Смекни!
smekni.com

Монеты Ольвии до гетского разгрома (стр. 2 из 4)

Третья серия литых монет датируется IV в до н.э. и имеет изображение Деметры, культ которой был широко распространен в Ольвии, на лицевой стороне, и орла с раскрытыми крыльями, стоящего на дельфине, на оборотной стороне. Возможно, что этой серии соответствует серия мелких «ассов» с изображением Горгонейона на лицевой стороне и орла, стоящего на дельфине, на оборотной. На крупных монетах третьей серии впервые появляется надпись, воспроизводящая название города OLBI (H).

В абсолютной датировке тяжелых литых монет с головой Афины Голубцов, вероятно, прав, относя их выпуск к времени Марафонской битвы. Следует, однако, заметить, что наиболее близкие стилистические аналоги олвийские монеты находят не в самих декадрахмах, которыми была ознаменована победа Афин при Марафоне, а в непосредственно предшествующих им тетрадрахмах первого десятилетия V в. или самого конца VI в. С другой стороны, начало выпуска тяжелых монет с Горгонейоном на границе первой и второй четверти V в. находит подтверждение в том, что ныне хорошо классифицированные монеты Олимпии дают как раз около этого времени аналогичную схему изображения летящего орла с распростертыми вверх и вниз крыльями.

Нельзя оставить без внимания труднейший из-за отсутствия отправных точек, кроме веса самих монет, вопрос о ценности и номиналах литых монет Ольвии. Основная единица, представленная самой крупной монетой и отправляющаяся от нормы близкой к 120 гр, остается (если не считать незначительного последовательного отставания от исходной цифры) неизменной вплоть до середины IV века и только в последней серии конца IV века подвергается редукции до 1/5 своей прежней величины. Рядом с этими крупнейшими монетами первой серии (с головой Афины) отливаются монеты в 1/3 основной единицы (ок. 40 гр), во второй серии (с архаическим Горгонейоном) монеты в 1/4 и 1/8 той же единицы. В третьей (с головой Деметры) и редуцированной последней (с Горгонейоном последнего стиля) сериях подразделения основной крупной единицы не отливались, вероятно, потому, что в это время уже вошла в обиход чеканенная монета. Скорее всего, основная крупная единица представляла собой полноценный медный обол. При таком допущении рацио меди к серебру выражается пропорцией 120:1, близкой к нормальному для классической эпохи Греции отношению обоих металлов. За это говорит также и отсутствие в ольвийской чеканке мелкого серебра. Косвенное подтверждение эта догадка находит и в том, что в поздне-эллинистическую эпоху крупнейший номинал медной монеты, во всем северном и южном Причерноморье, также вытесняющий мелкое серебро, по всей видимости, представляет тот же обол.

Чеканка монет.

Чеканка в V веке до н.э. в Ольвии статеров с надписью EMINAKO представляет, повидимому, недолговременный эпизод в ольвийском монетном деле, не сыгравший решающей роли и не помешавший литой монете сохранить преобладающее значение. Не то мы видим во второй половине IV в. до н.э.: хотя редуцированные в весе до 22 гр литые монеты с Горгонейоном (оболы?), повидимому, обращаются в последней четверти IV в. и заходят может быть и в начало III в. до н.э., вышеотмеченные статеры с головой Деметры (табл.XXXII рис. 2, 3) не только имеют соответствующие им драхмы (табл.XXXII рис. 7), но и сопровождаются также небольшим количеством примыкающих к ним по стилю золотых монет и чрезвычайно многочисленными чеканенными медными монетами, вплоть до самых мелких (средний вес 1-1,5 гр; табл.XXXII рис. 10-13). С этого момента чеканка монеты в Ольвии устанавливается прочно, широко развивается и вскоре окончательно вытесняет литые монеты.

В Ольвии среди первых чеканенных монет можно выделить несколько особенно изящно исполненных экземпляров, повидимому, образцов, послуживших предметом для подражания местных резчиков. Такими являются серебряный статер собрания Эрмитажа (табл.XXXII рис. 2) и золотой статер уник Брюссельского кабинета, одинаково выдающиеся тонкостью работы и скорее всего исполненные одной рукой. Именно эти наиболее совершенные образцы естественно использовать для установления более точной даты начала развитой чеканки в Ольвии. По своему детальному, четкому, но несколько резкому и не лишенному ювелирных черт стилю они стоят близко к первым македонским выпускам тетрадрахм и статеров Александра. Еще в большей мере на ту же дату – границу 20-х и 30-х годов IV века – указывают наблюдения над весами этих монет. Только серебряные статеры твердо держатся эгинской системы (средний вес их 12,23 гр); что же касается примыкающих к ним драхм, то они в большей части биты уже по аттической системе. Золотые монеты, как единственный статер (вес 8,51 гр), так и более многочисленные золотые полудрахмы (средний вес 2,12 гр), также придерживаются аттической системы. Именно совмешение в этом первоначальном выпуске двух разных систем, одной для серебра, другой для золота, не позволяет ещё далее снижать дату начала этой чеканки и приближать ее к концу IV в. до н.э. В это время построенные на единой аттической системе выпуски монет Александра из обоих драгоценных металлов приобрели широкое распространение в Причерноморье.

Вокруг упомянутых золотых и серебряных монет группируется большое количество чеканенных медных монет различного размера, естественно складывающихся в ряд серий. Одна из этих серий (табл.XXXII рис. 4-6) по типу лицевой стороны непосредственно примыкает к упомянутым лучшим образцам статеров и должна быть им современной, т.е. относиться ко времени около 330 г. до н.э. На оборотных сторнах ее мотив орла на дельфине остается тот же, что на статерах; отличие состоит лишь в том, что он изображен в профиль. Только на самых малых монетах, очевидно по условиям места, его заменяют изображения дельфина с колосом или одного дельфина (табл.XXXII рис. 9)

Чеканенные монеты всех трех металлов неизменно снабжены именем города в форме OLBIO. Помимо городского имени, на более крупных медных монетах, на серебряных статерах и драхмах, не в качестве правила, но довольно часто можно встретить монограммы и начальные части личных имен, на этот раз уже без сомнения играющих роль магистратских дифферентов для различения однотипных выпусков монет. Это свидетельствует об интенсивности и обилии выпуска медных монет.

В Ольвии, где прочной художественной культуры не было, мы имеем основание предположить, что заказанные приезжим мастерам первоначальные штемпеля-образцы быстро подвергались огрубению в руках местных резчиков. Ряд стадий значительного и временами очень резкого огрубения при неизменном сохранении той же общей концепции головы Деметры можно наблюдать и среди серебряных статеров, а между тем продолжительность их чеканки, если учесть наступившее вскоре после ее начала возобладание в Причерноморье аттической системы, едва ли могла выходить за пределы одного-двух десятилетий; только некоторые драхмы аттического веса можно считать приближающимися к границе IV и III вв. до н.э., но едва ли далеко заходящими в последний.

Та широкая база, на которой развертывается чеканка Ольвии в последней трети IV в. до н.э. – применение в своей денежной системе всех трех монетных металлов – стоит в соответствии с господствующим представлением о хозяйственном расцвете города в IV в. в противоположность тому стесненному положению, в какое он приходит, начиная с III в. до н.э., под влиянием все усиливающегося натиска соседних народов. Чрезвычайно ограниченный и эфемерный характер ольвийской золотой чеканки найдет естественное объяснение в том обстоятельстве, что непосредственно вслед за ее началом Причерноморье было наводнено золотой монетой Александра Македонского и его ближайших преемников, конкуренции с которыми не могла выдержать даже более мощная и значительно ранее начавшаяся золотая чеканка Пантикапея. В III же в., когда ряд городов Причерноморья начал чеканку статеров александровского типа в качестве торговой монеты, ольвийская городская казна, как это видно из декрета в честь Протогена, была слишком истощена , чтобы последовать такому примеру. Золото, однако, обращалось в Ольвии в конце IV и в III в. до н.э. в значительном количестве. Об этом помимо протогеновского декрета, свидетельствует надпись в честь Каллиника, содержащая постановление о награждении его 1000 золотых.

В декрете в честь Протогена указывается, что тот получил денежную сумму медными монетами из расчета 400 штук за золотой. Всего вероятнее, что они представляли собой особенно часто встречающиеся в ольвийских находках монеты с изображением на лицевой стороне головы рогатого речного бога, а на оборотной лука в горите и секиры. Прежние нумизматы колебались в наименовании изображенного на этих монетах божества, не решаясь сделать выбор между Гипанидом и Борисфеном. Однако, ввиду того, что наименование и самого города Борисфеном и его жителей борисфенидами засвидетельствовано достаточным количеством источников, эти колебания следует окончательно оставить, и называть эти монеты – «монеты с типом Борисфена», или короче «борисфены» (табл.XXXII рис. 14-22).