Смекни!
smekni.com

Личность Петра I и Екатерины II (стр. 2 из 3)

Совершенно одинаково он вел себя и за границей, и дома. Шведский дипломат Прейс, встречавшийся с Петром в 1716— 1717 годах в Амстердаме, среди особых черт царя отмечал:

«Он окружен совершенно простым народом, в числе его перекре­щенец-еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом. Он сам часто и много ест. Жены и вдовы матросов, которые состояли у него на службе и не получали следующих им денег, постоянно преследуют его своими прось­бами об уплате...»[4]

Ко времени Великого посольства относится одно любопытное свидетельство - письмо ганноверской принцессы Софии, в котором она очень непринужденно передает свои впечатления от встречи с молодым русским царём 11 августа 1697 года в городе Коппенбюрке. «Царь – высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определителен, жаль только, что ему недостаёт при таких природных выгодах полной светской утонченности... [Петр] совершенно необыкновенный человек. Его нельзя описать и вообразить, а надо видеть. У него славное сердце и истинно благородные чувства.»[5]

Но в чем же суть, смысл такого поведе­ния царя? Не будем излишне обольщаться широко известным демократизмом первого императора. Не всё так просто и однозначно. В довоенном фильме «Петр Первый» есть один замечательный по своей выра­зительности эпизод. Иностранный дипломат, впервые попавший на петровскую ассамблею, поражен, увидев Петра за столом в окружении шкиперов и купцов. Он вопрошает стоящего рядом П. П. Шафирова: «Говорят, царь прост?» На это вице-канцлер с улыбкой отвечает: «Государь прост в обращении».

Любо­пытно упоминание о голосе Петра - мы так привыкли, что голоса людей далекого прошлого не слышны нам сквозь толщу столетий, и история часто кажется немой. «...Во время обедни сам читал апостол: голос сиповатый, не тонок и не громогласен»[6]

В. О. Ключевский писал: «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идёт напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».[7]

Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

Личность Екатерины II

Теперь мне бы хотелось сказать несколько слов о Екатерине II – выдающейся женщине, волей судьбы оказавшейся на российском престоле. Да, конечно, в том, что Екатерина стала русской императрицей, присутствует некоторый фактор везения, но нельзя отрицать и того, что без её трудолюбия она никогда не смогла бы достичь своей мечты. «…Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей» - писала Екатерина II.

Каким же человеком была прусская принцесса, сумевшая покорить Россию?

О происхождении и о детстве Екатерины Великой можно сказать немногое. Она родилась 21 апреля 1729 года. Отец, принц Христиан-Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного князя. Он был очень беден, и ему пришлось служить. Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Женой принца Христиана стала урождённая Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская. Принц нежно любил свою жену и дочь, был образцовым семьянином, управлял Померанской провинцией и командовал Ангальт-Цербстским пехотным полком. Жили родители будущей императрицы бедно, в обыкновенном доме, а не во дворце. Из записок Екатерины известно, что родители дали ей образование: у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и музыке - немец Религ давал ей уроки игры на клавесине. Благодаря своей гувернантке, Екатерина II познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером; учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что в отличие от Петра, Екатерина получила светское образование. Он же до конца жизни игнорировал грамматику и орфографию, хотя необразованным человеком Петра назвать трудно: император вполне прилично владел чуть ли не полудюжиной профессий.

Весьма привлекательная внешне, Екатерина Алексеевна умела очаровывать людей, причём не только своим обращением с ними, но и своими сочинениями. Скажем, она настолько тонко и убедительно дискредитировала в своих «Записках» мужа и сына, что в памяти поколений они так и остались полусумасшедшими монстрами, губившими страну и дававшими полную свободу своему самодурству.…императрице, безусловно, был присущ целый ряд черт истинно государственного человека. Она обладала ясным умом, отшлифованным чтением Плуарха, Цицерона, Монтескье, Вольтера, Корнеля. Екатерина приучила себя к напряжённому ежедневному труду, в первые пять лет царствование она издавала по22 указа в месяц, что не удавалась даже Петру I. Прекрасно разбиралась в людях, умея ценить в них ум и деловые качества (во всяком случае, если говорить о её помощниках в государственных делах, то случайных персон среди них не было)… Екатерина была щедра, готова к компромиссам и беспринципна (некоторая доля беспринципности в политике необходима). В то же время её трудно назвать идеальной правительницей, сильные стороны уживались у неё со слабостями. Императрица была способной ученицей, но не могла похвастаться умением творчески подойти к проблеме. Зачастую она проявляла алогичность, свойственную слабому полу, но непростительную в государственных людях (по выражению С. Рассадина, «женщина побеждала в ней политика», особенно это стало заметно в последние годы её царствования). Беспринципность Екатерины часто переходила допустимые границы, и она отказывалась идти против своего окружения даже тогда, когда могла попытаться сделать это. К тому стоит, наверное, добавить и фаворитизм, расцветший при Екатерине II; его трудно объяснить только одиночеством императрицы и государственной необходимостью».[8]

Личная жизнь Петра I и Екатерины II

Приведу список фаворитов Екатерины II составленный русским историком, специалистом по екатерининской эпохе, Я. Л. Барсковым.

1752-1754г. С. В. Салтыков. Дипломат. Посланник в Гамбурге, Париже, Дрездене. Первым поручением С. В. Салтыкова стала миссия в Стокгольм- с известием о рождении великого князя Павла Петровича, отцом которого, по преданию, является он сам.

1756-1758г. С. Понятовский, польско-саксонский посол в России. С помощью Екатерины и при поддержке прусского короля Фридриха Второго в 1764 году стал королем Польши. Все годы правления в своей политике ориентировался на Россию. Что стало одной из причин его отречения от престола в 1795г.

1761-1772г. Г.Г. Орлов был внуком бунтовщика-стрельца, помилованного Петром Великим за бесстрашие. Активнейший участник дворцового переворота в 1762году. Григорий Орлов в качестве фаворита получил звание сенатора, графа, генерал-адъютанта. Играл значительную роль в создании Вольного экономического общества. Был его президентом. В 1771году руководил подавлением «чумного бунта» в Москве. С 1772г. утрачивает свое влияние при дворе и в 1775 году выходит в отставку. Потемкин вручил Орлову императорский указ, где ему предписывалось безвыездно жить в Гатчине под охраной, впредь до особых новых распоряжений императрицы.

1772-1774г.А.С.Васильчиков. Бедный офицер. Были пожалованы Екатериной титулы: граф, камергер. Получил звания кавалера ордена святого Александра Невского и стал владельцем огромных имений и сотен тысяч крестьянских душ. Был выслал из Петербурга в Москву.

1774-1776г. Г.А. Потемкин. Сын смоленского дворянина, в 1762г. среди заговорщиков, после чего становится подпоручиком гвардии. Участвует в русско-турецкой войне (1768-1774) и получает звание генерала. Затем вице-президент Военной коллегии, граф, генерал-фельдмаршал, шеф регулярных войск. Ближайший помощник императрицы в проведении политики укрепления абсолютистского государства, формирования системы Стародубского повета, начал карьеру на посту секретной «просвещенной монархии». Организатор подавления пугачевского бунта и инициатор ликвидации Запорожской Сечи. Обладал огромной властью, будучи губернатором Новоророссийской, Азовской, Астраханской губерний, князем Священной Римской империи, светлейшим князем Таврическим) этот титул получил за присоединение в 1783 году Крыма к России). Способствовал освоению северного Причерноморья, строительству Херсона, Николаева и Севастополя, Екатеринослава. Был организатором строительства военного и торгового флотов на Черном море. Крупный дипломат.