Смекни!
smekni.com

Культура Украины в 1940-1950-х годах (стр. 2 из 2)

В целом, либерализация и десталинизация общества имели позитивное значение для развития украинской литературы. В это время были написаны «Зачарованная Десна» и «Поэма про море» А. Довженко, «Шумела Украина» П. Панча, «Человек и оружие» О. Гончара и «Правда и ложь» М. Стельмаха. Приостановились нападки на писателей, которые в начале 50–х были объектом критики борцов с космополитизмом и буржуазным национализмом. На развитие украинской культуры, на общественную жизнь Украины оказало большое влияние новое поколение талантливых деятелей. Произведения этих поэтов, прозаиков, литературных критиков с трудностями пробивали себе дорогу на страницы журналов, но пользовались особой популярностью среди молодёжи. Именно с конца 50-х берут своё начало украинские внецензурные издание, проще говоря, «самиздат». Большой интерес вызвали у читателей сборники поэзии Л. Костенко «Промiння земли», /1957/, «Вiтрила» /1958/. В 1953 г. Д. Павлычко дебютировал со сборником «Любовь и ненависть».

Критика культа личности положила конец «сталиниане» в искусстве УССР. С музеев, выставок, галерей изымались многочисленные полотна и скульптуры, посвящённые «вождю всех народов». Художники Украины, прежде всего графики, начали поиски новых форм в изобразительном искусстве, выходя за рамки социалистического реализма.

В связи с празднованием 150-летия со дня рождения Кобзаря в Москве был сооружён памятник Т. Г. Шевченко /работы М. Грицюка, Ю. Сенкевича, А. Фуженко/ в 1956 г. был открыт памятник во Львове И. Франко работы Б. Борисенко, Д. Кравича.

Значительные успехи были достигнуты украинскими живописцами в развитии исторической тематики. Заметным явлением в украинской живописи этого периода стали полотна М. Хмелька, О. Хмельницкого, В. Задорожного; также следует отметить работы М. Дергуса «Тарас во главе войска» /1952/, Л. Чернова «Вечерняя песня».

Живописцы всё больше обращаются к традициям народного творчества. Наиболее ярко это прослеживается в работах художников закарпатской школы живописи. Ярким примером этому служит картина Г. Глюка «Лесорубы» /1954/, полотна А. Ердели «Обрученные» и А. Коуки «Верховинка» /1956/.

Расцвет переживает в послевоенное время пейзажная живопись. И в этой связи необходимо, прежде всего, отметить работы М. Глущенко – одного из выдающихся в украинской живописи мастера пейзажа – «Тихий вечер» /1951/, «Весенняя лирика» /1958/, «Над Днепром» /1952/. «Шторм» /1952/.

Дыхание самой жизни, его аромат чувствуется в работах А. Петрицкого «Певонии», С. Беседина «Розы» /1952/, М. Глущенко «Цветы на фоне моря» /1955/.

Значительных успехов добились художники монументалисты С. Думенко, О. Попов, В. Токарева, которые выполняли монументально-живописные работы в Одесском Дворце культуры моряков /1951-1953/.

Достижения и особенности украинского монументально-декоративного искусства в первой половине 50-х годов наиболее чётко прослеживаются в художественном оформлении павильонов Выставки народных достижений УССР /1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы и скульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов.

Падение Н. С. Хрущева негативно сказалось, в том числе и на культурной жизни Украины. Либерализация культурно-национальной жизни сменилась усилением русификации на Украине.


Список изученной литературы.

1. Субтельный О. Украина: история. –К., 1993.

734 с.

2. История Украины /под ред. Ю. Зайцева. – Львов. 1996.

3. Шаповал Ю.И. Украина 20 – 50-е годы: страницы ненаписанной истории –К. 1993.

4. Костюк Г. Сталинизм в Украине. Генезис и последствия –К. 1993.

5. Украинское советское искусство. 1941 – 1960-е гг. /под ред. Юхимца/ Г. М. – К. 1983