Смекни!
smekni.com

Просвещенный абсолютизм в России (стр. 3 из 4)

По поводу внутренней политики Екатерины можно сказать, что, с одной стороны, она хотела освобождения крестьян, но, с другой, не препятствовала еще большему их закрепощению, даже ради экономической выгоды государства. Использование труда ссыльных прямо противоречило гуманности.

22 августа 1767 годы вышел указ, запрещающий подавать жалобы на помещиков крестьянами. Но он многими трактуется неверно. Это запрещение подавать жалобы самолично императору, а вообще жалобы можно было подавать в специальные учреждения.

Следующий этап - создание законодательства о сословиях. Это был важнейший замысел Екатерины. 21 апреля 1785 года она издала два обширных документа, которые принято называть Жалованными грамотами дворянству и городам. Законодательное оформление всех прав и привилегий дворянства окончательно отделил его от других сословий, упрочив его господствующее положение, при признании монарха своей главой.

Второй грамотой Екатерина хотела помочь установлению 3 сословия, но так как оно до конца еще не сформировалось, то грамота носила очень многоплановый характер: права не только городского населения, но и купечества, создание ремесельных цехов и т.д.

Однако завершение программы создания сословий было невозможно, не учитывая самую многочисленную часть населения - крестьянство. Документы свидетельствуют о существовании подобной грамоты, но проект ее не был утвержден. Адресована грамота была не всем крестьянам, а лишь государственным, которые становились «свободными сельскими жителями». Крестьяне делились на 6 категорий (первые две освобождались от телесных наказаний), и была создана новая система управления, предполагавшая самоуправления: выбирались старшины и старосты.

Эти представления, сформированные императрицей в трех грамотах, носят черты представлений о хорошо отрегулированном обществе с сословной структурой и характерны для начала Нового времени.

Но третья грамота так и не была издана! И этот проект можно считать незавершенным. Правда, именно с екатерининского времени, по мнению историков, можно говорить о появлении в России сословий.

Понимая, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, Екатерина уделяла большое внимание проблеме образования. В ее стремлении к реорганизации образования сказалось также влияние философов-просветителей и идей Нового времени. Хотя 1763 год Екатериной была создана Комиссия по народному образованию, проект опять не нашел выхода в свет, как и многие другие.

Главным проводником политики Екатерины в области образования стал И.И. Бецкой, также получивший неплохое образование за границей (тоже в духе времени). Разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» взяло свои истоки от известной европейской идеи Руссо о «воспитании новой породы людей». По замыслу автора в России следует создать сеть училищ, где дети бы воспитывались в изоляции от общества и дурных влияний. Но, естественно, это не удалось осуществить, потому что уже сами учителя были испорчены обществом.

Самое известное общественное заведение, созданное Бецким, - Смольный институт благородных девиц в Питере, ставший первым женским учебным заведением в России. Оно пользовалось покровительством императрицы. Также были организованы училище при Академии художеств, воспитательные дома для сирот в Москве и Петербурге, коммерческое училище и т.д. нужно добавить, что воспитательным домами, содержавшимися на пожертвования, зарождалась еще одна русская благотворительность и меценатство.

К концу 70-х годов отказавшись от идиллической идеи воспитания новых людей, Екатерина перешла к созданию всеобщей системы образования; двух классных училищ в уездах и 4-х классных в городах. К этому проекту Екатерина приступила в 1782 году, в нем участвовал специально приглашенный из Австрии известный педагог Ф.И., Янкович де Мириево.

В программы училищ были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранные языки. Специально для этих училищ Бецкий и Екатерина написали книгу «О должностях человека и гражданина»,носившей просветительские идеи, их воззрения на понятия «добродетель», «душа», «обязанности» по отношению к Богу и обществу.

Этим была создана единая система образования с общей методикой преподавания. Но недостаток у этой реформы тоже был: народные бессословные учреждения, расположенные в городах, были недоступны для крестьян. Но по масштабам того времени реформа была грандиозна.

Пример образованной императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние на развитие русской культуры. Короткой период союза государства и культуры дал таких личностей, как Ломоносов, Сумароков, Державин и т.д.

«Просвещенный абсолютизм» признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той культурной среды, которая просуществовала в Росси вплоть до 1918 года.

Екатерина внимательно следила за всеми литературными новинками, поощряла авторов, участвовала в создании застройки и перестройки городов, положила начало петербургскому Эрмитажу.

Период ее правления - расцвет русской журналистики. В 1769 году императрицей основана сатирический журнал «Всякая всячина», где она высказывала свою точку зрения на различные проблемы, главным образом, в сатирической форме описывая разнообразные пороки. Это породило оживленную полемику о роли сатиры в обществе. Главным оппонентом императрицы стал Н.Н. Новиков - выдающийся русский просветитель. Спор, ставший носить идеологический характер, повлек за сбой цензурные преследования Новикова. Сама же по себе открытая полемика в печати государыни с одним из подданных стала явлением беспрецедентным.

Это объясняется тем, что в русской истории в екатерининское время у государства не было нужды защищаться от новых идей в литературе, да и авторы не были так смелы. Цензурные запреты касались лишь произведений печати, считавшимися еретическими, безбожными или безнравственными.

Связанное с абсолютизмом и общественной мыслью 18 века нужно назвать масонское течение, которое провозглашало построение общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. Для думающих людей 18 века масонство представлялось альтернативой идеологии официальной государственности и столь же неприемлемому слепому копированию французской культуры, которая повлияла на екатерининскую эпоху. Практическая деятельность масонов в России этого времени не отделима от чисто просветительской, то есть направленной на просвещение народа. Но уже к 70-м годам 18 века в русском и европейском масонстве наступает период, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. Поэтому в рамках нашей темы дальнейшее развитие этого идеологического течения нас не интересует. Но отношение императрицы к нему очень важно. Поначалу считая масонство модным чудачеством и легкомыслием, позднее императрица увидела в нем явную опасность для самодержавия:

«за долг почитаю вернолюбезного народа остерегать от прельщения к выдумленного в не наших пределах под наказанием от разного рода масонских лож и других мистических ересь, точно клонящих к разрушению христианского православия и ...»6

Другое направление русской общественной мысли этого вре­мени представлено именем А. Н. Радищева. Как принято счи­тать, с него началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклон­ником идей просветителей, Радищев придает им радикальный, нигилистический характер. Такие взгляды сформировали ре­шительное неприятие существовавших в стране порядков и прежде всего крепостничества. Вообще критическое отношение к действительности, порожденное идеями Просвещения, раз­вивалось и в Европе, но там носителем революционной идео­логии стала буржуазия, боровшаяся за свои права. Радищев и его сторонники не видели различий в историческом развитии и положении России и Европы, не проявил еще себя в доста­точной мере и негативный опыт Французской революции. Казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», изданном в 1790 г.

Хорошо известны слова, написанные Екатериной II на по­лях книги Радищева: «бунтовщик, хуже Пугачева».

Интересна в этом ключе точка зрения Пушкина, который критически относился к Екатерине:

«Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны... В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидерота и Реналя, но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему...»7

Но он также не согласен и с позицией Радищева, о чем он пишет в своем стихотворении «Вольность». Для Радищева существует иерархия народ- закон - монарх. Он прославляет цареубийство как способ выйти из «беззаконного» состояния. Пушкин осуждает эту позицию для него иерархия следующая: закон-монарх-народ:


«Питомцы ветреной судьбы,

Тираны мира! Трепещите!