Смекни!
smekni.com

Политическая программа декабристов (стр. 3 из 9)

«Зеленая книга» названа так по цвету переплета, который был выбран не случайно. Зеленый цвет символизировал надежду. Устав состоял из двух частей. Первая часть «Зеленой книги», пронумерованная и прошнурованная, имела печать в виде улья и пчел вокруг него. В этой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части «Зеленой книги».[15]

Вот что писал в своих воспоминаниях декабрист М.С.Лунин о первой части устава Союза благоденствия «Зеленой книги»: «Развитие образованности было усилено новыми началами, которые Тайное общество влило в народную мысль. Оно рассеяло … предубеждение о невозможности иного порядка вещей и внесло в массы сознание той истины, что подчинение себя другим людям должно быть заменено повиновением закону. Оно искало доказать преимущества взаимной поруки, обращающей дело каждого в общее дело; важность суда присяжных в гражданских и уголовных исках и его внутреннею связь с гражданской свободой; необходимость гласности без ограничений… Тайное общество обратилось от факта к праву, указывая на пределы всякой власти…: нравственность, разум, правосудие и общую пользу, различные проблески одной и той же истины. Разлитие просвещения вообще рассматривалось им как путь к внутреннему порядку и справедливости, к внешнему уважению и могуществу».[16] Многое в этом уставе было заимствовано из устава немецкого Тугендбунда. Именно эта первая часть в 1822г. была представлена Александру I А.И.Чернышевым.

Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже. «Вот его пограмма: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей армии».[17]Эта часть устава не сохранилась, и поэтому в разное время возникали сомнения в ее существовании. Однако показания ряда декабристов свидетельствуют, что вторая часть устава Союза благоденствия, написанная вчерне и поэтому не получившая еще силу программного документа, принятого обществом, все же существовала.

К значительной работе Союза благоденствия нужно отнести два совещания («съезда») его Коренной управы: Петербургское совещание 1820г. по вопросу о республике и Московский съезд 1821г., которые повернули движение декабристов на новую дорогу.

§3 Петербургское совещание 1820г. Ликвидация Союза благоденствия

Итак, Союз благоденствия был деятельной организацией и немало сделал за три года своей работы. Но все, что он сделал, в сущности, не приблизило его к цели. Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного» представительного правления. Члены Союза понимали, что крепостное право не могло пасть от одного общественного мнения, потому и задумали написать вторую часть своего статута «Зеленой книги» с изложением «сокровенной цели» и способов ее достижения, но предложенные тогда решения вызывали разногласия.

Неразработанные стороны «сокровенной цели» становились явственным тормозом движения. Двадцатилетний с лишним срок, отведенный было Союзом благоденствия для подготовки переворота, стал казаться необоснованно длинным, а способы достижения цели – малоэффективными. Политическая цель – конституционная монархия – стала представляться отсталой и не удовлетворяющей созревшему мировоззреню. Численный рост Союза делал организацию рыхлой, принимались иной раз и ненадежные люди, болтуны, занимавшиеся пустяками. Резкая неудовлетворенность сделанным все отчетливее сказывалась в спорах, в обсуждении создавшегося положения. В самом обществе намечалось глубокое внутреннее движение: одни из прежних членов охладели к цели организации, а другие жаловались, что тайное общество ничего не делает. Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения целей. Многие декабристы пришли к выводу, что нечего рассчитывать на решающее влияние «общественного мнения». Это слишком медленный путь.

В создавшейся революционной обстановке в мире решение Коренной управы Союза благоденствия созвать в Петербурге совещание по основным программным вопросам – для уяснения «сокровенной цели» и выработки правильной линии действий - было вполне своевременным.

Совещание состоялось в январе 1820г. на квартире Федора Глинки. В совещании приняло участие ведущее ядро движения: Пестель (он был докладчиком), Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, Михаил Лунин, Николай Тургенев, Иван Якушкин, Иван Шипов и ряд других членов тайного общества. На совещании был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Каждый из голосовавших объяснял причины своего выбора. «В заключении приняли все единогласно республиканское правление».[18]

Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского революционного движения, которая впервые приняла решение бороться за республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение программы вело за собой и изменение тактики. Вскоре по этому поводу состоялось еще одно важное совещание, на котором вновь возник вопрос о цареубийстве; по мнению наиболее радикальных членов, лишь цареубийство расчищало путь республике. Сохранение дома Романовых рассматривалось как серьезная угроза существованию республики. Пестель уверял, что общество может отвратить анархию, назначив наперед из среды своей временное Правление, облеченное верховной властью, дабы обеспечить порядок и ввести новый образ правления.

Таким образом, как только уяснилась «сокровенная цель» общества и формула вводимого революцией республиканского правления восторжествовала, обострилась внутренняя борьба в обществе за способы революционного действия.

Но дело было далеко не только в них. Дело было в самом устройстве республики – в ее основном законе, в конституции. И Пестель, и Никита Муравьев садятся в это время за работу над конституционным проектом будущей революционной России.

Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского полка в октябре 1820г.) событиями, надо было по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи с конституционными проектами), в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий план открытого выступления. После восстания Семеновского полка открытая «проповедь» членов Союза благоденствия становилась очень опасной, нужна была глубокая конспирация. Открытое оповещение о ликвидации Союза не терпело отлагательств, т.к. за обществом могли уже следить. Поэтому Московский съезд прервал свои заседания и собрал общее собрание всех членов Союза благоденствия, присутствовавших тогда в Москве.

Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим образом оформлены и подписаны. Участники съезда сговорились и о характере дальнейшего подбора членов. Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся, нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его единомышленникам объявлялось, что общество распущено. На этом закрылся Московский съезд 1821г.

Конечно, постановления съезда носят на себе отчетливо выраженную печать дворянской ограниченности. Она сказывается прежде всего в решении отсечь от движения наиболее радикальные его элементы. Но в дальнейшем политическая форма, принятая так называемой «средней» линией общества, окажется конституционной монархией.

Вместе с тем постановления Московского съезда 1821г. имели и некоторые положительные черты, которые состояли в признании необходимости решающего революционного удара, в замысле подготовить войска и действовать вооруженной силой, в отсеивании «правых», колеблющихся элементов.

«Из петербургских членов деятельностью Никиты Муравьева образовалось новое Общество…».[19]


ГЛАВА 4

Северное и Южное общества

§1 Возникновение новых тайных организаций

По новому уставу намеревалось создать четыре руководящих центра, названных думами: в Петербурге, Москве, Смоленске и Тульчине. Против Павла Пестеля выступили ряд членов, представителей умеренного крыла общества. Квартира Пестеля в Тульчине стала центром, куда сходились недовольные постановлением съезда. Кабинет Пестеля стал местом рождения в 1821г. Южного общества декабристов. На собрании присутствовали Бурцов, Комаров, Пестель, Юшневский, Барятинский, Вольф, Абрамов, Ивашев и братья Крюковы.

На первом же своем учредительном заседании Южное общество подтвердило требование республики и подчеркнуло, что тайное общество не уничтожено, действия его продолжаются. Пестель поставил вопросы о цареубийстве и о тактике военной революции, которые были приняты единогласно.

Сразу же за первым заседанием было созвано второе, главным образом посвященное организационным вопросам. Пестель избран был председателем, Юшневский блюстителем общества. Оба избирались и в директорию общества. Третьим членом директории был избран Никита Муравьев. Главное же было в том, что Южное общество, приняв революционный способ действия посредством войск, считало начало военных действий в столице основным требованием успеха. Власть можно было захватить лишь в столице, сломив сопротивление царизма, свергнув его. Но начинать действия на окраине было бы просто бессмысленно. Таким образом, в момент зарождения Южного общества декабристов уже был принципиально решен вопрос о необходимости возникновения Северного общества. Успех столичного выступления решал дело.