Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика отмывания доходов (стр. 13 из 17)

Поэтому на практике нередко возникают серьезные затруднения, когда лицо совершало сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными в результате совершения им преступления. В частности, из анализа уголовных дел видно, что основаниями для привлечения к уголовной ответственности по ст. 174.1 УК РФ у следователей были различные основные преступления. Можно сделать вывод, что существующая на сегодняшнее время судебно-следственная практика позволяет привлекать к уголовной ответственности по ст. 174.1 УК РФ всех лиц, совершивших основное преступление, связанное с приобретением денежных средств или иного имущества, и любым способом им распорядившихся.

Зачастую при доказывании виновности обвиняемого следователи уделяют внимание лишь фиксации самого факта совершения действий, составляющих объективную сторону ст. 174 и 174.1 УК РФ, без конкретизации обстоятельств, свидетельствующих о намерении придать легальный статус денежным средствам или иному имуществу[112].

Именно таким путем идут следователи, признавая легализацией покупку на денежные средства, приобретенные преступным путем, автомобилей, квартир и т.п. при фактическом отсутствии действий по отмыванию[113].

Вместе с тем и в Постановлении Пленума ВС РФ нет четких рекомендаций судам по этому поводу. В нем говорится, что доказывание цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступно полученными денежными средствами или иным имуществом относится только к ст. 174 УК РФ.

Из данных опроса наркополицейских стало известно, что в подобных первому случаях действия лиц они квалифицируют как преступления, предусмотренные ст. 174.1 УК РФ, например, когда наркодилер, получив деньги от сбытого наркотика, приобретал на них пачку сигарет.

Приведем еще один пример. Верховным судом Бурятии осуждены лица, входившие в таджикскую группировку, занимавшуюся продажей наркотиков, деньги от сбыта которых они легализовывали. В частности, на полученные от продажи наркотиков деньги гр-н Я. и его сожительница купили автомобиль ВАЗ-21061, двухкомнатную квартиру, ювелирные изделия, телерадиотехнику, мебель, часть обменяли на иностранную валюту[114].

В отличие от ст. 174.1 УК РФ в диспозиции ст. 174 УК РФ указывается, что ответственность за легализацию преступно приобретенного имущества, денежных средств другими лицами наступает, когда осуществление финансовых операций и сделок совершается "в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом".

Такое положение следует признать недостатком конструкции данного состава преступления, и в первую очередь потому, что такие деяния без приведенной выше цели назвать отмыванием в смысле Закона о легализации доходов нельзя.

Выводы по 2 главе

Рассмотрев и проанализировав вопросы, связанные с анализом легализации (отмывания) преступных доходов, представляется возможным сделать следующие выводы.

1. Предмет легализации не обоснован, но разделен на "денежные средства" и "иное имущество", так как термин "имущество" охватывает и "деньги". Вместе с тем нынешнее законодательное определение предмета легализации не охватывает "права на имущество", что следует признать недостатком.

2. Приобретение легализуемых денежных средств или иного имущества предлагается считать преступным не с момента вступления в законную силу приговора суда в отношении лица, совершившего первоначальное преступление, а с того момента, когда правоохранительным органом будут получены данные, указывающие на наличие в действиях лица признаков основного состава преступления.

3. В составе преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, содержится два самостоятельных состава. Признаки состава первого преступления (объективные и субъективные) характеризуют признак второго преступления - предмет (легализованные доходы), причем при отсутствии наличия всех признаков основного преступления нельзя определить преступность предмета легализации, что и будет свидетельствовать об отсутствии в деянии по отмыванию денег признаков дополнительного преступления.

4. Исключение из предмета легализации денежных средств, приобретенных в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 193 и 199.1 УК РФ, является необоснованным. В ст. 174 и 174.1 УК РФ следует оставить упоминание только о четырех статьях - 194, 198, 199 и 199.2 УК РФ, исключив ст. 199.1 УК РФ, а ст. 193 УК РФ "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" вообще декриминализировать.

5. В ст. 174 и 174.1 УК РФ следует установить минимальный размер суммы финансовой сделки и распространить его на действия, связанные с использованием денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 174.1 УК РФ).

6. Указание в диспозициях ст. 174 и 174.1 УК РФ на "финансовую операцию" или "другую сделку" во множественном числе и объединение их при этом соединительным союзом "и" следует признать законодательной ошибкой. Именно в этом значении следует толковать диспозиции указанных статей - признавать уголовно наказуемым совершение не только нескольких действий по легализации, но и одного.

7.Сам факт совершения финансовой операции или иной сделки либо использование приобретенных от преступления доходов в предпринимательской или иной экономической деятельности не должно считаться легализацией, если при этом отсутствует признак "придания правомерного вида" приобретенным доходам. Суть легализации для преступника заключается в том, чтобы предпринять все усилия, направленные на затруднение выявления преступного происхождения денежных средств или иного имущества (доходов) и создание для себя или иных лиц таких условий сокрытия подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, которые позволяют считать эти доходы полученными правомерным путем. Доказывание такой специальной цели относится не только к ст. 174, но и к ст. 174.1 УК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ вопросов, связанных с комплексной разработкой социально-правовых проблем противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, определения и обоснования уголовно-правовых и иных мер противодействия нарушениям в данной сфере, выработкой научно-практических предложений по использованию и совершенствованию механизма обеспечения охраны (защиты) прав и законных интересов граждан, общества и государства, позволяет сделать ряд следующих выводов и научно-практических рекомендаций.

1. К целям уголовного законодательства по борьбе с отмыванием доходов, приобретенных преступным путем, относятся:

а) определение пределов действия норм уголовного права в сфере экономической деятельности;

б) установление объективных признаков уголовно наказуемых деяний в данной сфере, учитывая бланкетность ст. 174, 174.1 УК РФ;

в) закрепление таких видов и размера наказаний, которые обусловлены общественной опасностью данного преступления.

2. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокоэффективный вид незаконного получения доходов. Общественная опасность отмывания криминальных доходов определяется тем, что она усложняет выявление и преследование основных (предикатных) корыстных преступлений, а также изъятие доходов от преступной деятельности.

3. Этапы совершенствования мер уголовно-правовой борьбы с отмыванием доходов в России:

- первый - введение в действие УК РФ (1 января 1997 г.);

- второй - вступление в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (с 1 февраля 2002 г.), изменившего редакцию ст. 174 УК РФ и включившего в уголовный закон новый состав преступления по легализации доходов - ст. 174.1 УК РФ;

- третий - изменение редакции указанных статей Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ;

- четвертый - опубликование Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23.

4. Уголовно-правовая борьба с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, обусловлена:

- широким распространением легализации доходов, приобретенных преступным путем;

- необходимостью защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от криминальных капиталов;

- вредоносностью подобных деяний, обусловленной высокой степенью причинения вреда хозяйствующим субъектам, а также экономическим и политическим интересам государства;

- невозможностью противодействия легализации доходов в полной мере только гражданско-правовыми и административными методами;

- необходимостью эффективного противодействия финансированию терроризма;

- соблюдением принципов Устава Организации Объединенных Наций, касающихся поддержания международного мира и безопасности;

- международно-правовыми обязательствами Российской Федерации о борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

5. Общественная опасность деяний, направленных на легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, выступает содержательной стороной и главным определяющим критерием социально-экономической обусловленности установления уголовной ответственности за совершение финансовых операций с доходами, приобретенными преступным путем, в целях сокрытия или искажения подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность.

6. Основания установления уголовной наказуемости легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем: