Смекни!
smekni.com

Лекции по истории экономических учений (стр. 8 из 22)

4. Симпатии автора "Утопии" на стороне трудящихся: "... людей скромных, простых и приносящих своим повседневным трудом обществу добра более, чем самим себе".

Когда Мор перешел ко второй части своей книги, к изображению идеального общественного строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове "Утопия".

1. Общественная собственность обязывает всех людей трудиться. Ликвидация паразитизма ("праздных надобно изгонять из государства") и привлечение всех к труду делали возможным достижение изобилия и полное удовлетворение материальных нужд.

(Все граждане выезжают на два года в деревни поочередно, для с/хозяйственного труда). Постоянным делом каждого взрослого жителя должно быть то или иное ремесло. (В Англии рабочее законодательство XIV-XV в. установило продолжительность рабочего дня: с 5-ти часов утра, и до 18-ти часов вечера.) Утопийцы отводят для работы всего 6 часов- остальное время изучение наук, занятия музыкой, и т.д.

2. Материальное изобилие позволит перейти к распределениям по потребностям и сделает излишним денежное обращение, "из золота- сосуды для нечистот". Но было бы невозможно изобилие на основе ремесленного труда, свободное общество не приемлет принуждения к труду. Мор поясняет, что изобилие будет построено на добровольном самоограничении людей. Жители Утопии одеваются скромно, они равнодушны к нарядам. Важна одна цель насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от те лесного рабства (физического труда) - в Англии, подневольный труд, как проклятие божье. Т.е. ограничить потребности, чтобы ограничить время труда.

3. Предлагает сохранить цеховые отношения, как более справедливые по сравнению с надвигающимся капитализмом: хозяин - наемный рабочий.

4. Принципом равенства и справедливости противоречит существование в Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам для того, чтобы избавить граждан от тяжелого и грязного труда- убой скота, ремонт дорог. Рабство служит мерой наказания за уголовные преступления, и средством трудового воспитания. (Рабство за преступления, которые в Европе караются смертью).

5. Религия в Утопии очищена от всего, что противоречит разуму- суеверий, вымыслов, басен; против католической церкви.

ИТОГ: Идеализм Мора: Уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости посредством разумных реформ просвещенного правителя. Восстания же народа не приносят ничего, кроме вреда.

ТОМАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639 гг.)

"Город Солнца", 1602 год. (Жители города исповедуют культ бога Солнца, отсюда и название.)

1 . Сама частная собственность порождает самолюбие, лицемерие, скряжничество и грабительство, а нищета делает людей негодяями, ворами, отверженными. Ссылается на то, что из 70-ти тысяч жителей Неаполя только 10-15 работают, "погибая от непосильной и непрерывной работы". Поэтому он проектирует полное уничтожение частной собственности.

2. Общество будущего - совокупность с/хозяйственных общин, ремесло имеет второстепенное значение, а торговля "не в ходу" и допускается только у городских ворот, т.е. хозяйство натуральное.

3. Все будут работать, исчезнет паразитизм, рабочее время сократится до 4-х часов.

4. Отрицание рабства- пленных продавать или использовать на работах вне города (т.е. полностью без рабства не обойтись).

5. Даже потребление должно стать общественным.

Но как перейти к новому строю, он не знал, и лишь описывал вероятное устройство "Города Солнца".

6. Роль государства очень велика - распределяет между гражданами работу, управляет хозяйственной деятельностью, ведает распределением, организует общественное питание граждан.

7. Отрицает семью, ибо считает, что частная собственность неразрывно связана с ней и порождается тем, что люди имеют свои семейные очаги. Воспитание детей - общественное.

МЕРКАНТИЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕРКАНТИЛИЗМА

Само слово- меркантилизм- от итальянского мерканто- торговля, т.е. учение о выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней и внутренней торговле.

Меркантилизм наиболее ярко отразил новейшие сдвиги в экономической жизни Европы XVI-XVII веков- интересы зарождавшегося и становившегося все более влиятельным класса буржуазии- обедневших аристократов или разбогатевших цеховых мастеров, т.е. тех, кто имел небольшой капитал и огромное желание его приумножить. Перед меркантилизмом стоят проблемы:

1. первоначального накопления капитала;

2. политики в колониях;

3. внешней торговли.

Меркантилизм - политика накопления денег, протекционизм, государственная регламентация. Меркантилизм был экономической платформой европейской буржуазии, он идеализирует золото, обоготворяет его.

Меркантилизм характеризовался следующими чертами:

1. Деньги как абсолютная форма богатства.

2. Предмет исследования - исключительно сфера обращения.

3. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли, или от непосредственной добычи драгоценных металлов.

Меркантилизм- экономическое обоснование политики абсолютистского государства, поскольку последнее нуждается в едином рычаге управления, которым являются деньги.

ОСОБЕННОСТИ МЕРКАНТИЛИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕИ

1. Национальный характер меркантильной системы. Национальный характер зависит от того, что ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках, и во многом зависело от государственной власти.

2. Немногочисленность теоретических изысканий, основной упор делается на разработку конкретных практических рекомендаций.

3. Две стадии развития меркантилизма:

I. Монетаризм, или теория денежного баланса:

1) активная роль государства, особенно в регулировании денежного обращения;

2) запрет на вывоз денег, золота и серебра;

3) накопление сокровищ;

4) ограничение ввоза иностранных товаров, установление высоких пошлин, надзор за иностранными купцами;

5) понижение ставки ссудного процента.

Монетарная система ориентировалась на административное разрешение экономических проблем.

II. Собственно меркантилизм (XVI и особенно XVII вв.). "Побольше продавать, поменьше покупать"- для того, чтобы торговый баланс страны был активным. Конкретные действия:

1) неограниченное развитие внутренней торговли;

2) расширение экспорта;

3) достаточно широкий импорт товаров;

4) поощряет развитие мануфактур (как основа торговли);

5) осуждает накопление сокровищ;

6) свобода взимания процентов.

Пришло понимание, что прежде чем торговать, нужно производить, деньги нужно пускать в дело, а не накапливать в виде сокровищ, давать их в долг тому, кто сможет ими распорядиться под проценты.

4. Решительный разрыв со средневековым натуральным хозяйством, развитие и экспансия торговых связей.

5. Попытка осознать, что прибыль, (даже торговая) кроется в процессе производства.

6. Признание правомерности обмена, фальсификации товаров, спекуляции.

Примером классического монетаризма является испанский меркантилизм. Испанские короли, строго регламентировали денежное обращение:

1. Вывоз золота и серебра запрещался под страхом смертной казни. (Испания и Португалия обладали золотодобывающими колониями в Новом Свете);

2. Всякое судно, покидающее Испанию с грузом товаров для иностранцев, должно было доставить эквивалент в денежной форме, а не в иностранных товарах;

3. Импорт ограничивался;

4. Испанию мог покинуть только тот иностранный корабль, который полученную в стране выручку тратил на приобретение испанских товаров.

Золото тратилось на войну, сберегалось в торговле. Ограничения в торговле. Отсюда экономическая отсталость Испании, исключенной из мировой торговли.

ФРАНЦУЗСКИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Более прочно меркантилизм укоренился во Франции, которая оказалась экономически лучше подготовленной для его восприятия и проведения.

- более прогрессивные формы оброков (а не барщина);

- развитие мануфактур;

- абсолютизм, как политическая сила, в пику феодалам мог осуществить политику меркантилизма.

Французский меркантилизм получает промышленное направление, освобождается от монетаризма, ориентируется на достижение активного торгового баланса, ускоряет экономическое развитие Франции. XVII век становится классической эпохой французского меркантилизма.

Уже политика Генриха IV носила меркантилистский характер и привела к широкому покровительству внешней торговли, заключению торговых договоров с Англией, Генуей, Испанией, запрету вывоза ценных видов сырья (шелк, шерсть) и ввоза текстильных товаров. Поощряется колонизация Канады, насаждается с помощью привилегий и субсидий мануфактурное производство шелковых тканей, гобеленов, фаянсовой посуды, стекла, зеркал, тонкого полотна. В период господства Ришелье (1624-1642), эти мероприятия находят поддержку, а знаменитый Жан-Батист Кольбер (1619-1683), великий французский государственный деятель, почти четверть века ведавший управлением экономикой Франции, сделал их системой и дал ей имя.

Кольбер был непричастен к экономической теории, но был практическим исполнителем меркантилистских идей, и французский меркантилизм носит имя кольберизма.

1. Активное насаждение мануфактур: приглашение иностранных мастеров, выдача государственных ссуд промышленникам, всевозможные льготы от освобождения от рекрутского набора, до права веровать в какого угодно бога;

2. Создание колониальных компаний (Ост-Индская), поощрение колонизации;

3. По мнению Кольбера, только внешняя торговля способна доставить изобилие подданным и дать удовлетворение государям, "торговля есть постоянная война";