Смекни!
smekni.com

Плюснин (стр. 2 из 5)

Торговый Дом «И.Я. Чурин и К»

Крупнейшей русской универсальной фирмой Дальнего Востока являлся торговый дом «И.Я. Чурин К», действовавший в крае с 1868 года. Его учредитель Иван Яковлевич Чурин (1832-30 апреля 1895) начал свою коммерческую деятельность в 1857 году в пределах Приамурского края в торгово-промышленной организации иркутских купцов. А в 1867 году, пригласив к участию энергичных деятелей, братьев Николая и Василия Бабинцевых, учредил товарищество под фирмой «И.Я.Чурин и К», открыв своё собственное дело сперва в городе Николаевске, а позже, с ростом населения Дальнего Востока, и в городах Благовещенске, Владивостоке, Хабаровске, Никольск-Уссурийске, Черниговке и других.

Поставки товаров торговому дому осуществляли текстильщики Москвы, такие как С. Морозов, Гортон, предприниматели Одессы, Ярославля, Ростова-на-Дону, Симбирска, Тюмени, Томска и др. В Европейской России закупался сахар, бакалея, ткани, галантерея, керосин, табак, в Сибири - рукавицы, тёплая одежда, обувь, масло, мёд. Реализуя преимущественно отечественные товары, компания имела связи с иностранными торговцами. По данным официальной статистики торговый оборот фирмы Чурина в Благовещенске в 1890году выразился в следующих цифрах: привезено товаров на 2 млн. рублей, продано на 1,250 млн. рублей.

Кроме того, фирма владела целым рядом промышленных предприятий, как в Благовещенске, так и в других городах Дальнего Востока, вкладывала капиталы в золотодобывающую промышленность и развитие транспорта. По мнению Приамурского генерал-губернатора С. Духовского, компания являлась наиболее надёжным и крупным представителем русского торгового дела на Амуре.

В 1869 году основатель фирмы И.Я.Чурин принял сотрудником А.В.Касьянова. Александр Васильевич Касьянов – тоже уроженец города Иркутска, обладал пытливым природным умом, поразительной энергией и трудоспособностью и хорошо сознавал экономические интересы России. А.В.Касьянов вложил все свои силы в развитие фирмы, видя в этом не столько средство накопления богатства, сколько почву для приложения своих сил в большом российском предприятии, столь необходимом для экономического и культурного развития Манчжурии, Приамурского края и всего дальневосточного региона. Вскоре А.В.Касьянов стал главным пайщиком и был избран компаньоном-распорядителем, каковым и остался до самой смерти. А.В.Касьянов умер в Харбине в 1925 году.

Благодаря энергии , чрезвычайной преданности делу и работоспособности всех участников товарищества, предприятие успешно развивалось и в 1880 году было учреждено «полное товарищество» под фирмой «Торговый дом И.Я.Чурин и К». Впоследствии вступили в предприятие в качестве «полных товарищей» В.А.Левашев и И.И.Мамонтов.

Кроме разнообразной коммерческой деятельности Торговый дом бурно развивал и промышленно-заводскую. Так, по Владивостоку и Благовещенску были построены фабрики тёртых красок, а в Благовещенске –мыловаренный завод, спичечная фабрика, типо- и литография, оборудованная новейшими машинами и первоклассный винокуренный завод. Общее количество русских и иностранных фирм, поставляющих Торговому дому свои товары, было более пятисот, и годовые обороты Торгового дома достигли до революции 35 миллионов рублей.

В 1917 году Торговый дом все свои предприятия в России обратил в паевое товарищество под длинным названием «Торгово-Промышленное Товарищество на паях. Преемники И.Я.Чурин и К – А.В.Касьянов и К».

После строительства КВЖД Иван Яковлевич Чурин открывает свои отделения в Манчжурии: в Порт-Артуре, Харбине, Инькоу и Имяньпо. Я хочу рассказать о самом интересном из отделений - о Харбинском.

Универсальные магазины фирмы «И.Я. Чурин и К» в Харбине были расположены в Новом городе, на Пристани и в Модягоу. В течение многих десятилетий «Чурин» был своего рода ориентиром в Харбине, хорошо известным любому жителю города, русскому или китайцу.

В то же время, все предприятия в Манчжурии, в том числе и в Харбине, были выделены в самостоятельное дело исключительно в пределах Китая с сохранением лишь прежнего наименования.

Экономический кризис после мировой и гражданской войн негативно отразился на делах фирмы в Манчжурии. Сказывалось и отсутствие в Харбине его главного руководителя А.В.Косьянова, которому удалось переехать из Москвы в Харбин лишь в 1922 году. С его приездом дела фирмы стали быстро оживляться. В дело были влиты запасные капиталы, были быстро восстановлены коммерческие связи с американскими и европейскими промышленными центрами и налажен беспрерывный приток товаров высокого качества, отвечающих потребностям населения Манчжурии. Торговый дом являлся самым крупным поставщиком для КВЖД.

Были открыты дополнительные универсальные магазины в г. Манчжурии и позже в г. Мукдене(Шэньяне) и Гирине.

После смерти А.В.Касьянова компаньоном-распорядителем был избран его старший сын, Н.А.Касьянов. В Харбине в 1927 году было три крупных «чуринских» универсальных магазина: в Новом городе, на Пристани и в Модягоу и действовало несколько собственных заводов и фабрик: папиросная и гильзовая, чайная, парфюмерная, колбасная, лаков и красок, водочный завод и винные подвалы, мыловаренный, уксусный, кожевенный заводы.

Универсальные магазины фирмы Чурина учитывали практически весь спрос населения Харбина и были приспособлены к удовлетворению самых разнообразных потребностей покупателей. Магазины имели отделы: мануфактурный, модно-галантерейный, парфюмерии, дамского и мужского платья и шляп, обувной, бакалейный, винно-гастрономический, москательный, скобяной, технико-строительный, посудо-хозяйственный, золотых и серебряных изделий, фотопринадлежностей, книжный, писчебумажный и игрушечно-музыкальный. С 1926 года был открыт в Харбине оптовый отдел Чурина, оперирующий более чем тридцатью представительствами первоклассных фабрик и заводов.

Большее значение для развития региона имело открытие в 1927 году сельскохозяйственного отдела, продававшего тракторы, плуги, бороны и другую сельскохозяйственную технику ведущих фирм США и Европы. Только в одном Харбине в это время аппарат предприятия «И.Я.Чурин и К» насчитывал более 500 служащих и рабочих, в Харбине же помещалась и главная контора фирмы. Административный аппарат и продавцы в основном подбирались из русских.

Работа в магазинах и на предприятиях фирмы Чурина считалась престижной и хорошо оплачивалась. Неудивительно, что многие русские трудились там по несколько десятков лет. При довольно сложной системе обслуживания покупателей: продавец-касса-экспедиция(выдачи покупки) в магазинах практически никогда не было очередей. Скорость обслуживания покупателей без применения каких-либо технических средств была просто фантастической. Проявление невнимания к покупателям, а тем более грубость или конфликты с ними не могли иметь место в магазинах Чурина в Харбине.

В Харбине у универсального магазина Чурина, расположенного в Новом городе, на углу большого проспекта и Новоторговой улицы, вокруг здания, с его всегда красочным оформлёнными витринами, были сплошные скамейки, на которых в тёплое время года любили отдыхать и беседовать русские харбинцы. Оба русских кладбища в Харбине были расположены дальше, за магазином Чурина по Большому проспекту, с правой его стороны располагалось «Старое Кладбище». В Харбине поэтому бытовало выражение «унести за Чурина», что означало похоронить человека. Чурин сопровождал харбинцев от рождения – от соски, первых игрушек и до последнего пути.

С 1953 года Правительство СССР безвозмездно передало свои права на фирму Чурина правительству Китайской Народной Республики.

Торговый Дом «В.Ф. Плюснин и К»

Следующей фирмой, о которой мне хочется рассказать – это фирма «В.Ф. Плюснин и К». Первым из предков, имя которого дошло до нас, - Нестор Плюснин, был казаком и шёл в первых рядах завоевателей Сибири. Отстав от других, он остановился в окрестностях Байкала. Он, а затем и его потомки прочно осели на реке Итанце, где потом выросло село Батурино. В четвёртом поколении Плюснины обратились в свободных крестьян. Относительной чертой Плюсниных была общественная деятельность и любовь к церковностроительству. Всегда, будучи самыми исправными и достаточными среди односельчан, они все до одного несли общественную службу и личными трудами и сбором денег помогали сооружению церквей.

Андрей Фёдорович Плюснин родился 14 августа 1827 года, вырос в деревне. Обучался сначала у дьячка, а затем у ссыльного декабристы И.Ф. Шинхова. До 31 года он занимался хлебопашеством, охотой, рыболовством и извозом. В 1857 году был взят верхнеудинским купцом И.П. Фроловым со специальным намерением отправить его на Амур вслед за экспедицией Муравьёва в качестве приказчика и надёжного человека на сплавной барже. По пути во время остановок случалось нападать на следы отрядов полковника Облеухова, погибших при возвращении с Амура в 1856 году. Так, однажды, при остановке на ночлег, Андрей Фёдорович наткнулся на целый ряд скелетов и ружей небольшого отряда, погибшего с голоду или замёршего. 13 июля баржа остановилось в Кизи (Мариинское) – пункт её назначения. В тот же день умер главный распорядитель экспедиции Фролов, брат хозяина, и Андрей Фёдорович должен был принять на себя его обязанности.

Наняв помещение, он открыл торговлю, как на деньги, так и на меновую – на соболей, за которых тогда платили от 2,5 рублей до 4,5 рублей. Жалование Андрей Фёдорович получил в первый год 100 рублей, за второй 120 рублей и в третий было предложено 200 рублей на хозяйской квартире.

Не согласившись на это жалование 10 мая Андрей Фёдорович сдал лавку новому доверенному и в конце мая уехал в Николаевск «искать счастья». В Николаевске, благодаря уже составленной репутации дельного торговца, Андрей Фёдорович купил в кредит (за неимением денег) товаров с потерпевших аварию судов Амурской компании на 5000 рублей и у немецких фирм 6800 рублей. Продав часть товара, он купил баркас за 375 рублей и, наняв четырёх рабочих, тронулся вверх по Амуру. 18 августа 1860 года он остановился в Хабаровке, где открыл торговлю сначала на баркасе, а потом в доме, купленном им в виде сруба за 250 рублей от поселенца Кудрявцева. В Хабаровке в это время стояла часть 13-го батальона, и были лавки Амурской компании и М.И.Чардымова. Андрей Фёдорович не столько торговал, сколько разъезжал по стойбищам и обменивал товары на пушнину. К первому июня 1861 года было выручено 22 тысячи рублей и оставалось товаров на 5 тысяч. Осенью 1862 года он вместе с партией солдат, отслуживших на Амуре, поехал в Иркутск продавать «мягкое золото». Сделки были очень прибыльными, так как пушнина, особенно соболь, ценилась там в пять – восемь раз дороже, чем в Приамурье. Он закупил большую партию товара, навестил родных в селе Батурино и уговорил брата Василия перебраться на Амур.