. А. Тона (создателя Большого Кремлевского дворца в Москве) губер­наторским дворцом. Это здание построено в характерном для конца николаевской эпохи лож­ном византийско-русском стиле. Здесь после Фев­ральской революции 1917 г. одно время находился Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

От башни Сююмбике в конце улицы Шейнкмана спустимся по пологому склону к Тайницкой башне. Археологические раскопки показали, что в конце спуска в XV—XVI вв. проходила кремлев­ская стена татарской Казани, а на месте Тайницкой стояла так называемая Муралеева башня с проезд­ными воротами. В 1556—1560 гг. при строительстве нового кремля здесь также была поставлена проезд­ная башня, названная по имени располагавшейся в башне церкви Воскресенской. Однако это название вскоре было забыто, поскольку здесь, как считалось в народе, в 1552 г. от Муралеевой башни был про­рыт осажденными подземный ход к тайному ключу. До 30-х годов XX века этот ключ еще выбивался несколько восточнее башни. В сентябре 1552 г. тай­ный ход был взорван подкопом, проведенным на расстоянии 80 саженей (160 м)от так называемой Даировой (Тахировой) каменной бани, располагав­шейся на берегу одного из рукавов Булака под го­родской стеной. По описаниям очевидцев, подкоп вели в течение 10 дней казаки отряда Ардашева под руководством английского инженера Бутлера. На десятый день в конце подкопа услышали голоса людей, ходивших тайным ходом к ключу. Тогда осаждавшие вкатили 11 бочек с порохом и взорвали подземный ход и часть кремлевской стены.