Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (стр. 4 из 5)

--------------------------------

<*> См.: Ветров Н.И. Преступления против конституционных прав и свобод граждан // Уголовное право: Особенная часть / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1998.

<**> Репутация - это общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. С. 677.

<***> См.: Ветров Н.И. Указ. раб. С. 159-160.

Специализированное законодательство против посягательств на неприкосновенность частной жизни достаточно хорошо развито в ряде западных правовых систем. Основываясь на нем, суды осуществляют активную защиту частной жизни. Анализ национального законодательства ряда Европейских стран демонстрирует различные подходы к ее защите в административной, гражданско-правовой и уголовно-правовой сферах. Несмотря на то что большинством стран приняты законы, включающие, например, условия ограничения собирания персональных данных для третьих лиц, существуют существенные различия, касающиеся регулирования и защиты сферы частной жизни. Эти различия касаются оснований наступления юридической ответственности, области применения, а также процессуальных аспектов.

Сравнительный анализ законодательства ряда Европейских государств в сфере обеспечения права на неприкосновенность частной жизни позволяет выделить четыре основных вида его нарушений <*>.

--------------------------------

<*> Guidelines on the Protection of Privacy and Transborder Flows of Personal Data//http://www.oecd.org/dsti/sti/i/secur/prod/ PRIV-EN.HTM.

1. Первая основная группа правонарушений против неприкосновенности частной жизни включает в себя деяния, направленные на нарушение конфиденциальности информации о частной жизни лица, такие деяния, как незаконный доступ или распространение личных данных; противозаконное использование таких данных; незаконное введение, модификация и/или фальсификация данных с намерением вызывать материальный ущерб, а также предоставление заведомо ложных данных; незаконный сбор, запись и/или хранение данных о частной жизни лица.

2. Вторую группу правонарушений составляют деяния, состоящие в нарушении различного рода юридических требований по порядку деятельности организаций, учреждений, фирм и компаний, имеющих дело с конфиденциальной или иной персональной информацией. В отличие от правонарушений первой группы, которые сформулированы как материальные, то есть юридическая ответственность за которые зависит от наступивших либо не наступивших вредоносных последствий (например, в виде уничтожения той или иной информации персонального характера), в данном случае в законодательстве обычно содержатся подробные и точные описания самого противоправного деяния, и юридическая ответственность не связана с фактом наступления определенных вредоносных последствий.

3. Третий тип противоправного посягательства на право на неприкосновенность частной жизни представлен нарушением законов о праве доступа к информации (нарушение свободы информации). Сюда относится предоставление заведомо ложной информации или вообще отказ в предоставлении таковой.

4. Законодательство некоторых стран идет дальше и наказывает не только умышленное, но и неосторожное, например в результате небрежности, нарушение неприкосновенности частной жизни.


3. Объективная сторона преступления

Объективная сторона преступления носит сложный характер и представляет собой совершение одного из действий по собиранию или распространению сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну.

Оба этих действия должны носить незаконный характер, т.е. как собирание, так и распространение таких сведений в установленном федеральным законодательством порядке не образуют признаков состава преступления. Так, собирание сведений о частной жизни гражданина на основаниях и в порядке, предусмотренных ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не образует состава преступления, так же как и истребование таких сведений в уголовно- и гражданско-процессуальном порядке.

Незаконный характер действий субъекта - это не только действия, совершенные в противоречии с действующим законодательством, но и действия, совершаемые не в соответствии с ним. Право на личную или семейную тайну может быть нарушено только на основании федерального законодательства.

Объективная сторона состава характеризуется только одной активной формой. Она может быть осуществлена действием. Так, незаконное собирание сведений о частной жизни лица уже является преступлением. К примеру, иногда субъект, находящийся во враждебных личных отношениях с лицом, приходя к нему домой с целью выяснения личных отношений, имеет при себе скрытно диктофон и начинает запись переговоров. Эти действия носят далеко не безобидный характер и в некоторых случаях могут образовать состав рассматриваемого преступления. Однако установление записывающей аппаратуры у себя на дому, в том числе на телефоне, не образует состава преступления, поскольку должно предполагаться, что если лицо сообщает сведения о частной жизни по средствам связи или в ином месте за пределами своего жилища, то оно не считает эти сведения тайной о частной жизни. Вместе с тем признаки преступления могут иметь место в случаях, когда субъект, даже находясь в собственном жилище, ведет целенаправленные опросы о частной или семейной жизни потерпевшего.

Такой признак объективной стороны преступления, как незаконное собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, следует толковать несколько расширительно. Это не только собирание сведений не уполномоченным на то лицом или с использованием методов и средств прямо запрещенных законом. Под незаконным собиранием следует понимать любые действия, направленные на сбор конфиденциальной информации, в том числе и простые опросы соседей, родственников и знакомых потерпевшего. Главным критерием тайны частной жизни является согласие на то потерпевшего. Только ему дано право оценивать, что бы он хотел сохранить в тайне.

Вместе с тем уместно отметить, что привлечение к уголовной ответственности по признаку незаконного собирания такой информации должно иметь место в относительно исключительных случаях, ибо не всегда субъективный критерий личной или семейной тайны может соответствовать объективному критерию. Недопустимо использование этой уголовно-правовой нормы для сведения личных счетов. Объективно нельзя расценивать противоправным собирание сведений о должностном или общественном положении лица и членов его семьи, иных сведений, которые не являются тайной для государственных и негосударственных органов, организаций. Личная тайна - это нечто сокровенное, что лицо желает сохранить в тайне.

Вопросы, связанные с отнесением информации к категории личной или семейной тайны, а равно вопросы о незаконном характере собирания таких сведений носят оценочный характер, которые должны разрешаться в судебном порядке. Так, собирание сведений всегда носит целенаправленный характер и не может сводиться к вопросам, заданным, например, из любопытства. При этом надо учитывать и духовное состояние общества, сложившееся в нашей стране. Те вопросы, которые в иных странах уже сами по себе не считаются корректными, у нас вполне допустимы.

Вместе с тем к личной или семейной тайне относятся не только порочащие лицо или членов его семьи сведения, но и иные сведения, которые он хотел бы сохранить в тайне. Это могут быть сведения о наличии болезней, об интимных связях и интимной жизни, о взаимоотношениях с отдельными членами семьи и характере взаимоотношений в семье в целом, об источниках средств к существованию, о привычках и т.д. Достоверная диффамация при определенных условиях также наказуема. Согласно ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого посягательства.

Необходимо отметить, что каждый, осуществляя свои права на частную жизнь, не должен нарушать не только права, но и законные интересы иных лиц, тем более членов семьи. Под членами семьи следует понимать всех совместно проживающих лиц. Представляется, что они вправе интересоваться и собирать сведения о совместно проживающем с ними лице, ибо обладают правом знать, с кем живут и чем конкретное лицо занимается при проведении досуга и т.д. Так, сбор информации одним из супругов о супружеской верности другого супруга не образует состава преступления. В ряде случаях не могут нести уголовной ответственности за сбор сведений о частной жизни и близкие родственники предполагаемого потерпевшего. Если, к примеру, кто-то собирает сведения о приобретении членом семьи или близким родственником наркотических, психотропных средств, алкогольных напитков, занятии проституцией и т.п., то состав преступления будет отсутствовать. Равным образом не будет признаков состава преступления и у лица, сообщившего членам семьи или близким родственникам такие сведения. В таких ситуациях лица, собирающие подобные сведения, также вправе защищать свои законные интересы и заблаговременно принимать меры для предотвращения возможного вреда этим интересам.

Такой признак объективной стороны, как распространение сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации, может поставить в затруднительное положение правоприменителя. Тут играет свою роль и не совсем четкая формулировка объективной стороны в диспозиции уголовного закона. Сначала в законе говорится о собирании и далее через разделительный союз "или" о распространении сведений о частной жизни лица без его согласия, затем следует формулировка о распространении этих сведений в публичном выступлении, в публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации. В последнем случае ничего не говорится о согласии лица, сведения о котором распространены. По этой причине может создаться впечатление, что состав преступления может иметь место в последнем случае и без согласия лица, сведения о частной жизни которого распространены. Такое толкование уголовного закона нельзя признать верным. В этом случае, если имеется согласие лица на распространение сведений указанным путем, то и признаки состава преступления будут отсутствовать.