Смекни!
smekni.com

Освоение Крыма и Малороссии в правление Екатерины Второй (стр. 3 из 5)

После кончины Потемкина его тело перевезли в Яссы и затем упокоили в Херсоне, в подпольном склепе, который находился в церкви св. Екатерины. Гроб с забальзамированным телом простоял на своем месте не засыпанным землей до царствования Павла I. Новый император, ненавидевший Потемкина, приказал, чтобы «все тело без дальнейший огласки, в самом же том погребу погребено было в особо вырытую яму, а погреб засыпан землею и заглажен так, как бы его никогда не бывало»[3]. Тогда же разрушен был и поставленный в том же храме по повелению Екатерины памятник князю.

Вскоре после смерти Потемкина начался упадок, которым ознаменовался конец царствования Екатерины. Тогда-то и стала ясна современникам действительная историческая роль великого исторического деятеля, его влияние на государыню и на ход государственных дел. Современники поговаривали, что князь и императрица были обвенчаны. Представляется вероятным, что так было в самом деле. Тайное венчание произошло в конце 1774 – начале 1775 г. Если брак действительно состоялся, это объясняет многое: и исполненные нежностью письма Потемкину от государыни, и его совершенно исключительная роль среди других вельмож, и даже те неприятные сцены, которые он позволял себе устраивать императрице. Впрочем, не так важно, был или нет Потемкин мужем Екатерины II. Гораздо важнее то, что сделал Григорий Александрович Потемкин для России. С его именем неразрывно связаны присоединение Крыма, создание Черноморского флота, основание Севастополя и других городов, огромные работы по хозяйственному освоению и культурному обустройству Новороссии, заботы о благосостоянии русского солдата.

Когда того требовали государственные интересы, он, от природы исключительно ленивый, становился неутомимым тружеником, честолюбивый и алчный до денег и почестей, мог поступиться и материальными интересами, и самолюбием. Григорий Александрович Потемкин не только блестящий вельможа екатерининского века, но и замечательная историческая личность, заслуживающая не столько улыбок по поводу своих причуд и слабостей, сколько благодарной памяти потомков за неоспоримые заслуги и достижения.

Знакомство с Екатериной II.

Решающую роль в судьбе будущего светлейшего князя сыграло знакомство с Екатериной II. Одной из граней политического дарования этой незаурядной женщины было умение угадывать таланты, выбирать сподвижников. К началу 70-х годов XVIIIв. Екатерина II стала все острее ощущать потребность в человеке высоких достоинств, способном стать ее опорой в деле государственного управления. Таким человеком, обладавшим даром претворять в жизнь идеи императрицы, стал Г.А. Потемкин.

С 1774 по 1777г. он почти постоянно жил в Зимнем дворце и неотлучно находился при государыне. В эти годы он становился членом государственного совета, вице-президентом Военной коллегии, получает чины генерал-аншефа и подполковника Преображенского полка (полковником этого полка была сама Екатерина II). О том, что императрица нуждалась в его советах и пользовалась ими, свидетельствует их обширная переписка, где наряду с сугубо личными вопросами обсуждались важные государственные дела. «Генерал, – писала Екатерина II, – у меня голова кружится от вашего проекта. Вы не будете иметь никакого покоя от меня после праздников, пока не изложите ваших идей на письме. Вы человек единственный; я вас люблю и ценю вас от всего моего сердца». О чем только не упоминается в этой переписке: о крестьянских волнениях и войне со Швецией, о Запорожской Сечи и судьбе Грузии, о присоединении Крыма и строительстве Черноморского флота.

Используя свое положение президента Военной коллегии, Потемкин предпринял реформы, которые охватили все стороны армейской жизни, начиная от организации войск и кончая обмундированием. Прежде всего, нововведения затронули кавалерию: было увеличено число полков, созданы егерские (стрелковые) корпуса; драгунские полки были обучены не только конному, но и пешему строю, что позволило им действовать самостоятельно, без поддержки пехоты. Князь имел практический взгляд на солдатскую форму. «Всякое щегольство, – писал он в докладе Екатерине II, – должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши… Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Сурово взыскивал Потемкин с командиров всех степеней за использование солдат для личных нужд и резко выступал против жестокого обращения с ними.

На плечи Потемкина легло обеспечение безопасности южных границ России и освоение приобретенных после войны земель. 31 марта 1774г. указом императрицы ему было поручено управление Новороссийской, а затем и Азовской губерниями. Большое значение светлейший придавал присоединению к России Крыма. «Крым, – писал он Екатерине II, – положением своим разрывает наши границы… Вы обязаны возвысить славу России… Приобретение Крыма ни усилить, ни обременить вас не может, а только покой доставит». Вскоре после этого, в 1782г., императрица издала манифест о присоединении Крыма.

Деятельность Потемкина в Северном Причерноморье и крымское путешествие Екатерины II.

Земли в Северном Причерноморье осваивали не только переселенные туда помещичьи крестьяне. Стремясь привлечь колонистов, Потемкин дал распоряжение поместить в заграничных газетах приглашения иностранцам. Скоро на южных землях проявились образцовые колонии земледельцев. Из Англии и Франции были выписаны специалисты для устройства парков и садов, разведения шелковичных деревьев. Особое внимание уделял князь посадке и сохранению лесов на степных территориях. Он создал даже Контору земледелия и домоводства, для успешной работы которой сам написал специальную инструкцию. В ней давались советы по развитию хлебопашества, садоводства, и виноделия. Потемкин предполагал организовать хозяйство на основе новейших достижений европейской науки.

Во вновь присоединенных к России областях создавались кожевенные, свечные, кирпичные, фаянсовые и другие фабрики. Князь отдавал предпочтение росту частной фабричной промышленности. У самого светлейшего была суконная фабрика в Дубровке, чулочная и шляпная – в Кременчуге, фаянсовая – в Екатеринославе.

Большинство современных крупных южных городов своим возникновением и последующим расцветом обязаны Г.А. Потемкину. Мы и сейчас можем убедиться в том, что ни один из этих городов не похож на другой. В этом заслуга талантливых архитекторов таких, как И.Е. Старов, К. Геруа, В.В. Ванрезант, которые воплощали творческие замыслы наместника края. Свои самые честолюбивые надежды Потемкин связывал с Екатеринославом, ныне Днепропетровском, который он хотел превратить в столицу края и центр просвещения. Под наблюдением самого Потемкина в Севастополе построили «Маленькое Адмиралтейство», пристань, дома для офицеров и солдат. Камень для построек в основном брали из развалин древнегреческого Херсонеса.

Григорий Александрович хотел, чтобы императрица посетила Южную Россию и порадовалась его достижениям. Кроме чисто альтруистических соображений, князем руководил и расчет вельможи. Он хотел заткнуть рты недоброжелателям, которые утверждали, что потраченные им огромные суммы денег не приносят никакой пользы. Путешествие было намечено на лето 1787г., а зимой 1786г. начались грандиозные приготовления: в местах предполагаемого пути императрицы строились триумфальные ворота, на Днепре строилась целая флотилия галер, на которых императрица со свитой должна была спуститься из Киева до Херсона, воздвигались целые города, как, например, Алешин на левом берегу Днепра против Херсона: в октябре 1786г. его еще не было, а в апреле 1787г. городок отстроили и заселили малороссиянами.

Потемкин встретил императрицу со свитой в Киеве. Он поселился в Печерском монастыре, окруженный толпой льстецов, надеявшихся через милости князя добиться выгод. «Потемкин глядит волком»[4], – сказала о нем в это время Екатерина II. Все недавние завистники и критики ныне раболепствовали перед всесильным князем. Один отважный граф Румянцев не скрывал своего нерасположения к нему.

Началось путешествие. Галеры были построены в римском вкусе и отличались огромными размерами. На судах находилось около 3000 человек. Среди приглашенных иностранных послов и лиц королевской крови был и недоброжелатель Потемкина – австрийский император Иосиф II. Путешественники направились водным путем в Кременчуг, затем в Екатеринослав, оттуда на великолепной колеснице, вместе с Иосифом II, императрица прибыла на пять дней в Херсон, поразивший даже австрийского императора, далее Екатерина поехала в Крым, осмотрела Бахчисарай и прибыла в Инкерман. В Инкермане, как и во многих городах к приезду государыни построили дворцы.

Самым ярким эпизодом знаменитого путешествия Екатерины II в Крым был великолепный обед, данный Г.А. Потемкиным в Инкерманском дворце. В разгар праздника, по приказу князя, был отдернут занавес, за которым находился большой балкон. Взору присутствующих открылась необыкновенная картина. Между двумя рядами татарских всадников виднелась Севастопольская бухта; посреди нее выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный за два года.

На рейде Севастополя стояли 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 20 малых судов, 3 бомбардирские лодки и 2 брандера. По сигналу Потемкина флот салютовал залпами из корабельных орудий. Зрелище было неожиданным и торжественным. Оно произвело на всех глубочайшее впечатление.

Сама Екатерина II писала по поводу увиденного в Севастополе: «Здесь, где назад тому три года ничего не было, я нашла довольно красивый город и флотилию, довольно живую и бойкую на вид; гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потемкину, что он во всем этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость».